выступление на педагогич.семинаре | Протасова Елена Владимировна. Работа №349650
выступление на педагогическом семинаре на тему
«Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы»
Приёмы позволяют сформировать читательскую грамотность у детей начальной школы. Такие приемы я использую в своей педагогической деятельности. Детям нравятся такие приёмы, уроки у нас проходят очень интересно.
Тема выступления на педсовете 31 октября 2023г
«Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы»
Добрый день! Начать свой мастер класс я бы хотела со слов В.А.Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». А чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и приёмы обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Слабые стороны сегодняшних школьников:
- дети имеют низкую скорость чтения
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении
- затрудняются кратко пересказать содержание
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста
Сегодня на мастер-классе я остановлюсь только на некоторых методических приемах формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения, которые я применяю в своей практике.
Недавно мы с ребятами читали рассказ Н.Носова «На горке».
Ребята, догадайтесь по названию рассказа, по иллюстрациям, о чём пойдёт речь в рассказе.
Прием «Прогноз»
Начинаем читать текст. В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы.
1 остановка после предложения - Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.
- Как вы думаете, Котьке, правда, нельзя было гулять? Почему вы так решили? А почему же он не пошёл помогать ребятам?
2 остановка после предложения – Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.
- Все ли слова в последнем предложении понятны? Обратимся к знатокам, которые сегодня работают со словарём: что же такое дворницкая? Ребята, а как она может выглядеть? Что такое фанерка?
3 остановка после предложения – Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.
- Предположите, как дальше будут развиваться события.
2. Прием «Вопросник»
Вопросы после чтения:
- А что делал Котька, когда ребята трудились?
-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)
-Какой он? (хитрый)
- Что произошло, когда ребята ушли обедать?
- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)
- Что из этого вышло? Прочитайте.
-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?
(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
- Понравилось ли Котьке работать?
- Подтвердите словами из текста…
- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).
- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи).
3. Прием «Работа с пословицами»
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
4. Работа в группах.
Приём «Синквейн».
- В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь героев рассказа. Напоминаю Правила построения синквейна.
Главными героями рассказа Носова "На горке" оказываются Котька Чижов, мальчик который не хотел помогать строить горку, а хотел сам на ней покататься, и ребята, все остальные дети со двора, которые вместе трудились над строительством горки. Именно эти персонажи представляют интерес для написания синквейна.
Примеры синквейнов к рассказу "На горке":
Котька
Хитрый, ленивый
Смотрит, ждет, выходит
Хотел прийти на уже готовенькое
Лентяй.
Котька
Глупый, пристыженный
Посыпает, исправляется, работает
Стал помогать ребятам восстанавливать горку
Мальчик
Ребята
Дружные, работящие
Строят, смеются, катаются
Трудились вместе для общей пользы
Молодцы.
Ребята.
Дружные, сплоченные.
Носят, делают, поливают.
Стараются побыстрее закончить работу.
Команда.
Котька:
Котька.
Лукавый, ленивый.
Подглядывает, прячется, выходит.
Пользуется чужим трудом.
Бездельник.
Приемы работы по формированию читательской грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация, как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего «Государственным стандартам».
На этом у меня все. Спасибо за внимание.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.