Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выступление для кружка "Речь экскурсовода" | Путункеева Туяна Пурбуевна, ГБОУ "ССШИСОО". Работа №294141

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Путункеева Туяна Пурбуевна, ГБОУ "ССШИСОО"
Речь экскурсовода

Восприятие экскурсионной темы построено на звуковом и изобразительном ряде. Источником звукового ряда является экскурсовод, в его речи при проведении экскур­сии используются следующие формы ораторского искусства.

·         слово и речь, короткое устное выступление на какую-либо тему;

·         доклад, публичное выступление на определённую тему, содержит аналитиче­ский материал, подлежащий дальнейшему обсуждению;

·         реферат - краткое изложение содержания вопроса, основанное на данных науки, обзоре и анализе литературных, архивных и других источников;

·         лекция - устное публичное выступление, в котором подробно излагается какая-либо тема;

·         малые формы устной речи - реплика (согласие, возражение, замечание) отклик на речь выступающего, справка по ходу выступлений, риторический вопрос, прямой ответ на вопрос.

Любая хорошо подготовленная и проведённая экскурсия представляет собой синтез форм ораторского искусства.

Речь экскурсовода

Восприятие экскурсионной темы построено на звуковом и изобразительном ряде. Источником звукового ряда является экскурсовод, в его речи при проведении экскурсии используются следующие формы ораторского искусства.

слово

и речь, короткое устное выступление на какую-либо тему;

доклад

, публичное выступление на определённую тему, содержит аналитиче

ский материал, подлежащий дальнейшему обсуждению;

реферат

- краткое изложение содержания вопроса, основанное на данных науки, обзоре и анализе литературных, архивных и других источников;

лекция

- устное публичное выступление, в котором подробно излагается какая-либо тема;

малые

формы устной речи - реплика (согласие, возражение, замечание) отклик на речь выступающего, справка по ходу выступлений, риторический вопрос, прямой ответ на вопрос.

Любая хорошо подготовленная и проведённая экскурсия представляет собой синтез форм ораторского искусства.

Контрольный текст экскурсии излагается литературным языком, а индией дуальный-языком, близким к разговорному. Культура устной речи рассматривается как сочетание трёх составных частей: языковой культуры речи, психологической культуры, коммуникативной культуры речи.

Языковая культура речи объединяет понятия: культура словаря, культура

грамматических

форм и синтаксиса речи, культура произношения (звуков, слов, интонации), стилистическая культура речи, культура жестов и мимики.

Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомен

дация, совет, просьба).

Коммуникативная культура речи, преследующая установление контактов и связей с аудиторией, включает в себя такие понятия, как экскурсовод - источник информации, рас

сказ экскурсовода — система подлинных сообщений.

Коммуникативные качества речи предусматривают: правильность речи (соблюдение норм литературного языка, ударений и грамматики): точность речи, логичность речи, чистоту речи, в которой нет элементов, чуждых литературному языку, выразительность речи её особенности, вызывающие интерес конкурсантов, уместность речи (соответствие её теме, содержанию, целей и задачам экскурсии, а также составу экскурсионной группы).

Логическое ударение - выделение наиболее важного момента в речи. Такое ударение делается на тех словах, которые должны приковать внимание конкурсантов, заставить их задуматься, прийти к определённому выводу. Важно отработать фразовые и логические ударения в рассказе. В каждой фразе выделяется одно или несколько слов, из которых делается смысловое (фразовое) ударение. При логическом ударении в фразе выделяются слова наиболее важные по своему содержанию.

Наверное именно эта часть экскурсии является наиболее сложной для ребёнка. Однако именно работа над культурой речи при проведении экскурсии обогащает словарный запас экскурсовода, позволяет ему правильно отбирать и употреблять слова в рассказе.

Главное - постоянная практика. Для одного экскурсовода - это усвоение различных форм оживления речи, для другого борьба со словами - паразитами, для третьего выявление и искоренение тавтологии речи. Постоянная работа по развитию речи дает возможность участнику конкурса экскурсоводов выработать главное - свой индивидуальный стиль языка.

 

Внеречевые средства общения

Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию двух потоков информации: прерывного речевого потока и непрерывного изобразительного потока (внеречевого). Изобразительный поток информации включает в себя жест, улыбку, позу, походку, мимику, движения экскурсовода. С помощью речи передаётся смысл информации, содержание текста и его значение. Внеречевые средства общения доносят до аудитории подтекст, внутренний добавочный смысл сказанного.

Формой внеречевого общения является жестикуляция. Главная особенность жеста в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь основной частью наглядности.

В показе чаще используются простейшие указательные жесты, когда экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используется также для переключения внимания с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах осматриваемого объекта. Широкое распространение получили объёмные или иллюстративные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта. Конструктивные жесты применяются для того, чтобы подчеркнуть особенности конструкции (выпуклость, вогнутость и т.д.)

Реконструирующие жесты помогают конкурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, цель данных жестов - дать представление о первоначальной форме

( виде

) объектов.

Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод просит экскурсантов пройти к следующему объекту. Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент. Жесты, сопровождающие экскурсию, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Участники конкурса экскурсоводов не только знакомятся с данной классификацией жестов и применяют её на практике, но и учатся дифференцировать жесты при показе одного и того же объекта, так экскурсовод использует варианты жестов в зависимости от состава группы, темы экскурсии, времени года, суток.

Проявление эмоциональной культуры экскурсовода является мимика - движение мышц лица, выражающие внутренне душевное состояние, переживаемые

человеком чувства, его настроение. В ряде случаев мимика способна выразить больше, чем язык. Мимика и жест неразделимы.

Манеры экскурсовода. Большой силой воздействия не экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Манеры экскурсовода находят выражение в общении с экскурсантами, которые обращают внимание на всё. Ничто в поведении экскурсовода не остаётся незамеченным. Достаточно трудная задача для участников конкурса - создание спокойной, доброжелательной обстановки в экскурсионной группе.

Внеречевые средства общения являются неотделимой частью процесса проведения экскурсии. Умение использовать внеречевые формы воздействия приходит к юному экскурсоводу в процессе работы, после проведения экскурсий несколько раз. Причём выработка умений и навыков требует постоянного внимания со стороны научных работников музея.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×