Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выразительное чтение как способ повышения культурного уровня учащихся | Подстепная Лариса Ивановна. Работа №348628

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается важность выразительного чтения как инструмента повышения культурного уровня учащихся. Уделяется внимание методам и приемам, которые помогают развивать у школьников навыки выразительного чтения, а также влияние этого процесса на формирование личности. Выразительное чтение рассматривается как средство не только улучшения навыков чтения, но и развития эмоционального интеллекта, эстетического восприятия литературы и критического мышления.

         Ключевые слова: выразительное чтение, культурный уровень, учащиеся, литература, эмоциональное восприятие, педагогические методы.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ

 

Подстепная Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Счастьенская санаторная школа-интернат»

 

Аннотация: В статье рассматривается важность выразительного чтения как инструмента повышения культурного уровня учащихся. Уделяется внимание методам и приемам, которые помогают развивать у школьников навыки выразительного чтения, а также влияние этого процесса на формирование личности. Выразительное чтение рассматривается как средство не только улучшения навыков чтения, но и развития эмоционального интеллекта, эстетического восприятия литературы и критического мышления.

Ключевые слова: выразительное чтение, культурный уровень, учащиеся, литература, эмоциональное восприятие, педагогические методы.

 

Выразительное чтение играет значимую роль в процессе обучения русскому языку и литературе. Оно не только способствует развитию навыков чтения, но и является мощным средством формирования культурного уровня учащихся. В условиях современных образовательных стандартов, таких как ФГОС, внимание к культуре речи и литературному восприятию становится особенно актуальным. Умение выразительно читать произведения помогает школьникам не только усваивать информацию, но и воспринимать ее с эмоциональным и эстетическим наполнением, что является важным аспектом культурного развития.

Во-первых, выразительное чтение — это способ донесения до слушателя смысла текста через интонацию, темп, паузы и эмоциональную окраску. Когда ученики читают с выражением, они начинают осознавать, что каждое слово имеет значение, и как это значение может меняться в зависимости от интонации. Это требует от учащихся умения анализировать текст, понимать его содержание и задумку автора, что, в свою очередь, формирует у них более глубокое восприятие литературы. Такие навыки становятся основой для дальнейшего изучения литературных произведений и развития критического мышления.

Выразительное чтение формирует у детей эмоциональную отзывчивость и способность к сопереживанию. Когда ученики читают стихи или прозаические произведения, они не просто воспроизводят текст, а переживают его. Это позволяет им лучше понять внутренний мир персонажей, их чувства и мотивы. Эмоциональная связь с текстом способствует формированию более тонкого восприятия литературы и искусства в целом. Например, при чтении стихов учащиеся могут передавать не только содержание, но и настроение, которое они ощущают, что делает процесс чтения более личным и значимым.

Для повышения выразительности чтения учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы. Одним из наиболее эффективных является работа с текстами, требующими эмоциональной интерпретации. Учащимся можно предложить не только читать отрывки из произведений, но и разыгрывать их, что позволяет им лучше понять содержание и задумку автора. Ролевые игры, инсценировки, создание театрализованных постановок — все это способствует развитию выразительных навыков.

Творческие задания также играют важную роль в формировании навыков выразительного чтения. Учитель может предложить учащимся подготовить устные выступления, где они рассказывают о своих любимых произведениях или делают краткие пересказы с акцентом на эмоциональную составляющую. Это позволяет детям не только отрабатывать навыки чтения, но и развивать уверенность в себе, что положительно сказывается на их культурном уровне и коммуникативных способностях.

Не менее важным аспектом является работа над дикцией и интонацией. Учащимся следует обратить внимание на правильное произношение слов и четкость их артикуляции. Педагог может организовать специальные упражнения, направленные на развитие дикции, такие как скороговорки, читка стихотворений, а также анализировать тексты, акцентируя внимание на интонационных нюансах. Это не только обогатит речевой запас школьников, но и повысит их уверенность при выступлениях.

Кроме того, выразительное чтение служит средством формирования эстетического восприятия. При знакомстве с классической и современной литературой учащиеся развивают умение видеть красоту языка, гармонию слов и фраз. Литературные произведения учат не только думать, но и чувствовать, что является важным элементом культурного развития личности. Поэтому следует обращать внимание на такие аспекты, как лексика, стилистические приемы и художественные средства, используемые авторами.

Важным компонентом работы по повышению культурного уровня учащихся через выразительное чтение является рефлексия. Учитель должен создать атмосферу, способствующую обсуждению прочитанных текстов. После выразительного чтения полезно организовать обсуждение, где учащиеся делятся своими впечатлениями, эмоциями и мыслями о произведении. Это не только развивает их критическое мышление, но и способствует формированию навыков публичного выступления.

Современные технологии также могут стать хорошим подспорьем в организации обучения выразительному чтению. Использование мультимедийных средств (видео, аудио) поможет учащимся лучше понять интонационные и ритмические особенности чтения. Слушая записи профессиональных читателей, ученики могут учиться на их примере и перенимать успешные техники. Важно, чтобы педагог интегрировал эти технологии в учебный процесс, сочетая традиционные методы с современными подходами.

Таким образом, выразительное чтение является неотъемлемой частью культурного развития учащихся на уроках русского языка и литературы. Оно не только помогает формировать навыки чтения и понимания текста, но и развивает эмоциональную отзывчивость, критическое мышление и эстетическое восприятие. Использование разнообразных методов и приемов в обучении позволяет создать увлекательный и продуктивный процесс, в котором каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал, повысить свой культурный уровень и научиться ценить красоту слова. Выразительное чтение формирует не только грамотных, но и чувствительных к искусству людей, что является важной задачей современного образования.

 

Список литературы

 

Бархатова В. А.

Место выразительного чтения в процессе обучения литературе

// Вестник науки. 2019. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-vyrazitelnogo-chteniya-v-protsesse-obucheniya-literature (дата обращения: 24.10.2024).

Раева

Е

.

В

.

Приемы формирования навыков выразительного чтения в рамках групповых форм внеурочной деятельности // Ученые записки

Шадринского

государственного педагогического университета. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-formirovaniya-navykov-vyrazitelnogo-chteniya-v-ramkah-gruppovyh-form-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.10.2024).

Шелестова

З

.

А

.

Основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы // Наука и школа. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-razvitii-metodiki-obucheniya-shkolnikov-vyrazitelnomu-chteniyu-na-urokah-literatury (дата обращения: 24.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×