Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выявление и работа с тревожными состояниями у пятиклассников | Исаева Ирина Михайловна. Работа №342333

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Статья рассматривает проблему выявления и работы с тревожными состояниями у учащихся пятого класса. Описываются методы диагностики тревожных состояний, причины их возникновения и эффективные способы коррекции. Подчёркивается роль педагога-психолога в создании безопасной и поддерживающей образовательной среды для детей этого возраста. В статье также приведены примеры практических техник для снижения уровня тревожности у пятиклассников.

Ключевые слова: тревожные состояния, пятиклассники, диагностика, коррекция, педагог-психолог, возрастные особенности, эмоциональная поддержка, школьная тревожность.

Выявление и работа с тревожными состояниями у пятиклассников

 

Исаева Ирина Михайловна, педагог-психолог

МКОУ «Прокоп - Салдинская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация.  Статья рассматривает проблему выявления и работы с тревожными состояниями у учащихся пятого класса. Описываются методы диагностики тревожных состояний, причины их возникновения и эффективные способы коррекции. Подчёркивается роль педагога-психолога в создании безопасной и поддерживающей образовательной среды для детей этого возраста. В статье также приведены примеры практических техник для снижения уровня тревожности у пятиклассников.

Ключевые слова: тревожные состояния, пятиклассники, диагностика, коррекция, педагог-психолог, возрастные особенности, эмоциональная поддержка, школьная тревожность.

 

Переход из начальной школы в среднее звено это важный этап в жизни каждого ребенка. Для пятиклассников этот процесс зачастую сопровождается увеличением нагрузки, сменой окружения и новыми ожиданиями со стороны педагогов и родителей. Все эти факторы могут стать причиной возникновения тревожных состояний у школьников. Тревожность у детей этого возраста проявляется в разных формах: от переживаний, связанных с учебной деятельностью, до межличностных конфликтов с одноклассниками или учителями. Педагог-психолог играет ключевую роль в своевременном выявлении и эффективной коррекции этих состояний.

Тревожность это эмоциональное состояние, характеризующееся повышенной напряженностью, беспокойством и страхами, которые могут не иметь конкретных причин. У пятиклассников тревожные состояния могут проявляться в виде страха перед контрольными работами, экзаменами, непониманием новых требований со стороны учителей или переживаниями из-за конфликтов с одноклассниками. Определить тревожное состояние можно по таким внешним признакам, как частые жалобы на головные боли и усталость, расстройства сна, агрессивное или, напротив, замкнутое поведение, трудности в общении и нарушенная концентрация на уроках.

Для выявления тревожности у пятиклассников педагог-психолог может использовать различные методики, среди которых особенно выделяются наблюдение, беседа с учеником, анкетирование и тесты. Примером диагностики может быть тест школьной тревожности Филлипса, который позволяет определить уровень тревожности, связанную с учебной деятельностью, межличностными отношениями и отношением к школе в целом. Эта методика помогает выявить не только наличие тревожности, но и её причины, что значительно облегчает дальнейшую работу с учеником.

Причины возникновения тревожных состояний у пятиклассников могут быть разными. Одной из них является адаптационный кризис, связанный с переходом в среднюю школу. Новая система обучения, изменившийся состав классов, новые учителя всё это создает ощущение неопределенности и тревоги у детей. Важно понимать, что пятиклассники находятся в переходном возрасте, когда начинают формироваться основные социальные и личностные установки, и любой стресс может привести к тревожным состояниям. К другим причинам можно отнести завышенные ожидания со стороны родителей, отсутствие эмоциональной поддержки в семье, а также конфликты в классе.

Работа с тревожными состояниями у пятиклассников должна быть комплексной и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Одним из первых шагов в коррекционной работе является создание безопасной и поддерживающей атмосферы на занятиях. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым и знал, что его переживания воспринимаются всерьез. Педагог-психолог может организовать групповые или индивидуальные занятия, на которых дети могут делиться своими переживаниями и находить пути их преодоления.

Одним из эффективных методов работы с тревожными состояниями является арт-терапия. Дети через рисунки или творческие задания могут выразить свои скрытые страхи и переживания, что позволяет психологу лучше понять внутреннее состояние ребенка. Например, упражнение «Рисунок страха» позволяет детям изобразить свои опасения на бумаге, а затем обсудить их и попытаться найти пути, как справиться с ними. Это способствует снятию напряжения и помогает детям выразить свои эмоции, не испытывая страха осуждения.

Техники релаксации и дыхательные упражнения также эффективны для снижения уровня тревожности у пятиклассников. Простые упражнения, такие как глубокое дыхание или расслабление мышц, помогают детям справиться с эмоциональным напряжением перед контрольной работой или экзаменом. Например, техника «Глубокое дыхание» учит ребенка концентрироваться на собственном дыхании, что помогает успокоиться и снять стресс.

Педагог-психолог также должен работать с родителями пятиклассников, так как семейная поддержка играет ключевую роль в снижении уровня тревожности у детей. Родителям необходимо объяснить важность эмоциональной поддержки и принятия, а также показать, как можно помочь ребенку справиться с тревожными состояниями в домашних условиях. Совместные игры, прогулки на свежем воздухе, общение и активное участие в жизни ребенка помогают укрепить его эмоциональное состояние и уменьшить тревожность.

Таким образом, тревожные состояния у пятиклассников это сложная и многогранная проблема, требующая внимания и комплексного подхода. Своевременное выявление тревожности, организация коррекционной работы и создание поддерживающей среды помогут снизить уровень тревожности у детей и способствовать их успешной адаптации в школе. Роль педагога-психолога заключается не только в оказании помощи детям, но и в работе с педагогическим коллективом и родителями, направленной на создание благоприятных условий для полноценного развития школьников.

 

Список литературы

З

авьялова

А

.

Н

.

Теоретический

аспект

изучения

гендерных

особенностей

проявления

школьной

тревожности

у

младших

школьников

/

А

.

Н

.

Завьялова

,

Л

.

И

.

Бочанцева

//

Образование

и

наука

в

современных

реалиях

:

материалы

IV

Междунар

.

науч

.

практ

.

конф

. (

Чебоксары

, 26

февр

. 2018

г

.) /

редкол

.:

О

.

Н

.

Широков

[

и

др

.]

Чебоксары

:

ЦНС

«Интерактив

плюс»

, 2018.

С

. 132-135.

Микляева

А

.

В

.,

Румянцева

П

.

В

.

Школьная

тревожность

:

диагностика

,

профилактика

,

коррекция

.

СПб

.:

Речь

, 2004.

248

с

,

ил

. ISBN 5-9268-0300-4

.

Рассоха

,

В

.

С

.

Специфика

работы

с

тревожными

детьми

разного

возраста

,

подростками

и

юношами

/

В

.

С

.

Рассоха

.

Текст

:

непосредственный

//

Исследования

молодых

ученых

:

материалы

II

Междунар

.

науч

.

конф

. (

г

.

Казань

,

июль

2019

г

.).

Казань

:

Молодой

ученый

, 2019.

С

. 44-47.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X