Введение в ФГОС: основные принципы и их применимость в начальном образовании | Сербигешева Ирина Михайловна . Работа №351286
В статье рассматривается введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальном образовании. Анализируются основные принципы ФГОС и их применимость в учебном процессе, а также приводятся практические примеры использования стандартов в работе с младшими школьниками. Особое внимание уделяется интеграции новых подходов к обучению, направленных на развитие функциональной грамотности, самостоятельности и творческих способностей учеников.
ВВЕДЕНИЕ В ФГОС: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИХ ПРИМЕНИМОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сербигешева Ирина Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ Казановская ООШ
Аннотация. В статье рассматривается введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальном образовании. Анализируются основные принципы ФГОС и их применимость в учебном процессе, а также приводятся практические примеры использования стандартов в работе с младшими школьниками. Особое внимание уделяется интеграции новых подходов к обучению, направленных на развитие функциональной грамотности, самостоятельности и творческих способностей учеников.
Ключевые слова: ФГОС, начальное образование, образовательные стандарты, функциональная грамотность, обучение, развитие.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой ключевые ориентиры в современном образовательном процессе. Введение ФГОС в начальное образование направлено на повышение качества обучения, адаптацию к современным требованиям и создание благоприятной среды для развития каждого ребёнка. Одной из главных задач начальной школы становится формирование не только базовых знаний и умений, но и развитие навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе и продолжения обучения на последующих этапах.
ФГОС акцентирует внимание на личностно-ориентированном подходе к обучению, что предполагает учёт индивидуальных особенностей и потребностей каждого ученика. Например, в начальной школе учитель должен учитывать разный темп обучения детей, их интересы и особенности восприятия информации. Это требует от педагога гибкости в выборе методов и приёмов обучения, а также умения мотивировать детей к самостоятельному поиску знаний. Одним из инструментов для реализации данного подхода может стать проектная деятельность, в ходе которой ученики развивают умение работать в команде, анализировать информацию и делать выводы.
ФГОС также предусматривает интеграцию различных форм и методов обучения, которые способствуют развитию функциональной грамотности младших школьников. Это понятие включает в себя способность использовать знания на практике, решать жизненные задачи и адаптироваться в изменяющемся мире. Например, на уроках математики важно не только объяснять теорию, но и показывать её применение в реальных ситуациях. Учитель может организовывать математические игры, задачи на логику или даже практические задания по измерению предметов в классе. Такие подходы помогают детям понять, что математика не ограничивается только страницами учебника, а используется в повседневной жизни.
Одним из важнейших принципов ФГОС является создание образовательной среды, способствующей развитию самостоятельности у школьников. В начальной школе дети часто ещё не обладают необходимыми навыками саморегуляции и организации времени, поэтому учитель должен помогать им постепенно осваивать эти умения. Например, можно использовать систему дневников самонаблюдения, где каждый ученик отмечает свои достижения и задачи на день. Это учит ребёнка планировать свои действия, анализировать результаты и брать на себя ответственность за выполнение задач.
Принцип деятельностного подхода, который является основой ФГОС, предполагает активное участие детей в учебном процессе. Важно не только объяснить материал, но и предоставить детям возможность самостоятельно открывать новые знания через эксперимент, наблюдение или решение проблемных задач. Например, на уроках окружающего мира можно организовать экскурсии, экспериментальные занятия на природе или в классе, где ученики сами проводят опыты и делают выводы. Такой подход способствует формированию исследовательских навыков и развитию критического мышления.
ФГОС также подчеркивает важность воспитания в образовательном процессе. Начальная школа — это не только этап обучения, но и период активного формирования личностных качеств ребёнка. Важно, чтобы образовательная среда способствовала развитию нравственных, моральных и социальных качеств. Учитель может организовывать различные классные мероприятия, игры на сплочение коллектива, обсуждения моральных и этических вопросов, которые помогают детям осознавать ценности дружбы, уважения и взаимопомощи.
ФГОС ориентирован на интеграцию информационных технологий в образовательный процесс, что актуально и для начальной школы. Важно, чтобы дети с младшего школьного возраста умели использовать современные технологии для поиска информации, обработки данных и презентации своих проектов. Учитель может использовать интерактивные доски, образовательные программы и интернет-ресурсы для проведения уроков, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным для учеников.
Важной частью образовательного стандарта является формирование навыков работы в команде и коммуникации. Ученики должны уметь взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. В начальной школе такие навыки развиваются через групповые проекты, совместные игры и обсуждения. Например, можно организовать мини-дебаты или ролевые игры, где дети учатся слушать и уважать мнение других, а также выражать свою позицию.
ФГОС предполагает активное участие родителей в образовательном процессе. Это означает, что учитель должен не только работать с детьми, но и устанавливать контакт с родителями, вовлекать их в школьные мероприятия и обсуждать успехи и трудности ребёнка. Это помогает создать единую образовательную среду, где родители и педагоги совместно работают над развитием и воспитанием детей. Например, можно организовывать родительские собрания в формате мастер-классов, где родители смогут ознакомиться с методами, используемыми на уроках, и получить рекомендации по развитию ребёнка дома.
Таким образом, введение ФГОС в начальное образование открывает новые возможности для повышения качества обучения и воспитания. Основные принципы стандарта направлены на создание комфортной и эффективной образовательной среды, где каждый ребёнок может развивать свои способности и раскрывать потенциал. Учитель в этом процессе играет ключевую роль, выступая не только как передатчик знаний, но и как наставник, вдохновляющий детей на достижение успехов и формирование положительных жизненных установок. Важно, чтобы педагоги активно внедряли новые подходы, следуя принципам ФГОС, и делали обучение интересным, доступным и полезным для каждого ученика.
Список литературы
Басюк
В. С., Виноградова Н. Ф.,
Лазебникова
А. Ю. Ф
едеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения
// Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. №
4.
Княгинина Н
.
Ч
то мы знаем о
ФГОС? З
ачем нужны образовательные стандарты, как они менялись и исследовались
(Ч. 1) // Образовательная политика. 2020. №4 (84).