Взаимодействие детского сада и семьи ☼ | Синицина Ольга Владимировна. Работа №223460
Автор: Синицина Ольга Владимировна
Создание партнерских отношений между детским садом и семьей.
Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.
Находиться в партнерской позиции с родителями.
Показать родителям свое положительное
отношение к их ребенку.
Вести конструктивный диалог с родителями.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 22 «Золотая рыбка» города Дубны Московской области
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Создание партнерских отношений между детским садом и семьей
Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.
Находиться в партнерской позиции с родителями.
Показать родителям свое положительное
отношение к их ребенку.
Вести конструктивный диалог с родителями.
Выполнила:
воспитатель ДОУ№ 22
Синицина О.В.
2019
Взаимодействие с семьей
Цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Просвещение родителей по различным направлениям воспитания, информирование родителей об особенностях и своеобразии развития детей, формирование у них устойчивой потребности в обеспечении здоровья детей.
Задачи:
Повышение уровня педагогической грамотности, расширение педагогического кругозора;
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, решение проблем воспитания и обучения детей.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду
.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического плана, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители могут прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в ДОУ начинается с анкетирования «Давайте познакомимся».
«Сотрудничество детского сада и семьи».
Вторым направлением работы стало познавательное – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо обеспечить родителей информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду. Оформление информационных стендов в группах, в холле детского сада способствует распространение педагогических знаний среди родителей. Опыт работы говорит о том, что родители с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Обмен литературой (библиотека интересных книг, статей, буклетов которыми родители могут пользоваться).
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание, на которых происходит знакомство родителей с задачами воспитания учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей.
Традиционно интерес вызывают темы: «Давайте познакомимся – детский сад Золотая рыбка», «Наш девиз – ЗОЖ », «Я ребенок …Я имею право…», «Наши достижения».
В течение всего учебного года специалисты ДОУ (логопед, инструктор по физкультуре, медицинская сестра) по просьбе родителей дадут необходимые консультации, окажут практическую помощь семье в вопросах воспитания детей.
Знакомство родителей с работой детского сада по всем направлениям образовательной программы происходит на открытых занятиях, родители регулярно приглашаются на Дни открытых дверей.
Обязательным элементом стали утренние приветствия, беседы с родителями о состоянии ребенка.
Интерес родителей вызывают семинары-практикумы, семинары - обмена опытом «А у нас в семье так», «Семейные традиции».
Консультации для родителей подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей группы.
Наглядно – информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки - передвижки, фотоотчеты о жизни группы, библиотека – передвижка.
С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин».
Доброй традицией стало проведение благотворительной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд.
Совместная деятельность родителей с воспитателем способствует тому, что бы детям в группе было хорошо и уютно. Папы и мамы с удовольствием откликаются на «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.
Взаимодействие с семьей
Оформление информационных стендов в холле и группе детского сада: «Права ребенка» «Для Вас родители!»
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам.
Родительские собрания. Родительские собрания с элементами групповой дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций. («Давайте познакомимся!»,
«Наши достижения!», «Мы стали на год взрослее!»)
День открытых дверей. Открытые занятия.
(«Наше здоровье!», «Наши права!»)
Консультации специалистов (логопед, инструктор по физкультуре, медицинская сестра)
Утреннее приветствие, беседа.
Консультации для родителей. Индивидуальная работа.
(«Играйте вместе с детьми!», «Режим дня – это важно!»)
Родительский уголок, папки передвижки, фотоотчеты, статьи, библиотечка для родителей.
«Питание и закаливание – единый подход в саду и дома!»
Совместное создание предметно-развивающей среды в группе, день «Добрых дел». Благотворительные акции «Просто так!»
Стенгазета для родителей «Семья глазами ребенка»«Письмо деду Морозу»
Правила взаимодействия с семьями
Ориентация на семью:
Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи.
Оказывать помощь в обеспечении доступа к официальным общественным услугам (медицинским, социальным). Информация об общественных ресурсах может оказаться полезной для всех семей, а особенно для тех, где есть дети со специфическими потребностями.
Принима
ть
и уважа
ть
мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными. Стара
ться
выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем. Прин
ять
ценности семей, даже если они входят в конфликт
с
нашими собственными.
