Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Выявление, поддержка и развитие способностей одарённых и талантливых детей | Важенина Зоя Александровна. Работа №347593

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Целью данной практики, является выявление одаренных, талантливых детей, совершенствование условий для формирования и раскрытия их творческого потенциала и положительной мотивации с помощью хореографии

Выявление, поддержка и развитие способностей одарённых и талантливых детей на групповых занятиях хореографии при реализации программы дополнительного образования

МАОУ СОШ 30

Автор: Важенина Зоя Александровна,

педагог дополнительного образования

 

В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить”.

Сократ

Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные талантливые дети это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Соглашусь с мнением, что одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений, в том или ином виде деятельности. Однако одарённость, обеспечивает не успех, а только возможность достижения этого успеха. Поэтому кроме наличия комплекса способностей для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Помочь ребенку реализоваться в жизни, раскрывая перспективность для него в той или иной деятельности в этом и заключается профессионализм педагога, его такт, чутье, а также ответственность и профессиональная удовлетворенность.

На сегодняшний день доказано, что хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Развитие танцевальных навыков должно стать необходимостью не только для тех, кто намерен стать профессионалом в области хореографии, но и для каждого ребёнка. Владение своим телом способствует не только повышению самооценки, но и оценке со стороны окружающих, что для детей и подростков является важным условием дальнейшего развития.

Танцевальное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут одаренному ребенку развить свои творческие способности, заложенные природой.

Таким образом, целью данной практики, является выявление одаренных, талантливых детей, совершенствование условий для формирования и раскрытия их творческого потенциала и положительной мотивации с помощью хореографии.

Одарен каждый ребенок, поэтому, педагогическая задача состоит в выявлении своеобразия этой одарённости, поиске эффективных педагогических технологий и создании условий для ее развития и реализации.

Являясь руководителем школьного хореографического коллектива «Индиго», хочу поделиться своим опытом работы по выявлению и развитию одаренных детей при обучении хореографии.

В коллективе занимаются дети с разными хореографическими способностями. В ходе учебных занятий знакомлю детей с элементами ритмики, с различными хореографическими направлениями (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, эстрадный танец, современный танец), развиваю творческие способности и художественный вкус. В своей работе стараюсь использовать разнообразные формы занятий: музыкально-тренировочные занятия, теоретические беседы, лекции об истории, развитии и традициях хореографического искусства, игровые занятия, участие в творческих проектах, конкурсах, проведение праздничных и отчетных концертов.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография» 4 года, она рассчитана на обучающихся 7 - 12 лет. При реализации программы использую как традиционные методы обучения (наглядный, словесный, практический), так и современные образовательные технологии (развивающие, игровые, информационно - коммуникационные). На занятиях первого и второго года обучения формирую у детей первоначальные хореографические навыки, развиваю музыкальный слух, работаю над пластикой за счет выполнения различных двигательных упражнений. Дети импровизируют под музыку, изображают в танце героев сказок, делают различные перестроения, соотносят характер музыки и движений. На начальном этапе обучения мы составляем простейшие танцевальные композиции на основе самых простых движений, где применяются элементарные детские знания. А дальнейшие выступления на сцене дают малышам стимул и стремление к учебно-тренировочной работе, приучают их к сценическому поведению, воспитывают ответственность в коллективе.

В течение первых двух лет наблюдаю за детьми в ходе учебных и зачетных занятий, отчетных концертов и конкурсов, отмечая для себя ребят с хореографическими способностями. Уровень приобретённых танцевальных навыков определяю по таким критериям, как:

музыкально-ритмические способности (чувство ритма, координация движений);

сценическая культура (эмоциональная выразительность и артистичность);

техника исполнения движений.

На основании своих наблюдений постепенно прихожу к выводу в каком из направлений танцевальной культуры ребенок сможет себя проявить в дальнейшем. К восьми-девяти годам у детей в полной мере определяются хореографические способности, формируется вкус в музыке и танце. Легче всего дети преуспевают в эстрадном и народном танцах. Если ребенок обладает хорошими балетными данными (осанка, выворотность, гибкость, подъем стопы), то занятия классическим и историко-бытовым танцем будут даваться ему особенно легко, т.к. эти виды предполагают легкость, грациозность. Но даже если обучающийся не имеет классических данных, не стоит отговаривать его от занятий танцами! Этот ребёнок сможет себя проявить, например, в направлениях уличного танца (хип-хоп, брейк-данс, фанк). Работая над развитием таких детей, тоже можно достичь высоких результатов.

На третьем и четвертом годах обучения, в танцевальном коллективе, изучаются основные направления хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец. Каждый ребёнок, занимающийся хореографией, должен знать основные элементы различных танцевальных направлений, поэтому в программу включены все разделы. На протяжении всего обучения в коллективе проходят уроки актерского мастерства и этюдная деятельность, что позволяет развивать сценическую культуру танцоров. Именно на этом этапе и происходит непосредственное выявление и развитие хореографически одарённых детей, так как к этому времени каждый обучающийся находит себя в одном из направлений.

