Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Высшая нервная деятельность человека | Усенко Вероника Игоревна. Работа №329296

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность высших центров головного мозга, обеспечивающая соответствующее поведение человека в постоянно меняющихся условиях среды. Основу ВНД составляют сложные электрохимические процессы, происходящие в нейронах коры больших полушарий. Мозг осуществляет связь нашего организма с внешней средой и обеспечивает постоянство внутренней среды в самом организме.В основе ВНД лежат условные и безусловные рефлексы (по И. П. Павлову, первая сигнальная система). Условные рефлексы вырабатываются при участии высших отделов центр. нервной системы (у высших позвоночных животных и человека – преим. корой больших полушарий головного мозга). Безусловные (врождённые) рефлексы формируются подкорковыми структурами промежуточного мозга (таламус и гипоталамус) и ствола мозга (ретикулярная формация).

На протяжении всей своей  научной жизни Павлов сохранял интерес  к влиянию нервной системы  на деятельность внутренних органов. В  начале XX века его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели  к изучению условных рефлексов. Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от нервной системы и управляется ею.

Пораженный силой условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию, Павлов после 1902 года сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности.

В институте, который  располагался неподалеку от Петербурга, в местечке Колтуши, Павлов создал единственную в мире лабораторию по изучению высшей нервной деятельности. Ее центром  была знаменитая "Башня молчания" - особое помещение, которое позволяло поместить подопытное животное в полную изоляцию от внешнего мира.

Исследуя реакции собак  на внешние раздражители, Павлов установил, что рефлексы бывают условными и  безусловными, то есть присущими животному  от рождения. Это было его второе крупнейшее открытие в области физиологии.

2. Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. В работе русского физиолога И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) впервые была высказана мысль о связи сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью головного мозга. Эта идея была экспериментально подтверждена и развита академиком И. П. Павловым, который по праву является создателем учения о высшей нервной деятельности. Ее основой являются условные рефлексы.

Безусловные и условные рефлексы. Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов подразделил на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы —это врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС — спинным мозгом, стволом н подкорковыми ядрами головного мозга. Безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный, зрачковый рефлексы, кашель, чихание и др.) сохраняются у животных, лишенных больших полушарий. Они образуются в ответ на действие определенных раздражителей. Так, рефлекс слюноотделения возникает при раздражении пищей вкусовых сосочков языка. Возникшее возбуждение в виде нервного импульса проводится по чувствительным нервам в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения, откуда оно по двигательным нервам передается слюнным железам, вызывая слюноотделение. На основе безусловных рефлексов осуществляются регуляция и согласованная деятельность разных органов и их систем, поддерживается само существование организма.

В изменчивых условиях окружающей среды сохранение жизнедеятельности  организма и приспособительное  поведение осуществляется благодаря  образованию условных рефлексов с обязательным участием коры больших полушарий головного мозга. Они не являются врожденными, а образуются в течение жизни на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов внешней среды. Условные рефлексы строго индивидуальны, т. е. у одних особей вида тот или иной рефлекс может присутствовать, у других — отсутствовать.

Образование и биологическое значение условных рефлексов. Условные рефлексы образуются в результате сочетания безусловного рефлекса с действием условного раздражителя. Для этого необходимо соблюдение двух условий: 1) действие условного раздражителя должно обязательно несколько предшествовать действию безусловного раздражителя (для образования у собаки условного слюноотделительного рефлекса на звонок нужно, чтобы он начал звонить за 5—30 с до подачи корма и некоторое время сопровождал процесс еды); 2) условный раздражитель должен неоднократно подкрепляться действием безусловного раздражителя. Так, после нескольких сочетаний звонка с приемом пищи у собаки будет наблюдаться слюноотделение при одном звуке звонка без пищевого подкрепления.

Механизм образования  условного рефлекса состоит в  установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения  в мэре головного мозга. Для рассмотренного примера такими очагами являются центры слюноотделения и слуха. Дуга условного рефлекса в отличие от таковой безусловного значительно усложнена и включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв, проводящий возбуждение в головной мозг, участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса, двигательный нерв и рабочий орган.