Мы обязуемся:
Относиться к вашему ребенку и семье индивидуально.
Создать условия, чтобы вы могли переговорить с воспитателями всякий раз, когда оставляете и забираете вашего ребенка.
Обеспечить конфиденциальность информации личного характера.
Организовать благоприятную среду для вашего ребенка.
Создать ребенку условия для разнообразных видов деятельности, соответствующих его возрасту и интересам.
Регулярно сообщать вам об успехах ребенка.
Несмотря на то, что наша цель — обеспечение сбалансированного питания, ник
огда не принуждать детей к еде
Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей
Для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка.
Педагог – партнер:
Задает вопросы, спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие, ищет решение проблем вместе с родителями.
Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения.
Говорит так, чтобы родителям было понятно
Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.
Использование навыков положительного общения:
Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.
Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе
бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д.
Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.
Мы стараемся регулярно общаться с родителями и членами семей, обсуждать с ними способы поддержки развития ребенка:
обсужда
ем
прогресс и достижения ребенка, возникающие у него трудности;
обсужда
ем
и наход
им
возможные способы поддержки развития ребенка;
по телефону сообща
ем
информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом или эмоциональном состоянии ребенка.
в целях обеспечения последовательности в работе с детьми обсужда
ем
с родителями практические вопросы воспитания и развития ребенка, включая влияние культурной среды;
Способствуем развитию положительной самооценки дошкольников, взаимодействуя с отдельными детьми, применяя свои знания об особенностях развития детей:
взаимодейству
ем
с каждым ребенком, проявляя любовь, заинтересованность и уважение;
называ
ем
детей по именам, говор
им
с ними дружелюбно, вежливо, на уровне глаз ребенка;
взаимодейству
ем
не только вербально, но и посредством улыбок, прикосновений, держания на руках;
зна
ем
сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения за определенный период времени; ежедневно выявля
ем
индивидуальные навыки и успехи каждого ребенка и хвал
им
его за это, заботясь о том, чтобы каждый получил признание его достижений;
сообща
ем
семьям об успехах их детей.
Понимаем, что между детьми существуют различия в характере и темпе развития, мышлении, языке и социальных возможностях, это обусловлено индивидуальными и культурными особенностями:
способству
ем
индивидуальному росту, соответствующему темпам развития;
обраща
емся
с детьми любой расы, этнической группы, религии, социальной принадлежности, культуры, пола с равным уважением и вниманием;
предоставля
ем
детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий;
призна
ем
индивидуальные потребности детей, включая детей с проблемами, обеспечива
ем
условия для удовлетворения различных нужд;
разрабатыва
ем
задания, учитывая индивидуальные стили обучения;
предоставля
ем
детям право выбора видов деятельности и время для игр и самостоятельной работы.
Памятки для родителей.
Как предотвратить проблему…
Как справиться с проблемой, если она уже есть…
Если вы хотите вырастить успешного ребенка
Можно, конечно, считать, что всем правит судьба — одному она дает все, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуйте присмотреться к тем людям, которых считаете успешными. Вполне возможно, вы увидите, что они обладают такими качествами личности, которые им помогают достичь успеха. Чаще всего это — целеустремленность и инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями, умение общаться с другими людьми и убеждать их.
Вы думаете, это врожденные черты?
Скорее, они результат воспитания, то есть плоды того, как с этими людьми обращались в детстве.
Что обязательно нужно делать?
Везде и всегда, где и когда
это
возможно, предоставляйте ребенку право самостоятельно выбирать: с чего начинать есть и какую рубашку (из двух предложенных вами) надеть, чем и в какой последовательности заниматься («Ты можешь поиграть один или мы вместе посмотрим книжку») и т. п.
Чем больше у ребенка практика принятия самостоятельных решений, тем больше уверенность в своих возможностях.
Обязательно внушайте ребенку оптимизм: «У тебя обязательно получится», «Ты сможешь это сделать», «Я верю в твои способности».
В случае
,
если малыш принял решение, но переоценил свои возможности, не меняйте своих установок: «
Ну
все, больше я тебе этого не позволю», — просто помогите ему получить положительный результат: «Давай вместе. Если бы сделал вот так, у тебя бы все получилось. Я верю, что в следующий раз все получится».
