ВВЕДЕНИЕ ШАХМАТ В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СВЯЗАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ | Тугушева Екатерина Петровна. Работа №254883
Автор: Тугушева Екатерина Петровна
В данной статье говорится о введении шахмат в школьную программу. Рассказано о влиянии занятий шахматами на различные сферы личности (познавательной сферы, волевой, мотивационной), определен проблемный характер влияния на органическую и социальную сферу личности. Показаны проблема подготовки квалифицированных преподавателей шахмат; связь шахматных задач с различными разделами математики, приведены примеры шахматных задач
ВВЕДЕНИЕ ШАХМАТ В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И СВЯЗАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Лютц Д.А., Птицына И.В.
Московский государственный областной университет
denislyutts@rambler.ru, inpt@mail.ru
Аннотация
В данной статье говорится о введении шахмат в школьную программу. Рассказано о влиянии занятий шахматами на различные сферы личности (познавательной сферы, волевой, мотивационной), определен проблемный характер влияния на органическую и социальную сферу личности. Показаны проблема подготовки квалифицированных преподавателей
шахмат; связь шахматных задач с различными разделами математики, приведены примеры шахматных задач.
Ключевые слова: шахматы, шахматная задача, творческие способности,
интеллект, внимание, дисциплина, трудолюбие, мотивация, память, сфера
личности, алгоритм, переподготовка.
Введение преподавания шахмат в программы общеобразовательных
школ является общемировой тенденцией. В Международной шахматной
федерации ФИДЕ еще в 1984 году была создана Комиссия по шахматам в
школах «Шахматы для образования», ставящая одной из своих целей использование шахмат в образовании для улучшения образовательных результатов [1]. Особое внимание уделяется детям в возрасте 7-11 лет, а
также дошкольникам дома или в детском саду.
В 2017 году Министр образования и науки Российской Федерации
Ольга Васильева поставила вопрос о введении шахмат в школьную программу. С конца 2017 и в начале 2018 года проведен всероссийский конкурс среди учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования на лучшую методическую разработку по шахматам для начальной школы [2]. В марте 2018 года Департаментом образования Москвы и
фондом «Шахматы в школе» разработана программа преподавания шахмат
в начальной школе [3, 4]. К 2019 году данное нововведение планируется
реализовать в большинстве школ России, учителя проходят переподготовку. Опуская обсуждение материальных и организационных сторон реализации программы, рассмотрим, какие результаты могут достигнуты при ее
успешной реализации.
Шахматы развивают творческие способности, способности находить
нестандартные решения, умения устанавливать причинно-следственные
74
связи, логически рассуждать, способствуют формированию чувства прекрасного;
учат планировать, контролировать и объективно оценивать свои действия по решению задач, выбирать наиболее эффективные способы решения, вносить коррективы в их выполнение;
учат управлять своими эмоциями, дисциплинированности, внимательности, трудолюбию и упорству в достижении целей.
Вот что говорит, например, гроссмейстер Сергей Карякин: “Мне
шахматы очень помогли в жизни, потому что я всегда просчитываю свои
действия, как в шахматной партии, на ходы вперед. Необязательно становиться гроссмейстерами, но для того чтобы ребенок хорошо развивался,
необходимо играть в шахматы, работать за доской, считать варианты”. А с
проявлением самостоятельности связано начало творческой деятельности.
С чего мы начинаем обучение игре в шахматы? Показываем, как ходит каждая фигура в отдельности, объясняем правила игры. Рассказываем
основы теории. Так, например, если вы играете за белых, изначально логично начать занимать фигурами центр доски для атаки соперника. Если
же за черных, то сначала необходимо выстроить крепкую защиту и только
потом идти в нападение. И все это ребенок должен осознать и запомнить.
Развивается память, что несомненно является важным качеством в повседневной жизни.
Допустим, соперники разыграли грамотное начало с обеих сторон
(первые 5-6 ходов). Что дальше? Заметим, что в данной статье мы не рассматриваем профессиональный уровень игры, где соперники знают всевозможные шахматные начала (дебюты) на 20-25 ходов вперед. Дальше в
ход идет логика и прогнозирование позиции. Во время партии происходит
постоянное сопоставление своих расчетов с возможными действиями противника. То есть в ходе партии мы пытаемся предугадать следующий ход
оппонента, основываясь на анализе как собственной позиции, так и позиции соперника.
