Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НСУР | Селиванова Галина Владимировна. Работа №222407

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Селиванова Галина Владимировна
     В свете требований к новой форме аттестации учителей, к повышению качества общего образования, перед учителем встает задача непрерывного профессионального совершенствования, поиска эффективных форм и методов обучения, удовлетворяющих всех участников образовательных отношений.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ НСУР
Выполнила:
Селиванова Г.В.,
учитель английского языка,
МБОУ СШ№11
г.Щекино
2019г.
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ НСУР
(Селиванова Г.В.,учитель английского языка, МБОУ СШ№11)
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет
желания учиться.
В.А. Сухомлинский
В свете требований к новой форме аттестации учителей, к повышению качества общего образования, перед учителем встает задача непрерывного профессионального совершенствования, поиска эффективных форм и методов обучения, удовлетворяющих всех участников образовательных отношений.
Каждый ребенок с большим желанием начинает изучать иностранный язык. Привлекает новизна, необычность, неизведанность, но, сталкиваясь с трудностями, непонятными явлениями, интерес к изучению снижается.
Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация - неявно выраженное звено процесса обучения. Это звено соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального базиса формирования знаний, умений, навыков.
Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и
новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.
Компонентами мотивационной сферы обучаемого выступают: мотивы, цели, эмоции, интересы.
Интересы – познавательно – эмоциональное отношение обучающихся к обучению.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности обучающихся, они сопровождают процесс обучения и предшествует ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Именно интересы и эмоции – первые составляющие формирования устойчивого познавательного мотива. Именно на интересы и эмоции детей мы должны воздействовать в первую очередь, т.к., к сожалению, изучение ИЯ, особенно на начальном этапе, не основано ни на чем, кроме интереса.
Для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения также служат следующие формы работы:
•дидактические игры и упражнения;
•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
•внеклассные мероприятия по предмету;
•творческие работы учащихся по предмету;
•проведение предметных олимпиад;
•использование различных педагогических технологий (проблемное
обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
Первое, что привлекает детей – это наглядность (визуализация). Конечно, ярко оформленный кабинет, сменные тематические стенды, красочные демонстрационные материалы привлекают детей. Но, когда ребёнок пассивно воспринимает информацию, то усвоение происходит замедленно. Я стараюсь оживить процесс. Так, например, при изучении темы Одежда я использую бумажные модели кукол и одежды. Дети не просто называют предметы одежды, а одевают кукол. Причём задания могут быть не только одеть тот или иной предмет гардероба, но и подобрать одежду к времени года, определённой ситуации, для разных занятий. Надо отметить, не только девочки, но и мальчики с огромным интересом занимаются подбором одежды. Данные задания способствую отработке лексического материала, грамматических структур, а также способствуют эстетическому развитию детей, чувства вкуса и меры. Бумажные модели очень удобны в использовании.
При работе над темой Дом я использую модель комнат со сменной мебелью. Причём самодельные бумажные диваны, кресла, стулья, столы, шкафчики привлекают детей гораздо больше, чем магазинные пластиковые кукольные домики. Дети, например, могут получить задание: обставить комнату и описать её. Задание выполняется в группах. При выполнении задания наблюдается высокая активность, вовлечённость детей; они с желанием и интересом представляют свои творения. Использование подобного конструктора не занимает на уроке много времени, но помогает разнообразить способы отработки языковых навыков, а также способствует развитию умения работать в сотрудничестве.
Значение игровых приёмов для повышения интереса к учению неоспоримо. Мы все активно используем те или иные игры на уроках, но я бы хотела сказать о средствах, при помощи которых можно проводить игры. На мой взгляд, прекрасно подходят игры Олеси Емельяновой. Это тематические пазлы. Так, нам прекрасно подходят игры на темы: Цвета, Время, Профессии, Времена года, Цифры, Кто где живёт. При помощи данных настольных игр можно организовать индивидуальную, групповую работу, использовать как стимул в учёбе, повысить эмоциональный настрой, создать ситуацию успеха и, конечно, отрабатывать необходимый языковой материал.
Музыка, стихи, песни, сказки – сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания. Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.
Самый популярный способ использования песен – это проведение физкультминуток.
Но физминутки можно разнообразить и другими полезными видами работы. Так, можно выполнить простые модели оригами, например кошечку или собачку, нарисовать им мордочки, а затем эти фигурки использовать для составления коротких рассказов и даже пальчиковых игр. Дети с восторгом создают такие поделки, а после вкладывают в выполнение заданий всё своё желание, интерес, положительные эмоции и знания. С глубоким чувством удовлетворённости дети уносят эти фигурки домой, а мы получаем ещё один прекрасный способ ненавязчивой отработки языкового материала.
Следующий способ использования физминуток – это развитие абстрактного мышления. Ведь психологи говорят, что математика – это абстракция, а иностранный язык – это двойная абстракция. И включение в урок упражнений на развитие абстрактного мышления выполняют не только роль смены видов деятельности, но и способствуют более успешному изучению иностранного языка. Это упражнения типа: На что похожи облака, тень, Дорисуй вторую половину, Составь фигуру, причём все рисунки можно привязать к теме урока, тем самым не разоврётся логическая нить урока.
Нельзя не сказать про современные информационно-коммуникационные технологии и Интернет. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определёнными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.
Оценивание является средством мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками. Умение школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые
государственные стандарты по иностранным языкам предполагают: объективное оценивание своих учебных достижений; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; учёт мнения окружающих при самооценивании; оценивание своего вклада при выполнении группового задания. Надо отметить, младшие школьники очень любят контролировать. Я использую карточки с буквами, звуками и цифрами для взаимоконтроля детей, причём работу можно проводить разными формами.
