Выявление и работа с тревожными состояниями у пятиклассников | Исаева Ирина Михайловна. Работа №342333
Аннотация. Статья рассматривает проблему выявления и работы с тревожными состояниями у учащихся пятого класса. Описываются методы диагностики тревожных состояний, причины их возникновения и эффективные способы коррекции. Подчёркивается роль педагога-психолога в создании безопасной и поддерживающей образовательной среды для детей этого возраста. В статье также приведены примеры практических техник для снижения уровня тревожности у пятиклассников.
Ключевые слова: тревожные состояния, пятиклассники, диагностика, коррекция, педагог-психолог, возрастные особенности, эмоциональная поддержка, школьная тревожность.
Выявление и работа с тревожными состояниями у пятиклассников
Исаева Ирина Михайловна, педагог-психолог
МКОУ «Прокоп - Салдинская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация. Статья рассматривает проблему выявления и работы с тревожными состояниями у учащихся пятого класса. Описываются методы диагностики тревожных состояний, причины их возникновения и эффективные способы коррекции. Подчёркивается роль педагога-психолога в создании безопасной и поддерживающей образовательной среды для детей этого возраста. В статье также приведены примеры практических техник для снижения уровня тревожности у пятиклассников.
Ключевые слова: тревожные состояния, пятиклассники, диагностика, коррекция, педагог-психолог, возрастные особенности, эмоциональная поддержка, школьная тревожность.
Переход из начальной школы в среднее звено — это важный этап в жизни каждого ребенка. Для пятиклассников этот процесс зачастую сопровождается увеличением нагрузки, сменой окружения и новыми ожиданиями со стороны педагогов и родителей. Все эти факторы могут стать причиной возникновения тревожных состояний у школьников. Тревожность у детей этого возраста проявляется в разных формах: от переживаний, связанных с учебной деятельностью, до межличностных конфликтов с одноклассниками или учителями. Педагог-психолог играет ключевую роль в своевременном выявлении и эффективной коррекции этих состояний.
Тревожность — это эмоциональное состояние, характеризующееся повышенной напряженностью, беспокойством и страхами, которые могут не иметь конкретных причин. У пятиклассников тревожные состояния могут проявляться в виде страха перед контрольными работами, экзаменами, непониманием новых требований со стороны учителей или переживаниями из-за конфликтов с одноклассниками. Определить тревожное состояние можно по таким внешним признакам, как частые жалобы на головные боли и усталость, расстройства сна, агрессивное или, напротив, замкнутое поведение, трудности в общении и нарушенная концентрация на уроках.
Для выявления тревожности у пятиклассников педагог-психолог может использовать различные методики, среди которых особенно выделяются наблюдение, беседа с учеником, анкетирование и тесты. Примером диагностики может быть тест школьной тревожности Филлипса, который позволяет определить уровень тревожности, связанную с учебной деятельностью, межличностными отношениями и отношением к школе в целом. Эта методика помогает выявить не только наличие тревожности, но и её причины, что значительно облегчает дальнейшую работу с учеником.
Причины возникновения тревожных состояний у пятиклассников могут быть разными. Одной из них является адаптационный кризис, связанный с переходом в среднюю школу. Новая система обучения, изменившийся состав классов, новые учителя — всё это создает ощущение неопределенности и тревоги у детей. Важно понимать, что пятиклассники находятся в переходном возрасте, когда начинают формироваться основные социальные и личностные установки, и любой стресс может привести к тревожным состояниям. К другим причинам можно отнести завышенные ожидания со стороны родителей, отсутствие эмоциональной поддержки в семье, а также конфликты в классе.
Работа с тревожными состояниями у пятиклассников должна быть комплексной и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Одним из первых шагов в коррекционной работе является создание безопасной и поддерживающей атмосферы на занятиях. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым и знал, что его переживания воспринимаются всерьез. Педагог-психолог может организовать групповые или индивидуальные занятия, на которых дети могут делиться своими переживаниями и находить пути их преодоления.
Одним из эффективных методов работы с тревожными состояниями является арт-терапия. Дети через рисунки или творческие задания могут выразить свои скрытые страхи и переживания, что позволяет психологу лучше понять внутреннее состояние ребенка. Например, упражнение «Рисунок страха» позволяет детям изобразить свои опасения на бумаге, а затем обсудить их и попытаться найти пути, как справиться с ними. Это способствует снятию напряжения и помогает детям выразить свои эмоции, не испытывая страха осуждения.
Техники релаксации и дыхательные упражнения также эффективны для снижения уровня тревожности у пятиклассников. Простые упражнения, такие как глубокое дыхание или расслабление мышц, помогают детям справиться с эмоциональным напряжением перед контрольной работой или экзаменом. Например, техника «Глубокое дыхание» учит ребенка концентрироваться на собственном дыхании, что помогает успокоиться и снять стресс.
Педагог-психолог также должен работать с родителями пятиклассников, так как семейная поддержка играет ключевую роль в снижении уровня тревожности у детей. Родителям необходимо объяснить важность эмоциональной поддержки и принятия, а также показать, как можно помочь ребенку справиться с тревожными состояниями в домашних условиях. Совместные игры, прогулки на свежем воздухе, общение и активное участие в жизни ребенка помогают укрепить его эмоциональное состояние и уменьшить тревожность.
Таким образом, тревожные состояния у пятиклассников — это сложная и многогранная проблема, требующая внимания и комплексного подхода. Своевременное выявление тревожности, организация коррекционной работы и создание поддерживающей среды помогут снизить уровень тревожности у детей и способствовать их успешной адаптации в школе. Роль педагога-психолога заключается не только в оказании помощи детям, но и в работе с педагогическим коллективом и родителями, направленной на создание благоприятных условий для полноценного развития школьников.
Список литературы
З
авьялова
А
.
Н
.
Теоретический
аспект
изучения
гендерных
особенностей
проявления
школьной
тревожности
у
младших
школьников
/
А
.
Н
.
Завьялова
,
Л
.
И
.
Бочанцева
//
Образование
и
наука
в
современных
реалиях
:
материалы
IV
Междунар
.
науч
.
–
практ
.
конф
. (
Чебоксары
, 26
февр
. 2018
г
.) /
редкол
.:
О
.
Н
.
Широков
[
и
др
.]
–
Чебоксары
:
ЦНС
«Интерактив
плюс»
, 2018.
–
С
. 132-135.
Микляева
А
.
В
.,
Румянцева
П
.
В
.
Школьная
тревожность
:
диагностика
,
профилактика
,
коррекция
.
—
СПб
.:
Речь
, 2004.
—
248
с
,
ил
. ISBN 5-9268-0300-4
.
Рассоха
,
В
.
С
.
Специфика
работы
с
тревожными
детьми
разного
возраста
,
подростками
и
юношами
/
В
.
С
.
Рассоха
.
—
Текст
:
непосредственный
//
Исследования
молодых
ученых
:
материалы
II
Междунар
.
науч
.
конф
. (
г
.
Казань
,
июль
2019
г
.).
—
Казань
:
Молодой
ученый
, 2019.
—
С
. 44-47.