Выразительное чтение как способ интерпретации лирического произведения | Ольга Геннадьевна Сорокопытова. Работа №339067
Данная статья отражает методы работы педагога при интерпретации лирического произведения в рамках способа смыслового чтения. Одним из путей стратегии смыслового чтения видится использование выразительного чтения как интерпретации текста, его понимание, анализ. Предложенные методические приёмы наглядно показывают влияние выразительного чтения на процесс понимания произведений словесности учащимися. Работа над выразительным чтением позволяет ученику формировать навыки художественной интерпретации, что положительно сказывается на его способностях анализировать текст.
Выразительное чтение как способ интерпретации лирического произведения в рамках концепции смыслового чтения
Одним из путей стратегии смыслового чтения нами видится использование выразительного чтения как интерпретации текста, его понимание, анализ. Что заставило нас заняться разработкой данного вопроса?
Во-первых, изучение концепции смыслового чтения, как мы знаем, проблема обучения чтению актуальна и носит универсальный характер.
Во-вторых, обращение к трудам разработчиков новых стандартов (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), а также к трудам учёных-педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.А. Рыбниковой, Н.Н. Сметанниковой.
В-третьих, введение нового экзамена в 9 классе – устного собеседования по русскому языку, где одно из заданий звучит так: выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
В-четвёртых, пришлось задуматься над техникой чтения, которая была актуальна несколько лет назад.
В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Научить детей читать - это одна из задач школы. Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырёх компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности.
С учётом специфики предмета «Литература» формируются личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса. Среди целей изучения выделяется следующая:
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Обратимся к понятию стратегии смыслового чтения. По определению Н.Н. Сметанниковой, смысловое чтение текста – это поиск информации в тексте и понимание прочитанного; интерпретация прочитанного текста; оценка информации, заключенной в тексте. Выделяют несколько типов стратегий смыслового чтения, среди них:
- стратегии предтекстовой деятельности;
- стратегии текстовой деятельности;
- стратегии послетекстовой деятельности.
Остановимся на стратегии текстовой деятельности, особенно на этапе выразительного чтения как интерпретации лирического произведения.
Выразительное чтение является одним из способов изучения художественного текста. Вслед за М.А. Рыбниковой мы считаем, что это эффективная форма наглядного обучения, где «самой природой звучащего слова определён основной метод проникновения слова в сознание…».
Интерпретация – это не только некий итог процесса учебной деятельности (истолкование, понимание смысла произведения, идеи), но и метод обучения. Данный вид интерпретации нам особенно интересен тем, что мы рассматриваем выразительное чтение как эффективное средство понимания школьниками литературного произведения.
Л.С. Выготский писал: «Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта». Вспоминается эпизод, описанный в педагогике, где ученики после прочтения басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» восхищаются Лисой, считая её «существом, умно и тонко издевающимся над глупой Вороной». Эффект, на который рассчитывал учитель, - «эффект отвращения к лести и к льстецу» не был достигнут. Дети восприняли текст иначе, чем следовало бы.
Работа над формированием навыка выразительного чтения должна проводиться в системе не только в начальной и основной школе, но и в старших классах. Основные компоненты интонации: логическое ударение, художественные и психологические паузы, повышение или понижение тона голоса, темп и ритм чтения, эмоциональная окраска. Вопрос об эмоциональной окраске ставится после полного или частичного анализа произведения. Выявление задачи чтения связано с пониманием текста и подтекста произведения.
Выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Главное правило выразительного чтения было выдвинуто ещё В.И. Чернышёвым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи – увлечённость говорящего произносимым текстом.
Обратимся к приёмам и методам, позволяющим организовать работу с поэтическими текстами.
1.На этапе повторения:
- составление рассыпанных строчек, слов стихов;
- чтение скороговорок, чистоговорок;
- специальные упражнения на дыхание;
- «Узнай название стихотворение, автора»;
- «Узнай выразительные средства»;
- нарисуй словесную картину;
- работа с цитатой, эпиграфом;
- работа с интонацией (использование пословиц на разные темы и т.д.).
1. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
2. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
2. На этапе проверки домашнего задания:
- чтение по ролям;
- выразительное чтение стихотворения;
- беседа по содержанию.
3. На этапе изучения нового материала:
- слушание и первичное восприятие;
- словарная работа;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- работа над логическим ударением.
4. На этапе закрепления материала:
- беседа по содержанию с обращением к тексту;
- анализ произведения с чтением отрывков (выборочное чтение);
- анализ по плану (выразительное чтение, о ком, о чём произведение; идея произведения; анализ языковых средств, их цель; вывод о том, как автор с помощью языковых средств воплощает главную мысль произведения);
- прослушивание стихотворения в исполнении мастеров чтения или актёров;
- корректировка понятия содержания текста и подтекста;
- выразительное чтение стихотворения учащимися.
Например, настроение может быть передано через эпитет. Предлагаем учащимся задание: восстановить текст, подобрав эпитеты к стихотворению Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» (1830 г.).
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
ПРЕЛЕСТЬ (прекрасная, таинственная, чарующая)
ШЕЛЕСТ (тихий, нежный, легкий)
ЛАЗУРЬ (высокая, тихая, небесная)
ВЕТЕР (порывистый, суровый, холодный)
УЛЫБКА (скромная, нежная, кроткая)
СТЫДЛИВОСТЬ (загадочная, божественная, таинственная)
Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты жизни даже сквозь призму общего увядания, что подсказывают эпитеты «легкий шелест», «таинственная прелесть». Учащиеся во время чтения стихотворения должны передать истинную мудрость и главную идею – умение ценить и радоваться каждому моменту жизни, не поддаваться унынию и тоске.
5. На этапе рефлексии:
- смысл названия стихотворения;
- в каких строчках выражена идея стихотворения;
- что показалось необычным и др.
6. На этапе домашнего задания. Выразительное чтение (выразительное чтение наизусть).
В старших классах предварительно даются вопросы и задания, помогающие направить работу учащихся по выразительному чтению и самостоятельно провести исполнительский анализ.
На уроках можно использовать групповую и парную работу при выполнении следующих заданий-упражнений:
- выявление жанра произведения и способа чтения;
- смысловой анализ, подтекст, ключевые слова;
- активизация деятельности воображения (инсценирование).
Данные методические приёмы наглядно показывают влияние выразительного чтения на процесс понимания произведений словесности учащимися. Работа над выразительным чтением позволяет ученику формировать навыки художественной интерпретации, что положительным образом сказывается на его способностях анализировать и понимать произведение. Таким образом, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста и способы работы с ним.