Выставочная и конкурсная деятельность учащихся как ресурс начала их художественно-эстетического и творческого развития. | Сайгина Ирина Вячеславовна. Работа №222439
Автор: Сайгина Ирина Вячеславовна
В статье говориться о том, что означает выставочная и конкурсная деятельность и какое место занимает в изобразительном искусстве,какие бывают выставки.Приводятся примеры некоторых выставок и конкурсов, в которых участвуют учащиеся.И в конечном итоге, что же даёт выставочная деятельность.
Выставочная и конкурсная деятельность учащихся как ресурс начала их художественно-эстетического и творческого развития.
( Преподаватель художественного отделения Сайгина И.В. г.о.Жигулёвск, Самарская обл. )
Выставочная и конкурсная деятельность занимает особое место в изобразительном искусстве. Является значимым результатом образовательного процесса, а в рамках какого либо проекта является положительным моментом для художественно-эстетического и творческого развития учащихся. Это упорный напряженный труд, в результате которого рождаются авторские работы. В отличии от предметов массового производства авторские работы всегда неповторимы. Они сохраняют творческую индивидуальность и становятся продолжением личности художника.
Выставочная деятельность — это специально созданная и художественно преобразованная предметно-пространственная среда, предназначенная для публичного показа с определенными социальными целями.
Конкурс (лат. concursus) - это состязание нескольких (или многих) участников в области науки, искусства и прочего с целью выявить наиболее достойных участников или наилучшие работы.
Социальные цели выставочной деятельности:
Реальная оценка учащимися своего уровня профессиональной подготовки.
Когда учащиеся, выставляясь на какой либо выставке, самостоятельно оценивают значимость своих
работ, свой уровень подготовки. О
н здесь и автор
,
и зритель представленных творческих работ, а так же ученик который на
ходит для себя новые идеи, учатся
у таких же сверстников. И овладевает новыми практическими умениями.
Развитие
,
активация
у учащихся заинтересованности, в дальнейшем продолжении
обучения
по
художественному профилю, напра
влению в ВУЗах.
Знакомство
и привлечение внимания общественности
, зрителей, посетителей с
персональным
творчеством обучающихся.
З
накомство и оценка со стороны
зрителей о значимости работ учащих
ся
.
Выявление успехов
,
поддержка одарённых учащихся и в связи с этим демонстрация возможностей преподавателя.
Мотивация. С
лужит для дальнейшего творческого развития. Источником мотивации здесь может быть
,
например выставочная деятельность преподавателя
.
Мотивация- (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость...
По формам проведения выставки бывают :
стационарные
-
проводимые в выставочных залах,
передвижные
–п
роводимые в других образовательных, социальных учреждениях и производственных предприятиях.
По охвату категории участников выставки бывают:
индивидуальные или персональные
, экспозиция, которой строится из работ одного автора, профессионального или самодеятельного художника и юного художника, ребёнка проявляющего художественные способности;
отчётные
,
экспозиция которых представлена несколькими авторами, занимающихся в одном образовательном учреждении или творческом коллективе;
городские
–
это выставки, выставки-конкурсы детского творчества, проводимые в рамках городской муниципальной системы;
районные
,
на них представлено творчество учащихся районных образовательных учреждений;
региональные
,
популяризирующие творчество детей одного из регионов России;
всероссийские
, категория участников, которых представлена всеми субъектами Российской Федерации;
международные
,
в которых участвуют дети других стран.
виртуальные
выставки детского творчества, экспозиция которых представлена на сайтах Интернета.
По методу организации выставки делятся на следующие категории:
блиц-выставка
детского творчества. В этой категории представлены работы учащихся с одного занятия или мастер-класса, как результат педагогического мастерства педагога;
выставка-сопровождение.
Проводится с целью эмоциональной поддержки какого-либо культурного проекта, и она носит вспомогательный характер;
выставка-партитура
.
Для нее характерно построение диалога между экскурсоводом и зрителями с применением элементов театральной педагогики, мировой художественной культуры.
Выставочная деятельность на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности очень важна. Организация выставок, посещение различных выставок, посещение выставок известных художников, обсуждение этих выставок имеет как познавательный, так и воспитательный эффект.
Это интересный, а самое главное творческий и не такой простой, как это может показаться на первый взгляд процесс, требующий профессиональных знаний, художественного вкуса, опыта.
