Вычитание суммы из числа. | Кутузова Татьяна Олеговна. Работа №206576
Автор: Кутузова Татьяна Олеговна
Цели урока:
1. Познакомить с правилом вычитания суммы из числа.
2. Учить использовать это правило для рационализации вычислений.
3. Тренировать вычислительные навыки, развивать умение решать задачи.
4. Развивать логическое и творческое мышление.
Математика
«Вычитание суммы из числа»
Цели урока:
Познакомить с правилом вычитания суммы из числа.
Учить использовать это правило для рационализации вычислений.
Тренировать вычислительные навыки, развивать умение решать задачи.
Развивать логическое и творческое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже школьный звонок,
Он позвал всех нас на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
- Запишем в тетради число, классная работа.
2. Проверка домашнего задания.
1) Откройте учебники на стр. 37
№5
А) какая схема к задаче? Ступенчатая или в один отрезок? (ступенчатая, потому что есть на 7 словарей больше) Какое выражение вы записали к этой схеме? (с+7) Какое это выражение? (выражение с переменной) Где здесь переменная? (с)
Б) какая схема к задаче? Ступенчатая или в один отрезок? (ступенчатая) Какое выражение вы записали к этой схеме? (в-8) Какое это выражение? (выражение с переменной) Какая здесь переменная? (в)
Г) какая схема к задаче? Ступенчатая или в один отрезок? (ступенчатая, потому что есть на укг меньш, и еще здесь есть слово-подсказка ЭТО) Какое выражение вы записали к этой схеме? (10+у) Какое это выражение? (выражение с переменной) Где здесь переменная? (у).
№6
Решите уравнения.
Что нам неизвестно? Второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое нужно из суммы вычесть первое слагаемое. (ПРОГОВОРИТЬ ВСЕ УРАВНЕНИЕ) Сколько получилось? 8
Что нам неизвестно? Первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое. (ПРОГОВОРИТЬ ВСЕ УРАВНЕНИЕ) Сколько получилось? 2
Что нам неизвестно? Вычитаемое. Чтобы найти второе вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть значение разности. (ПРОГОВОРИТЬ ВСЕ УРАВНЕНИЕ) Сколько получилось? 9
а) Игра «Звездопад».
- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?
- Как называется такое явление? (Звездопад.)
- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание.)
СЛАЙД №1
- Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс!
Всем хватит, чтобы загадать желание. Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт.
- На сколько групп можно разделить все числа?
- По какому признаку? (Однозначные, двузначные числа.)
Назовите числа в порядке возрастания. (2 5 8 12 15 18 23)
- Найдите разность самой старшей и самой младшей звезды (23-2=21)
- какое число 18 – двузначное или однозначное? Какие разряды здесь есть? Сколько единиц и сколько десятков. Назовите разрядные слагаемые этого числа (10 и 8)
СЛАЙД 2
Б) - А вот мерцают две большие звезды.
- О чём они сигналят? Что на них написано? (Выражения.)
Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные.)
- Прочитайте буквенные выражения. (а + в, в + а.)
- О чём они рассказывают? (Показывают переместительное свойство сложения.)
- Прочитайте числовые выражения. (2+3 3+2.)
- Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения.
- Для чего мы меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений.)
А сейчас решим задачу разными способами (на доске с обратной стороны):
Малышу и Карлсону надо нарисовать на ночном небе 11 звёздочек. Малыш нарисовал 4 звёзды, а Карлсон - 5. Сколько звёздочек им осталось нарисовать на звёздном небе?
- О чём эта задача?
- Что известно? Что это? (Целое.)
- Что ещё известно? Что это? (Части.)
СЛАЙД 3
- Какая схема подойдёт к этой задаче? (Первая.)
- Почему? (Надо найти часть.)
- Заполним схему.
(записать в тетрадь) подписать значения
- Как же узнать, сколько осталось нарисовать звёзд? 11-4-5
Записать выражение (вызвать к доске гуркало)
- А как по-другому? 11-(4+5)
Записать выражение
- Сравните выражения. Что в них общего? (Одинаковые числа.)
- Чем отличаются? (В первом сначала вычитаем 1 часть, затем другую; во втором из числа вычитаем сумму чисел 4 и 5.)
Пока не считаем, сколько получится.
Оставьте место для написания ответа.
3. Постановка цели урока.
- Ой, что это? Кто-то подбросил ещё одну звезду (на столе):
- Что написано на звезде? (Знаки и скобки.)
- Для чего нам их подбросили? Предположение: наверное, эти знаки помогут нам на уроке.
- Что знаете о знаке минус? (Используем при вычитании.)
Что вы знаете о знаке плюс?
Давайте посмотрим
НА СЛАЙДЕ 5
Примеры ( по методичке)
- Для чего служат скобки? Что меняется в выражении, если появляются скобки? (Меняется порядок действий.)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАК БУДЕТ ЗВУЧАТЬ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
Вычитание суммы из числа.
СЛАЙД 6
Постановка проблемы.
К доске Лапина
Запишите числовые выражения
а –в – с
а – (в + с).
Расставьте порядок действий
- Что изменилось? порядок действий. Правильно ли мы поступили? Можно ли так делать?
- Проблема: равны ли они? (Ученики дают разные ответы.)
- Кто сформулирует цель нашего урока? (Выяснить, равны ли выражения а – (в + с) и а – в – с.)
- Зачем нам это надо? (Чтобы научиться рационально: легко и быстро выполнять вычисления.)
Открытие нового знания.
Работа в парах. Самостоятельное формулирование нового.
Откройте учебник на стр. 38
№3
Запишите выражения в столбик
Малышев
- Чему равно значение 1 выражения?
- Чему равно значение второго выражения?
Третьего?
- Какой вывод можно сделать? (они равны)
Рассуждая, приходим к выводу, что значения данных выражений равны.
_давайте вернемся к нашей задаче про Карлсона . Как вы думаете, одинаковое ли количество звездочек получится в первом и во втором выражениях? Сколько осталось нарисовать звездочек малышу и Карлсону? 2
Давайте прочитаем правило на стр. 38 нашего учебника.
4. Первичное закрепление
№4 стр 38 (1 столбик - 1 ряд) и т.д
Подведение итогов работы проводится как обсуждение всеми детьми класса. В результате первый раз фиксируется вывод о том, что можно пользоваться правилом о вычитании суммы из числа, для удобства и скорости собственных вычислений.
Вспоминаем , какое еще из изученных правил позволяет считать быстрее? ( сочетательное свойство сложения)
№5 стр. 38
№6 стр. 38 (1 столбик)
9. Итог урока.
- Какое правило мы узнали сегодня на уроке?
- Как можно вычесть сумму из числа?
- А сейчас закройте глаза. Загадайте желание, положите на парту ладонь. Представьте, что смотрите на космическое небо.
Учитель включает космическую музыку.
- Если сейчас на ладонь вам упадёт звезда, то желание исполнится.
Каждый ученик получает звёздочку.
Рефлексия
Приклеивание звездочек
- Спасибо за урок.