Биологическое значение условных рефлексов в жизни человека и животных огромно, так как они обеспечивают их приспособительное поведение — позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени, находить пищу (по виду, запаху), избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия. С возрастом число условных рефлексов возрастает, приобретается опыт поведения, благодаря которому взрослый организм оказывается лучше приспособленным к окружающей среде, чем детский. Выработка условных рефлексов лежит в основе дрессировки животных, когда тот или иной условный рефлекс образуется в результате сочетания с безусловным (дача лакомства и др.).

Торможение условных рефлексов. При изменении условий  существования в организме образуются новые условные рефлексы, а выработанные ранее ослабляются или вовсе исчезают благодаря процессу торможения. И. П. Павлов опытным путем выявил два вида торможения условных рефлексов — внешнее и внутреннее.

Внешнее торможение происходит в случае образования в коре больших полушарий мозга нового очага возбуждения под действием более сильного раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Например, боль приводит к торможению пищевого условного рефлекса. Или выработанный у животных условный пищевой рефлекс на свет, не проявляется при внезапном действии шума. Чем сильнее посторонний раздражитель, тем больше его ослабляющее действие.

Внутреннее  торможение условного рефлекса развивается постепенно в случае многократного негюдкрепления условного раздражителя безусловным. Благодаря внутреннему торможению в ЦНС происходит угасание биологически нецелесообразных для организма реакций, утративших свое значение в измененных условиях среды. Например, при пересыхании водоема, из которого животные пили воду, условный раздражитель (вид ручья) не будет подкрепляться безусловным (питье воды), условный рефлекс начнет угасать и животные перестанут ходить на водопой. Они найдут новый источник воды, и возникнет новый условный рефлекс взамен утраченного. Образование новых условных рефлексов и исчезновение старых позволяет организму менять свое поведение, всякий раз приспосабливаясь к особенностям среды обитания. Внутреннее торможение дает организму возможность сводить к минимуму биологически нецелесообразные, лишние реакции в ответ на различные раздражители, переставшие подкрепляться безусловными рефлексами.

Наиболее сложные  формы приспособительного поведения  свойственны человеку. Так же как  у животных, они связаны с образованием условных рефлексов и их торможением. Однако у человека деятельность коры больших полушарий головного мозга обладает наиболее развитой способностью к анализу и синтезу сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма. Аналитическая деятельность коры заключается в тонком различении (дифференцировке) по характеру и интенсивности действия множества раздражений, действующих на организм и доходящих в форме нервных импульсов до мозговой коры. За счет внутреннего торможения в коре осуществляется дифферен-цировка раздражителей по степени их биологической значимости. Синтетическая деятельность коры проявляется в связывании, объединении возбуждений, возникающих в разных зонах коры, что формирует сложные формы поведения человека.

Первая и вторая сигнальные системы. Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Академик И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры больших полушарий мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов, присущих как животным, так и человеку.

В отличие от животных человеку как социальному существу свойственна  еще к вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы первой сигнальной системы («сигналы сигналов»). Например, действия человека (его поведение) будут одинаковыми как при произнесении слова «пожар!», так и при действительно наблюдаемом (зрительное раздражение) им пожаре. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека вследствие общественного образа жизни  и коллективного труда и выступала  средством общения. Слово, речь, письмо являются не только слуховым и зрительным раздражителями, они несут также определенную информацию о предмете или явлении, т. е. определенную смысловую нагрузку. В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений, событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение. Вот почему у человека условно образованный рефлекс на какой-либо раздражитель легко воспроизводится без подкрепления, если этот раздражитель выразить словесно. Например, на словосочетание «утюг горячий!», человек отдернет руку и не коснется его. У собаки тоже можно выработать условный рефлекс на слово, но оно будет восприниматься ею как определенное звукосочетание без понимания смысла. Так, дрессированная собака, поднимающаяся на задние лапы при слове «служи», никак не будет реагировать на одинаковый по смыслу приказ «стань вертикально».

