Выступление на педагогическом совете " Виды функциональной грамотности в начальной школе" | Куят Мария Александровна. Работа №340331
В данной статье речь идет о наработках,используемых в педагогической работе с учащимися начальной школы. Как в современном образовании помочь младшим школьникам учиться с интересом. Представлены разнообразные формы упражнений на развитие функциональной грамотности в начальных классах. Поможет подготовить детей к предметным олимпиадам, участию в разных конкурсах.
Виды функциональной грамотности обучающихся,
формируемые на уроках в начальной школе
Выступление на педагогическом совете школы
Куят М.А., руководитель МО учитедей начальных классов
С 1 сентября 2022 года начальные классы школ перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых ФГОС.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». «Грамотность» - это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» - это способность читать и писать простейшие сообщения. Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.
Президент МОО (межрегиональная общественная организация) «Школа 2100 А. А. Леонтьев дает такое определение «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
«Функциональная грамотность» с точки зрения ученика начальной школы – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетентности.
В начальной школе упор делается на развитие направлений: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность.
Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.
Читательская грамотность это базовый навык ФГ - это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.
Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом. Эффективно зарекомендовала себя технология правильного типа читательской деятельности. Я не буду на ней подробно останавливаться, так как каждый из на с ней хорошо знаком.
Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе (из опыта работы)
1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА
2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
3. прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);
добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);
сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)
В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание:
- прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ
(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит
Начиная со 2 класса задания усложняются:
- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Приём «Чтение по частям»
●Приём «Реклама книги»
●Приём «Создание диафильма»
●Приём «Драматизация»
●Приём «Крестики-нолики»
●Приём «Ромашка вопросов»
Педагогические техники: «Кубик Блума», «Ромашка Блума».
Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.
□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.
□ Яблоко от яблони недалеко падает
□ Волков бояться – в лес не ходить.
□ У страха глаза велики.
Одним из эффективных учебных материалов, позволяющих формировать читательскую грамотность, является учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа над текстом». Мы используем это пособие в своей работе.
Хочу остановиться на курсе внеурочной деятельности, который появился у нас в этом году «Функциональная грамотность». Очень полезный курс. Продуманы задания, ничего самим придумывать не нужно. Единственная пока трудность, это то, что нужно потратить время, на создание презентации.
Естественнонаучная грамотность – позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся не только необходимыми общими естественнонаучными знаниями, а ещё и умениями применять эти знания в жизненных ситуациях.
Задание 1.
Вид деятельности: рассуждение
Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.
Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.
Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?
Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.
Кора у березы чище и белее с северной стороны.
Муравейник с северной стороны относительно дерева.
Грибы предпочитают
расти с северной стороны пня или дерева.
Ответ: 1,4
Задание 2
Вид деятельности: применение
Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.
Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
Из практики могу сказать, что мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
в) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
Сюда же можно привести решение ребусов, решение логических задач, числовые последовательности, задачи с подвохом, задачи из повседневной жизни.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
Креативное мышление – это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
Глобальные компетенции – это способность
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Закончить свое выступление хочу словами «Образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.»