Также и проверочную работу можно построить в интересной форме. Так, например проверить лексику по теме Части тела, можно предложить нарисовать человечка и подписать его части тела.
Следующим действенным способом повышения интереса к иностранному языку являются нестандартные уроки и внеклассные мероприятия.
Так, в рамках предметной недели я провелавнеклассное мероприятие для учеников 2-ых классов Праздник алфавита. Цель данного мероприятия заключалась в активизации познавательной деятельности учащихся, формировании положительной мотивации к изучению английского языка, систематизации знаний и умений учащихся, развитии культуры общения, приобщении детей к публичным выступлениям, воспитании умения дружно работать в команде.
Учащиеся в игровой форме демонстрировали свои первые успехи в овладении английского языка. Они заранее готовились к этому празднику, разучивали стихи, песни. Данное мероприятие позволило принять участие всем детям. Второклассники читали стихи, отгадывали загадки, пели песни на английском языке, выполняли задания.
Ученики 3а класса представили сценку на английском языке Пряничный человечек.
Мероприятие прошло в тёплой атмосфере. На лицах ребят и гостей светились улыбки. В конце мероприятия второклассники получили дипломы и медали знатоков английского алфавита.
Проведение подобных мероприятий повышает эффективность процесса обучения, способствует качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится для учащихся потребностью.
Проведение интегрированных уроков, экскурсий, постановка театрализованных сценок, участие детей в олимпиадах, подготовка проектов, выпуск стенгазет также мотивируют обучающихся на учение, обладают образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Опытные педагоги выступают за привлечение в учебный процесс этих элементов, так как это творчество, это большой труд и это вызывает большой интерес у обучающихся. В процессе проведения занятий в нетрадиционной форме у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в такую деятельность с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Во время таких занятий, как правило, они очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Они замечательно уживаются с серьёзным учением. Любая нетрадиционная форма занятий должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Она является не самоцелью на занятиях, а средством обучения и воспитания. Поэтому есть основание утверждать, что использование таких форм обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности обучающихся.
Другая форма работы - это внеурочная деятельность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартомобщегообразования внеурочнаядеятельностьрассматривается какнеотъемлемая часть
образовательногопроцессаиорганизуетсявцелях формированияединого
образовательногопространствашколыдляповышения качества образования и реализации процесса становления личности школьникавразнообразныхразвивающихсредах.
Цель внеурочной деятельности, как и деятельности обучающихся в рамках уроков, можно представить как совокупность изложенных во ФГОС требований к результатам освоения Основной образовательнойпрограммы,впервуюочередьэтодостижениеличностныхиметапредметных результатов. Это определяет и спецификувнеурочной деятельности, в ходе которой обучающийсянетолькоидажене столько должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, осуществлятьприменениезнанийвреальной практике.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего я.
Внеурочная деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Она дает дополнительные возможности для самореализации ребенка.Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Моя работа во внеурочной деятельности направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
В своей работе внеурочную деятельность веду в нескольких направлениях:
- работа по лексико-грамматическому практикуму (для 2-5 классов);
- выполнение упражнений и заданий формата ОГЭ (для 6-7 классов);
- выполнение проектных работ;
- организация интегрированных уроков;
- творческие конкурсы;
- тематические внеклассные мероприятия;
- радиопередачи;
- выпуск стенгазет;
- инсценировки.
Занятия по лексико-грамматическому практикуму, который является компонентом УМК “Rainbow English” авторов О.В.Афанасьевой И.В.Михеевой, способствуют более детальной и полной проработке изученного материала, развитию познавательной компетенции.
Но внеурочная деятельность ведется и в другом направлении. Так, например, для учеников 2-ых классов в рамках предметной недели ежегодно традиционно провожу внеклассные мероприятия, в которых задействованы почти все учащиеся. Дети принимают участие в оформлении, разработке сценария, инцсенировании, готовят проектные работы, радиопередачи. Это были мероприятия Праздник алфавита, День рождения Винни-Пуха, Мышонок, который покорил весь мир. Цель данных мероприятий заключается в активизации познавательной деятельности учащихся, формировании положительной мотивации к изучению английского языка, систематизации знаний и умений учащихся, развитии культуры общения, приобщении детей к публичным выступлениям, воспитании умения дружно работать в команде.
Учащиеся в игровой форме демонстрируют свои первые успехи в овладении английского языка. Они заранее готовятся к этому празднику, разучивают стихи, песни. Данные мероприятия позволяют принять участие всем детям. Второклассники читают стихи, отгадывают загадки, поют песни на английском языке, выполняют различные задания.
Ученики старших классов представляют сценки на английском языке, проектные работы.
Мероприятия проходят в тёплой атмосфере. На лицах ребят и гостей светятся улыбки. В конце мероприятий второклассники получают памятные подарки.
Проведение подобных мероприятий повышает эффективность процесса обучения, способствует качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится для учащихся потребностью.
Применение различных направлений работы во внеурочной деятельности способствует овладению учебно-познавательной компетенцией, развитию творческих способностей учащихся, повышению уровня мотивации к изучению английского языка, развитие рефлексии.
Вывод:Таким образом, мотивация учебной деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности определяет готовность обучающихся к самостоятельному усвоению необходимых знаний и умений, готовность через шанс, подаренный дополнительным образованием, прийти к жизненному успеху. В процессевнеурочной работыдля ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×