Развитие у  человека речи повысило его способность  отражать явления внешней среды, накапливать и использовать опыт предыдущих поколений. В результате сформировалась свойственная только человеку форма отражения действительности, называемая сознанием. Человек с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может передавать другим людям знания об окружающем мире, в том числе и о самом себе. Благодаря слову (словесной сигнализации) у человека появилась возможность отвлеченно и обобщенно воспринимать явления, находящие свое выражение в понятиях, суждениях, умозаключениях. Например, слово «деревья» обобщает многочисленные породы деревьев и отвлекает от конкретных признаков дерева каждой породы.

Таким образом, благодаря  первой сигнальной системе достигается  конкретное чувственное восприятие окружающего мира и познается  состояние самого организма. С развитием у человека второй сигнальной системы достигает чрезвычайной сложности абстрактная аналитическая и синтетическая деятельность коры, проявляющаяся в способности делать широкие обобщения, создавать понятия, открывать действующие в природе законы. Поэтому поведение человека, контролируемое второй сигнальной системой, состоит из целенаправленных действий. Две сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой вследствие общественного образа жизни и развития мышления.

Сон, его значение. Сон —специфическое состояние нервной системы, проявляющееся в выключении сознания, угнетении двигательной активности, снижении обменных процессов и всех видов чувствительности. Сон рассматривают как охранительное тор-можете, которое охватывает кору больших полушарий и позволяет нервным центрам восстановить свою работоспособность. И действительно, каждый человек после сна чувствует, что у него улучшилось самочувствие, восстановилась работоспособность, повысилось внимание. Однако сон — это сложный физиологический процесс, а не просто покой. Регистрация электрических потенциалов мозга — электроэнцефалограмм — позволила выявить две фазы сна: медленный и быстрый сонарактеризующиеся разными частотой и амплитудой колебаний электрической активности мозга. Фазы сна циклично сменяют друг друга. Один цикл длится примерно 1,5 ч, когда медленный сон на непродолжительное время (около 20 мин) сменяется быстрым сном. За ночь у взрослого человека цикл повторяется 4—6 раз. Именно во время медленного сна замедляются и значительно снижаются обменные процессы. Быстрый сон, как правило, сопровождается повышением уровня обменных процессов, быстрыми движениями глаз, сновидениями. Стадии медленного сна отсутствуют у животных, они свойственны только человеку. Ученые связывают это с безопасностью ночлега человека, т. е. отсутствием опасности нападения.

 

