Введение в основы вожатской деятельности. Портрет идеального вожатого | Мой кабинет. Работа №342618
Статья "Введение в основы вожатской деятельности. Портрет идеального вожатого" является руководством по работе с детьми и подростками в детских лагерях и летних лагерях, а также в других детских коллективах. В статье описываются основные принципы и методы работы вожатого, а также основные навыки и качества, которыми должен обладать идеальный вожатый.
Статья помогает вожатым и будущим вожатым понять важность и ответственность своей работы, а также осознать, какие навыки и качества им необходимо развивать, чтобы стать идеальным вожатым и создать яркие и незабываемые впечатления у детей и подростков, которых они воспитывают.
Тема «Введение в основы вожатской деятельности. Портрет идеального вожатого»
План:
1.Личностные качества вожатого
2. Образ вожатого
3. Умения и навыки вожатого
4. Обязанности вожатого
Цель освоения ПМ (в частности МДК 02.02.) – обеспечить теоретическую и практическую подготовку учащихся к работе вожатого в образовательных организациях, в организациях отдыха и оздоровления, направленной на создание воспитательной среды, способствующей личностному развитию подрастающего поколения и формированию системы нравственных ценностей, активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу.
1.Личностные качества вожатого
Слово «Вожатый» происходит от слова «вожак». Вожаком в старину называли проводника по незнакомым маршрутам. Вот и вожатый ведёт своих подопечных по неизведанным тропинкам детской жизни. Вожатый - педагог, работающий с детским объединением.
Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому.
Задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.
В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.
Вожатый должен быть:
1. Доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
2. Внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Каждый ребенок в отряде должен считать вас своим вожатым. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий.
3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
4. Справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал.
5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если дети почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда.
7. Терпеливый и сдержанный. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему.
8. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 день вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
* Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги .
* Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
* Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
* Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 21 день оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой.
2.Образ вожатого
Внешний вид вожатого очень важен в определении отношения детей и коллег-вожатых к нему. Поэтому вожатый должен всегда выглядеть достойно, подавая пример своим детям.
Культура речи. Дети зачастую копируют стиль речи и обороты своего вожатого. Поэтому вожатый должен избавиться от слов-«паразитов», использовать грамматически правильные конструкции предложений, подчеркивать богатство и выразительность языка. И, конечно же, ни в коем случае не прибегать к нецензурным выражениям.
Комната вожатого играет большую роль в составлении мнения о вожатом. Это место, где должны правильно сочетаться отдых и работа, поэтому атмосфера комнаты должна быть благоприятной для эмоционального равновесия.
Таким образом, на детей влияют не только профессиональные качества вожатого, но и личностные характеристики самого человека.
Умения и навыки вожатого
Первое и самое важное качество вожатого — это готовность быть образцовым человеком для детей. Вожатый должен быть нравственным авторитетом, который ведет себя достойно и внушает уважение.
Вторым ключевым навыком является умение организовывать и планировать время. Вожатый должен уметь распределить время на игры, обучение и отдых, чтобы обеспечить детям полноценный отдых и развитие.
Третий навык важен для обеспечения безопасности детей. Вожатый должен уметь следить за детьми и предотвращать конфликты или несчастные случаи.
Четвертым навыком вожатого является творческое мышление. Вожатый должен придумывать разнообразные игры, занятия и развлечения, чтобы не давать детям заскучать. Он должен уметь вдохновлять детей, развивать их творческие способности и помогать им находить новые и интересные решения задач.
И, наконец, пятый ключевой навык — умение работать в команде. Вожатый должен уметь налаживать контакты с другими вожатыми, администрацией, родителями и другими участниками лагеря.
4.Обязанности вожатого
Нести ответственность за здоровье и безопасность детей;
ВСЕГДА быть в зоне доступа для детей;
Следить за гигиеной, за приемом пищи, соблюдать режим дня;
Знать всех детей по имени,
с
вниманием относится к каждому ребенку;
Сплачивать детей, отслеживать межличностные отношения в отряде;
Решать все детские конфликты, поощряя вербальные варианты решения;
Не допускать
буллинга
, пресекать любые проявления агрессии детей;
Организовывать досуг детей, вовлекать их в интересные мероприятия;
Знать индивидуальные особенности детей;
Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка из своего отряда;
Не давать невыполнимых обещаний, держать слово;
Нести позитив, и всегда иметь план Б.
Будь таким вожатым, за которым ты в детстве пошел бы в огонь и воду. Сверяйся с ИДЕАЛОМ ВОЖАТОГО своего детства
Что вожатому запрещено.
Вожатому не следует:
1) Спать у детей в комнатах
2) Кричать на детей
3) Выделять любимчиков
4) Нарушать покой детей во время сна;
5) Клянчить у детей;
6) Делить отряд на стареньких и новеньких;
7) Наказывать детей;
8) Показывать свои негативные эмоции.
Д.З: принести папку с играми на знакомство и сплочение. Провести по 1 игре из каждого раздела, при себе имея необходимый инвентарь. (на отметку)