Одаренные дети уже на первых порах отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды. Поэтому для последующей поддержки их природной одаренности подбираются более сложные творческие задания, участие в фестивалях, конкурсах, первые выходы в сольных номерах. На них в программе закладываются индивидуальная и постановочная работа. При этом педагогу важно, очень умело, выделять одаренных детей, не задев личностных стремлений тех учащихся, которые, может быть, еще очень слабы в творческом плане, но уровень их творческих притязаний очень высок.

На глубокое погружение ребенка в творческую деятельность влияют такие факторы как:

поддержка родителей и ситуация в семье;

опыт педагога;

ресурсная база учреждения (должна соответствовать современным требованиям);

желание ребенка + природные данные.

Все эти факторы в совокупности позволяют добиться эффекта и результата.

Исходя из своего опыта, выбрала для себя оптимальную модель работы с одаренными детьми:

1. Выявление одаренных детей (наблюдение, беседа, тестирование);

2. Разработка индивидуальной программы (индивидуальная и постановочная работа);

3. Диагностика личностного и творческого развития воспитанника (тестирование, наблюдение, практические занятия);

4. Поддержка родителей и вовлечение их в совместный творческий процесс (рекомендации для дальнейшего продвижения ребенка, сопровождение на конкурсах и концертах, эмоциональная и психологическая поддержка);

5. Демонстрация творческих достижений воспитанников (отчетные концерты, конкурсы, фестивали, проекты, продвижение в соц. сетях);

6. Поощрение одаренных детей;

7. Поддержка высокой мотивации и самооценки ребенка;

8. Безусловное понимание и уважение личности ребенка.

Несомненно, каждый руководитель будет рад видеть в рядах своего коллектива одаренных учеников. Что касается индивидуальной работы с одаренным ребенком, то здесь действует простая схема «преподаватель-ученик» и использование определенных уникальных подходов и методов. Однако работа преподавателя на групповых занятиях хореографии в школе, где среди учеников есть одаренные дети, имеет свою специфику и определённые сложности. В условиях групповых занятий сложно выделить время для более глубокой работы с одарёнными детьми, перестроить свою работу, приходится действовать согласно программным требованиям. Поэтому педагогу важно, обращая внимание на поведение каждого ребенка и общий климат в коллективе, применять некоторые ситуативные, индивидуальные приемы.

Благодаря применению дифференцированного и индивидуального подходов к обучению и воспитанию детей, на своих уроках стараюсь создавать условия для развития учащихся, с учетом их дарования, с учетом их реальных возможностей и образовательных потребностей.

При работе с учащимися с разными исходными танцевальными данными в одной подгруппе, для получения наилучшего результата освоения материала, использую деление на две подгруппы по способностям. Это позволяет более сильным ученикам утвердится в своих способностях и реализовать себя (участие в городских и районных конкурсах), а детям, которым необходимо больше времени для освоения учебного материала, выполнять посильный объем работы и испытать свой успех (участие в школьных концертах и конкурсах). Одним из плюсов данного метода является взаимозаменяемость учащихся, а также повышение уровня мотивации для более слабых детей. При постановке концертных номеров размещаю более сильный состав учащихся в первые линии, предлагаю разную по сложности танцевальную лексику для солистов и основного состава. Ориентируюсь на способности и возможности каждого ребенка.

Результатом совместного труда педагога и обучающихся является участие в концертах и конкурсах. Хореографический коллектив «Индиго» неоднократно был отмечен званием Лауреата и Дипломанта районных и городских конкурсов и фестивалей детского хореографического творчества.

Таким образом, изучив теоретические материалы по данной теме, проанализировав практический опыт, можно сказать, что работы с одаренными детьми в рамках хореографической группы задача очень содержательная и сложная. Стоит понимать, что одаренность ребенка не является неизменным условием его успешности, высокие результаты таких учеников достигаются лишь благодаря профессиональной работе опытных преподавателей. Образовательный процесс в группе хореографии с одаренными детьми должен строиться на основе определенных педагогических приемов и эффективных форм работы. Занятия в таких группах ведутся с учетом психологических и физических особенностей преуспевающего учащегося, однако не в ущерб развитию других участников группы. Важно делать акцент не только на одаренных детях, а на каждом учащимся. Именно эта установка даст возможность достичь высоких результатов всей хореографической группе.

В заключении хочется сказать, что наши нынешние и потенциальные учащиеся живут в непростое время время перемен, стремительно развивающихся технологий, политической нестабильности, кризиса в обществе. Задача современного педагога, используя все имеющиеся в распоряжении средства, помочь формированию творчески одаренной, цельной и гармонически развитой личности, способной самостоятельно добиваться успеха и поставленных целей, а также быть уверенным в своем будущем.

Литература:

1. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2010 56 с.

2. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. М.: Владос.

5. Золоторева А.В. “Дополнительное образование детей”.

6. Барышкинова Т. “Азбука хореографии” - М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×