3. Высшая  нервная деятельность как основа индивидуальных различий

Проводя в лабораториях экспериментальную работу по изучению высшей нервной деятельности, И. П. Павлов и его сотрудники обратили внимание на то, что у разных собак по-разному  протекает процесс образования  условных рефлексов. В одних и тех же условиях собаки ведут себя неодинаково: одни проявляют суетливость, другие — беспокойство, третьи — спокойны; у одних условные рефлексы вырабатываются быстро, у других — медленно, а у некоторых собак вообще не удалось выработать условного рефлекса на данный раздражитель и в данных условиях. 
Было установлено, что эти особенности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы животных или, другими словами, от типа высшей нервной деятельности. 
Типы высшей нервной деятельности — прирожденная, природная особенность нервной системы, представляющая собой «те или другие комплексы основных свойств нервной системы». 
Возникает вопрос — как, каким методом изучать тип высшей нервной деятельности? 
Условные связи (условные рефлексы), вырабатываемые в течение жизни, могут сильно замаскировать, скрыть тип высшей нервной деятельности, в связи с чем трудно бывает в поведении животных и человека обнаружить проявление определенного типа высшей нервной деятельности. 
Поэтому И. П. Павлов подчеркивал, что при изучении типа высшей нервной деятельности нельзя руководствоваться знанием только внешних проявлений, внешнего поведения животных — последнее может быть вызвано и обусловлено случайными обстоятельствами или может проявляться как результат индивидуальной жизни животных. И. П. Павлов считал, что в основу изучения типа высшей нервной деятельности нужно положить исследование закономерностей условнорефлекторной деятельности животного. 
Но все это еще не было решением вопроса. Мало было установить, что индивидуальные различия существуют и что они связаны с особенностями нервной деятельности. Нужно было еще найти и те основные показатели нервных процессов, которые характеризовали бы эти индивидуальные различия или типы высшей нервной деятельности. 
После длительных экспериментов был найден ответ и на этот вопрос. Исследования показали, что основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения. 
Соотношения свойств этих двух нервных процессов и были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности животных. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения, которые и стали изучать при определении типа высшей нервной деятельности животного: 
1. Сила процессов возбуждения и торможения. 
2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. 
3. Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения — способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде. 
Эти свойства нервной системы и обусловливают высшее приспособление животного организма к окружающим условиям, т. е. совершенное взаимодействие организма как системы с внешней средой, обеспечивают существование организма. 
Охарактеризуем основные свойства высшей нервной деятельности. 
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить длительное и концентрированное возбуждение и торможение, не переходя в состояние запредельного торможения. Это определяет предел работоспособности (выносливости) нервной клетки. 
Каждая нервная клетка обладает предельной работоспособностью; под влиянием сильного или долго действующего раздражения она слабеет, делается неспособной проводить ту работу, которую она проводила прежде. Предел работоспособности нервной клетки у разных животных различен, что и указывает на силу или слабость нервной системы. 
Сила нервного процесса характеризуется соответствующей адекватной реакцией на сильные раздражители: сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают и сильные процессы возбуждения. Чем сильнее нервная система, тем более ярко проявляется данная закономерность. Изменение силы раздражителя влечет за собой изменение силы реакции. Время реакции уменьшается при увеличении силы раздражителя. 
Сила нервных процессов характеризуется способностью к выработке условных рефлексов даже при действии сильных раздражителей: условнорефлекторная деятельность не нарушается при действии сильных раздражителей. 
Сильная нервная система отличается способностью нервной клетки сопротивляться длительному действию посторонних раздражителей. 
Слабая нервная система характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение при действии сильных раздражителей — нервные клетки переходят в состояние запредельного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. В слабой нервной системе и процесс возбуждения, и процесс торможения являются слабыми, характерная особенность слабой нервной системы — быстро наступает состояние заторможенности. 
Слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители такая нервная система дает соответствующую реакцию. 
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, т. е. пропорциональное соотношение этих процессов. Лабораторные исследования дали возможность установить, что у некоторых животных эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других животных этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или возбуждения. 
