Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выступление на педагогическом совете " Виды функциональной грамотности в начальной школе" | Куят Мария Александровна. Работа №340331

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье речь идет о наработках,используемых в педагогической работе с учащимися начальной школы. Как в современном образовании помочь младшим школьникам учиться с интересом. Представлены разнообразные формы упражнений на развитие функциональной грамотности в начальных классах. Поможет подготовить детей к  предметным олимпиадам, участию в разных конкурсах.

Виды функциональной грамотности обучающихся,

формируемые на уроках в начальной школе

Выступление на педагогическом совете школы

Куят М.А., руководитель МО учитедей начальных классов

С 1 сентября 2022 года начальные классы школ перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых ФГОС.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». «Грамотность» - это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» - это способность читать и писать простейшие сообщения. Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.

Президент МОО (межрегиональная общественная организация) «Школа 2100 А. А. Леонтьев дает такое определение «Функциональная грамотность способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

«Функциональная грамотность» с точки зрения ученика начальной школы – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетентности.

 

В начальной школе упор делается на развитие направлений: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность.

 

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.

Читательская грамотность это базовый навык ФГ - это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.

Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом. Эффективно зарекомендовала себя технология правильного типа читательской деятельности. Я не буду на ней подробно останавливаться, так как каждый из на с ней хорошо знаком.

Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе (из опыта работы)

1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА

2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

3. прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);

добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);

сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)

 

В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание:

- прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:

Прочитайте пословицу правильно:

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит

Начиная со 2 класса задания усложняются:

- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Приём «Чтение по частям»

●Приём «Реклама книги»

●Приём «Создание диафильма»

●Приём «Драматизация»

●Приём «Крестики-нолики»

●Приём «Ромашка вопросов»

Педагогические техники: «Кубик Блума», «Ромашка Блума».

 

Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.

□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.

□ Яблоко от яблони недалеко падает

□ Волков бояться – в лес не ходить.

□ У страха глаза велики.

 

 

Одним из эффективных учебных материалов, позволяющих формировать читательскую грамотность, является учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа над текстом». Мы используем это пособие в своей работе.

 

Хочу остановиться на курсе внеурочной деятельности, который появился у нас в этом году «Функциональная грамотность». Очень полезный курс. Продуманы задания, ничего самим придумывать не нужно. Единственная пока трудность, это то, что нужно потратить время, на создание презентации.

 

Естественнонаучная грамотность – позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся не только необходимыми общими естественнонаучными знаниями, а ещё и умениями применять эти знания в жизненных ситуациях.

Задание 1.

Вид деятельности: рассуждение

Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.

Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.

Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?

Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.

Кора у березы чище и белее с северной стороны.

Муравейник с северной стороны относительно дерева.

Грибы предпочитают

расти с северной стороны пня или дерева.

Ответ: 1,4

Задание 2

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.

 

Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

 

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

 

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

Из практики могу сказать, что мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

в) с помощью таблицы

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9. Закончить решение задачи.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Составление и решение обратных задач.

 

Сюда же можно привести решение ребусов, решение логических задач, числовые последовательности, задачи с подвохом, задачи из повседневной жизни.

 

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.

 

Креативное мышление – это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

 

Глобальные компетенции – это способность

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

 

Закончить свое выступление хочу словами «Образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×