Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выраженность показателей жизненной перспективы у учащихся старшего школьного возраста | Ткаченко Татьяна Владимировна. Работа №352969

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье представлены результаты исследования выраженности показателей жизненной перспективы старшеклассников, показана актуальность исследования. Авторы статьи с помощью «Метода мотивационной индукции» Ж. Нюттена и сочинения «Я в будущем», выявили и проанализировали какие показатели жизненной перспективы выражены в большей, а какие в меньшей степени

Трубникова Наталья Ивановна,
кандидат психологических наук, доцент
Бийский филиал им. В. М. Шукшина
ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет
г. Бийск, Алтайский край,
Ткаченко Татьяна Владимировна
Выраженность показателей жизненной перспективы у
учащихся старшего школьного возраста
Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования выраженности показателей жизненной перспективы старшеклассников, показана актуальность исследования. Авторы статьи с помощью Метода мотивационной индукции Ж. Нюттена и сочинения Я в будущем, выявили и проанализировали какие показатели жизненной перспективы выражены в большей, а какие в меньшей степени.
Ключевые слова: жизненная перспектива, составляющие жизненной перспективы, жизненные планы, будущее, учащиеся старшего школьного возраста.
Значение старшего школьного возраста для процесса социализации человека огромно. Поскольку старшеклассники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь, у них должны быть сформированы жизненные перспективы и планы. Именно они обеспечивают целенаправленную саморегуляцию поведения. При этом, следует отметить, что современные молодые люди часто стремятся уйти от ответственности за собственный выбор, некоторые из них пессимистически относятся к будущему, другие с излишней эйфорией.
В связи с этим приобретает особую актуальность изучение проблемы жизненной перспективы у учащихся старшего школьного возраста.
Большинство исследователей, занимающихся проблемой жизненных перспектив, рассматривают данный феномен как сложное, системное образование, которое характеризуется определенным составом компонентов [2; 3; 4; 5; 6]. Нельзя не согласиться с О.С. Гуровой, которая рассматривает жизненную перспективу как целостную картину будущего, которая формируется в сложной взаимосвязи ожидаемых и планируемых событий, в единстве с ценностно-смысловыми и организационными аспектами [3].
Построение жизненной перспективы предполагает составление жизненных планов, постановку целей, разработку путей, которые помогут их реализовать, рефлексию того, что задумано [6, с. 277]. Компоненты жизненной перспективы являются внутренними образованиями личности и могут быть сформированы при наличии осознанных целей, ценностных ориентаций, при определенной личностной осознанности. Человек как субъект способен анализировать события своей жизни, их изменения, оценивать собственные возможности и личностные особенности. Способен решать противоречия между тем, что предлагает ему жизнь и чего он сам хочет. Жизненные перспективы складываются из подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего. В старшем школьном возрасте жизненные перспективы формируются через выбор профессии [1]. Именно поэтому благоприятным периодом для формирования жизненных перспектив является старший школьный возраст, поскольку для этого возраста характерно формирование ценностного сознания, становление мировоззрения, выбор своего будущего пути.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 34 г. Бийска. В исследовании приняли участие учащиеся 10 А класса - 30 человек. Для исследования жизненной перспективы старшеклассников были использованы следующие методики Метод мотивационной индукции Ж.Нюттена, сочинение Я в будущем.
Результаты.ю полученные с помощью методики Нюттена представлены в рисунке 1.
Рисунок 1 - Выраженность основных составляющие жизненной перспективы у учащихся старших классов
Анализ результатов показал, что в содержании жизненной перспективы старшеклассников наибольшее значение занимает образование, именно планированию в данной сфере школьники придают наибольшее значение. Это не случайно, поскольку они находятся на этапе перехода от среднего образования к профессиональному.
Кроме того, для старшеклассников очень важно благополучие в семье, саморазвитие и общение с другими людьми, данные сферы имеют также большой вес среди составляющих жизненной перспективы.
Меньшее внимание уделяется мыслям о профессиональной деятельности, внешнем виде, отдыхе.
Небольшой процент старшеклассников, задумываясь о будущем, размышляет о создании собственной семьи, о своем здоровье, занятиях спортом, независимости и самостоятельности. Удельный вес этих показателей незначительный. Это не случайно, для учащихся старших классов ещё не характерно думать о своём здоровье, так как кажется, что вся жизнь ещё впереди, а проблемы со здоровьем очень не близко, поэтому процент мыслей о здоровье так мал. Актуальность семейного самоопределения наступает также несколько позже.
Следует отметить, что некоторые старшеклассники не имеют четкого представления о своем будущем. Это говорит об их инфантильности и нежелании брать на себя ответственность за свое будущее.
С помощью методики сочинения на тему Я в будущем были углублены знания о жизненной перспективе обучающихся старших классов. Анализ сочинений учащихся позволил выделить сфера предпочтений у испытуемых:
Образование;
Карьера;
Семья;
Творчество (увлечения);
Общественная деятельность;
Отсутствие чётких представлений о будущем.
Следует отметить, что для большинства старшеклассников наибольшее значение имеет такая сфера, как карьера. Причем у них нет конкретных представлений, как и, что будет, но все хотят сделать карьеру. Именно с ней они связывают свою жизненную перспективу. При этом карьера и образование у старшеклассников мало связаны.
У незначительной части старшеклассников будущее связано с созданием семьи, возможно семья как жизненная ценность не имеет большого значения, важнее добиться карьерного успеха.
Следует подчеркнуть, что значительная часть старшеклассников, вообще, не имеет четких представлений о будущем. Такая ситуация не может не насторожить.
Помочь обрести старшекласснику адекватную жизненную перспективу – одна из основных задач педагога-психолога. Ведь жизненная перспектива оказывает огромное влияние на становление индивида, и даже на психологическое здоровье личности старшего школьника.
Список литературы:
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности : учеб. пособие / Л.И. Бжович. – Москва : МПСИ, 2001. – 352 с.
Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. – Киев: Науковая думка, 2010. – 128 с.
Гурова, О.С. Особенности жизненных перспектив подростков – воспитанников детского дома / О.С. Гурова // Психология обучения. – 2011. – № 5. – С. 94-103.
Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/ Ж. Нюттен. – Москва: Смысл, 2004. – 607 с.
Ральникова, И.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений: монография / [И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова]; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2018. - 335 с.
Трубникова, Н.И. Особенности жизненной перспективы в старшем школьном возрасте / Н.И. Трубникова // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы XXV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. - Старополь, 2018. - С. 276-279.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×