Показателем преобладания процессов возбуждения над процессами тормржения является быстрое образование условных рефлексов и медленное их угасание, в частности, медленное угасание ориентировочного рефлекса. Показателем преобладания процессов торможения является медленное образование условных рефлексов и быстрое их угасание. 
Уравновешенность может быть по силе (работоспособность) и уравновешенность по динамичности (скорость замыкания положительных условных связей или скорость замыкания тормозных реакций). 
Одним из основных свойств высшей нервной деятельности является подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется сменяемостью процессов возбуждения и торможения, скоростью начала и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (их иррадиация и концентрация), скоростью появления нервного процесса в ответ на раздражение, скоростью образования новых условных связей, выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость и прочность образования динамических стереотипов, а если требует жизнь, то и ломка их). 
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения образуются четыре основных типа высшей нервной деятельности. 
По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильных и слабых животных. Сильных в свою очередь он подразделял на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности. 
Слабый тип. Животные со слабой нервной системой не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Под действием сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов или они разрушаются. Нарушения приводят к заболеванию нервной системы. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения, особенно слабыми являются тормозные процессы (только 15—30 секунд нервная система слабых животных может переносить сильные торможения). 
При слабой нервной системе слабое раздражение может вызвать сильное возбуждение, сильное возбуждение может вызвать слабый ответ, или вызвать торможение, а возможен и срыв нервной деятельности, который вызывает шоковое состояние. 
При действии сильных раздражителей происходит задерживание выработки условных рефлексов и вообще отмечается низкая способность к их выработке. Одновременно с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия посторонних раздражителей. 
Сильный неуравновешенный тип, отличаясь сильной нервной системой, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. В связи с этим у животных сильного неуравновешенного типа быстро образуются положительные условные рефлексы и медленно — тормозные. 
Сильный уравновешенный быстрый тип. Сильное раздражение вызывает сильное возбуждение. Процессы торможения и возбуждения уравновешены, но быстрота, подвижность, ведут к неустойчивости нервных связей, быстрой сменяемости нервных процессов. Сильный уравновешенный спокойный тип. Нервные процессы отличаются малой подвижностью. Животные внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы
На основе изучения типов высшей нервной деятельности животных И. П. Павлов пришел к такому выводу: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы... на человека». 
Хотя свойства высшей нервной деятельности животных и человека совпадают, следует весьма осторожно и только после специальных исследований, подтверждающих тождество протекания данных нервных процессов у животного и человека, переносить эти свойства на человека, или, наоборот, свойства нервной системы человека переносить на животных. При этом следует всегда учитывать социальную обусловленность деятельности человека, его специфически человеческие особенности. 
Поскольку тип высшей нервной деятельности относится к природным наследственным данным, — это врожденное свойство нервной системы, а следовательно, это не психическое, а физиологическое свойство. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет выражаться проявление типа высшей нервной деятельности. 
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) — но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. 
Установление типа высшей нервной деятельности людей связано с большими трудностями. «У многих создается мнение, что люди в самом деле разделяются по силе или подвижности нервной системы на резко ограниченные группы: «сильных» и «слабых», «подвижных» и «неподвижных». Но в действительности люди образуют по силе нервной системы такой непрерывный ряд, как например, по росту или весу... это только способ группировки людей по отдельному свойству». Этот способ имеет смысл для лучшего понимания вопроса о темпераменте, да и в практике он имеет большое значение. 
В результате исследований Б. М. Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы учащегося (этот процесс протекает очень медленно и пути его еще не достаточно изучены), а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника. 
Затем ставится вопрос о том, какую нервную систему следует считать хорошей? Можно ли, например, считать плохой слабую нервную систему? 
Очевидно, — подчеркивает Б. М. Теплов, — все зависит от того, какой деятельностью занимается человек. Если в процессе труда нужно проявить большую выносливость, большую работоспособность, для такой деятельности больше подходит сильный тип нервной системы; там, где в процессе деятельности нужно проявить высокую чувствительность, реактивность, лучше справится слабый тип. 
Отсюда следует вывод, к которому приходит Б. М. Теплов, что положительные качества личности могут проявляться как при сильной, так и при слабой нервной системе, но они будут иметь известное своеобразие. 