В стенах образовательного учреждения выставка имеет особенное значение для учащихся, поскольку оказывает существенное влияние на повышение уровня и качества творческих учебных работ. А для успешного эстетического воздействия любой выставки на зрителя, необходимо соблюсти ряд условий и обратить внимание на следующие ключевые моменты: хорошее оформление, профессиональный уровень представленных работ, правильное освещение выставки, расположение экспозиции в свободном, эстетически оформленном помещении.
На протяжении всего курса обучения практически каждый учащийся художественного отделения школы искусств, принимает участие в школьных, городских выставках:
Внутришкольные
- «Летние зарисовки», «Зимушка-зима», «Весеннее настроение», отчетные выставки, выставки
к
дню открытых дверей. Именно на таких выставках дети сравнивают себя с другими детьми и дают оценку своему творчеству.
Выставки проходят не только в школе но и на других выставочных площадках.
Городские
в
детской картинной галерее «Сказочный город», Народной галерее, в городской детской поликлинике, на
стадион
е
«Кристалл»
, и т.д.
Выставка или конкурс является результатом не только методической, образовательной работы педагогов образовательных учреждений разного уровня: дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и образовательных учреждений культуры, но и социального заказа.
Поэтому наши учащиеся художественного отделения участвуют в выставках посвящённых (приуроченных) какому – либо событию:
- это День рождение города. Выставка «А город рос и процветал»
- ежегодная выставка, посвящённая Дню Победы.
- здесь же в рамках 71-годовщины Победы в ВОВ выставка «Этих дней не смолкнет Слава!»
- городской конкурс - выставка приуроченный к выборам «Твори добро»
-городской конкурс – выставка «Жигулёвск – город энергетиков»
-городской конкурс-выставка «Жигулёвск – город будущего»
-городская выставка выпускных творческих работ приуроченная к Дню защиты детей.
-ежегодный конкурс – выставка «Вишнёвая фантазия»
-ежегодный конкурс-выставка юных художников и прикладников «Жигулёвская сказка»
Наши ребята участвуют и в конкурсах профессионального мастерства, которые стимулируют их дальнейший рост в учебном процессе. Это городской конкурс по академическому рисунку и живописи. Где ребята соревнуются в своих умениях и навыках владением художественного материала.
-конкурс-олимпиада «Ступени мастерства» в Тольяттинском государственном университете.
- олимпиада в Поволжском православном институте.
Дети с высоким уровнем творческих способностей участвуют в областных, всероссийских и международных выставках- конкурсах. Ребята участвуют с большим удовольствием:
Всероссийский конкурс-выставка молодых дарований по изобразительному искусству «Жигулёвская палитра»
Всероссийская выставка-конкурс детского творчества «Постигая Мастера»
Международный творческо-образовательный фестиваль «Русские сезоны», конкурс «Волшебство танца»
Областной конкурс изделий юных мастеров ДПИ и ремёсел Самарской области «Наш дом-планета Земля» и т.д
..
В результате учащиеся художественного отделения принимают участие в более 60 выставках-конкурсах в год. Если брать во внимание только выставки – это более 40 .
Но не только наши дети принимают участие , но и активно посещают. Посещение учащимися выставок не реже чем 2 раза в четверть.
Хорошим стимулом в учёбе и мотиватором для участия в выставках является педагог. Поэтому очень важно проводить педагогические персональные и коллективные выставки. Наши преподаватели неоднократно участвовали и продолжают участвовать в таких выставках.
Что же даёт выставочная деятельность.
Организация и проведение художественных выставок учащихся имеет важнейшее воспитательное значение.
Развивает художественно-эстетический вкус учащихся
(
но важно помнить что не следует включать в экспозицию плохо оформленные работы, или слабые по содержанию)
Участие в выставках – конкурсах является хорошим средством поощрения ребят, побуждает у них интерес к искусству, повышает мотивацию учебной деятельности.
Выставка является мощным стимулом в развитии ребёнка и влияет на выбор профессии.
Делая вывод можно сказать, что выставочная деятельность объединяет педагогов, учащихся, родителей, и общественность, формируя устойчивый интерес к изобразительному искусству через детское художественное творчество. А опыт выставочной и конкурсной деятельности, учит не огорчаться при неудачах, а наслаждаться творчеством в любых его проявлениях.