В ходе партии возникают своего рода проблемы и задачи. Самый
простой пример - это выбор тактики игры. Мы можем играть агрессивно,
создавая острые ситуации, или же начать партию с выстраивания линии
обороны и только потом идти в бой. Шахматист часто делает выбор интуитивно, пытаясь предугадать, как партия будет развиваться впоследствии.
Такие решения не приходят сами собой. В основе интуиции лежат опыт и
знания, накопленные шахматистом в течение длительного времени.
Шахматы учат точности своих действий. Развивают внимание и ее
концентрацию. Как обидно бывает, когда порой один неточный ход может
выигрышную партию обратить в досадное поражение. Тренировка концентрации внимания в шахматах помогает справиться с рассеянностью.
Можно сделать вывод, что шахматы развивают ребенка разносторонне. Развивают память, логику и смекалку, учат точности и дисциплине
мышления. Математика базируется именно на этих навыках, то есть можно
75
75
сказать, что занятие шахматами влечет за собой развитие математических
способностей ученика. Однако современные статистические исследования
сильно разнятся в выводах влияния занятий шахматами на успешность
обучения по остальным предметам: от менее 1% повышения успеваемости
[5, 6] до 35% [7, 8].
Но как создать мотивацию у учащихся общеобразовательных школ,
не прошедших специальный отбор, заниматься шахматами? Для начала
могут подойти простые, но в то же время достаточно интересные факты о
шахматах, которые пробудят интерес ребенка к самой игре в целом. Так,
например конь каждый следующий ход меняет цвет клетки, на которой он
стоит. О данной фигуре, как и об остальных фигурах, можно много рассказать. Часто можно встретить в повседневной речи выражение “ход конем”,
ставшее крылатым, означающее хитрый ход, неожиданный поворот событий в каком-либо противостоянии.
Для успешного обучения шахматам, как и для обучения любому
предмету, недостаточно программ, от педагогов нужны любовь к предмету
обучения, увлеченность им, знание методик и приходящее с годами мастерство. В практике российских школ существует немалый опыт успешного ведения занятий шахматами. Теперь речь идет о расширении этого
опыта. Следовательно, надо решать проблему подготовки соответствующих кадров. В декабре 2018 года Федерация шахмат России утвердила Положение о проведении ежегодного конкурса «Учитель шахмат» и создала
подкомиссию «Шахматное образование» в Детско-юношеской комиссии
Федерации шахмат России [9].
При обучении шахматам необходимо ставить перед учениками задачи, решение которых они должны найти самостоятельно. Что такое шахматные задачи? Обычно шахматная задача - это позиция на доске, разрешение которой приведет нас к явному преимуществу или победе над соперником. Для новичков в основном предлагают решить несложные задачи, в один-два хода. Каждая решенная учеником задача представляется для
него маленькой победой, что стимулирует интерес к шахматам.
Задачи на шахматной доске также являются одним из разделов так
называемых «задач на смекалку». Подобные задачи встречаются в олимпиадных заданиях для всех возрастов. Изучение шахматной игры, и даже
просто ходов шахматных фигур, привычка к шахматной доске существенно облегчат понимание условий и решение таких задач. С другой стороны,
это повлечет усложнение условий соответствующих олимпиадных заданий.
Итак, представляется, что влияние шахмат на развитие личности
изучено лишь для отдельных сфер личности, а также не проведено сравнение такого влияния с другими интеллектуальными играми.
Отметим, что для разрешения сложных ситуаций, когда игра является жестким противоборством, также требуется специальная подготовка
преподавателей. Следовательно, решение задач развития личности обучащихся, повышения результатов школьного обучения за счет введения в
школе шахмат — само является непростой задачей.
Литература
1. Международная шахматная федерация ФИДЕ, Комиссия по шахматам в школах «ШАХМАТЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ». –
http://cis.fide.com/
2. Российская шахматная федерация. Шахматный всеобуч. –
http://ruchess.ru/championship/detail/2018/shakhmatnyy_vseobuch_2017
2018/
3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 35с.