В последнее время исследования особенностей нервной системы советские психологи связывают с основной деятельностью, профессией человека. Так, в институте психологии Академии педагогических наук РСФСР проводилось исследование с группой квалифицированных работников-инженеров, работающих на пульте управления центральной энергосистемы. Эта профессия требует от человека очень быстрого решения сложных вопросов, связанных с переключением энергосистемы; в случаях аварии и неисправности системы от инженера требуется большое и концентрированное напряжение нервной системы. 
Была создана модель пульта управления и испытуемым предлагалось решать различные задачи, которые могут возникнуть в условиях их работы. Оказалось, что в ситуациях, требовавших проявить быстроту реакций, вызывавших большое и длительное напряжение нервной системы, некоторые испытуемые не могли работать — у них возникало сильное торможение, их деятельность прекращалась. 
Когда стали определять типы нервной деятельности испытуемых, выяснилось, что представители слабого типа не могли справиться с заданием, а представители сильного типа наиболее успешно решали предложенные им задачи. 
Это экспериментальное исследование показало, кто из специалистов более, а кто менее пригоден к данной деятельности, но в то же время подтвердило павловское положение об огромной пластичности нервной системы человека. Исследование показало, что люди со слабым типом нервной системы в результате тренировки и практики могут успешно заниматься данной деятельностью, но она требует от таких людей больших усилий, напряжения, больших переживаний, тогда как у людей с сильным типом нервной системы эта деятельность протекает без напряжения, легко и успешно. 
Обучение и воспитание могут восполнять недостатки типа высшей нервной деятельности, создавать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, вырабатывая привычные формы его поведения. Это необходимо учитывать учителю и воспитателю, когда он обнаружит у своих учащихся то или иное проявление типа высшей нервной деятельности. 
И. П. Павлов говорил о том, что пластичность нервной системы может изменяться, но, как указывает А. Г. Ковалев, эта пластичность, открывающая широкие возможности развития, не есть пластичность воска, который изменяет форму свою под влиянием однократных и незначительных воздействий на него. Пластичность нервной системы — это пластичность стали, требующая больших усилий, многократных воздействий для изменения ее формы. 
Учителю начальной школы следует учитывать, что у учащихся младшего школьного возраста могут довольно отчетливо проявляться особенности типа высшей нервной деятельности. Исследования ученых (Н. И. Красногорского, И. В. Страхова, Е. П. Ересь и других) показали, что в раннем детстве легко проявляются особенности нервной деятельности, но эти особенности не могут роковым образом определять дальнейшее развитие личности — все зависит от воспитания. Приведем несколько примеров. 
Учитель должен учитывать, что у ребенка возбудимого типа следует вырабатывать умение тормозить себя, а не потворствовать его несдержанности. Надо систематически, организуя соответствующую деятельность и ставя в определенные условия, учить возбудимого ребенка сдержанности (т. е. тормозить его реакции). 
Тормозному (слабому) типу учащихся необходимо давать возможность больше действовать и больше проявлять свою активность. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, полезно давать им поручения, которые требуют проявления большой активности и быстроты. 
Однако нельзя забывать, что дети слабого типа быстро выбывают из рабочего состояния (в отличие от сильного типа) и поэтому нельзя их доводить до состояния глубокой утомляемости, когда уже наступает стадия охранительного торможения. 
Систематические упражнения, тренировка в действиях и поступках укрепляют слабую нервную систему учащихся, повышают их работоспособность. 
Люди слабого типа нервной системы тяжело привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует помнить при работе с учащимися I класса. Особенно внимательно должен относиться учитель к новым учащимся, поступающим в школу в середине учебного года. 
Очень часто учителя свойственную детям слабого типа тормо-зимость принимают за неумение, отсутствие знаний. Учитель должен помнить, что дети со слабым типом нервной системы трудно переносят резкие и сильные воздействия — чрезмерная строгость и повышенные требования к таким учащимся еще больше затормаживают их, т. е. их работоспособность понижается.

Список литературы

1. В.С.Гипенрейтер. Учение И.П.Павлова – Естественно - научная основа физического воспитания. - М.: изда-во физкультура и спорт. -2009. 
2. Е.Б.Бабский. И.П.Павлов. Жизнь и деятельность. — М.: 
Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР. - 2010. 
3. Энциклопедия «Аванта +». - М.: ВА-банк. - 2008. 
4.Асратян Э.А., И.П.Павлов . Изд-о Наука Москва 2009 
5.Воронин С. Жизнеописание И.П.Павлова, Изд-во: Советский писатель  
Ленинградское отделение . 2007 .  
6.Черненко Г. «Иван Петрович Павлов в журнале НЛО - Калейдоскоп за 15 марта 
2010 года, №11. 
7.Павлова С.В.Из воспоминаний о жизни И.П.Павлова. Изд-во: Новый мир.№ 3 за 2007. 

раница 1

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×