Поговорите с воспитателями или другими людьми, с которыми находится ребенок, пока вы на работе, о том, что вы доверяете своему малышу делать самому, и договоритесь с ними о взаимной поддержке.
Чего делать нельзя?
Не говорите ребенку: «Не сейчас», «В следующий раз обязательно, а сейчас я спешу», «Нет. Ты все испортишь. Я знаю, какой ты неумеха» и прочих грустных слов.
Не ставьте ему условий и не создавайте барьеров: «Если не сделаешь, не получишь, не пойдешь». Дело из-под палки, за подарок — уже не дело, а повинность.
Не сравнивайте его решения и его результаты с другими детьми.
Если ребенок все время льнет к вам…
Если ребенок не отходит ни на шаг, льнет к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребенок только пошел в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные оправданные потребности. Например, в общении, ласке, игре, движении, сне.
Как предотвратить проблему?
Предлагайте ребенку больше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным.
Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу?»
Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок испытывает потребность грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, яблока.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Если вы знаете, что ребенок переживает временный сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.
Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».
Не потакайте зависимому состоянию ребенка, слишком долго обнимая его. Обнимите и отведите на то место, где он может играть.
Не толкайте и не тяните ребенка, это еще сильнее усугубит ощущение незащищенности. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить белье».
Пригласите в гости друзей или сверстников ребенка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите малыша научить друзей играть в его любимую игру.
Обеспечьте ребенка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.
Если дети балуются…
Этот тип поведения довольно распространен среди младших дошкольников, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.
Как предотвратить проблему?
Предоставляйте детям больше возможностей баловаться и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, взрослым весело на них смотреть. Иногда сами предлагайте побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем в своей жизни.
Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение со стороны других детей и некоторых взрослых.
Обсудите вместе с членами своей семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за «маской шута», что пытается заглушить таким поведением.
Если увидите, что ребёнок спокоен и серьезен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую не увидит никто, кроме вас двоих.
Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».
Если ребенок плохо ест…
Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее, дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.
Как предотвратить проблему?
Вы являетесь для ребенка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.
Малышу следует предложить поесть, но, ни в коем случае не заставлять есть насильно.
Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».
Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнет, есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.
Во время еды вовлекайте ребенка в неторопливый разговор.
Почаще что-нибудь готовьте вместе.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.
Объясните ребенку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным.
Если ребенок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.
Если ребенок слишком разборчив в еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте свое положительное отношение к конкретной еде.
Если ребенок кусается…
Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.
Как предотвратить проблему?
Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: "Дай, дай". Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: "Нет, нет". Это значит, Катя не хочет кушать».
Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.
Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому втакого рода ситуациях наказание зачастую мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!» Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.
Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!»
Если ребенок готов кусаться от отчаяния — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: "Дай"».
Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки.
Если ребенок сосет палец…
Для детей меньше четырех лет это не является тревожным симптомом, на него просто не нужно обращать слишком много внимания. Для более старших это считается проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребенок, который сосет палец, страдает еще какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь в первую очередь психологическими проблемами.
Как предотвратить проблему?
По возможности оберегайте ребенка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.
Если ребенок подвергся стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите сформулировать словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.
Предоставьте больше возможности для творчества — рисования, лепки, игры.
Предложите нарисовать то, что его беспокоит.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Все привычки, которые действуют на ребенка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойным и последовательным.
Когда ребенок начнет сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» — предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на подушке, полистать книжку.
Когда вы видите, что ребенку некоторое время удается не сосать палец, тихонько скажите ему: «Ты можешь по-настоящему гордиться собой за то, что в состоянии так долго держать палец подальше ото рта».
Так как привычки — это чаще всего неосознанные действия, ребенок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать его перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.
Если ребенок дразнится и ругается…
Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться еще больше.
Не стоит считать, что все плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 и от 4 до 5 лет.
Как предотвратить проблему?
Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т. д.
Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость — ребенок видит, что родители поступают именно так.
Если ребенок ищет внимания и власти — полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.
Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.
Если ребенок дерется…
Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще показывают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.
Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.
Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.
Как предотвратить проблему?
Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии — не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.
Сделайте дома подобие боксерской груши.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т. п.
Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»
Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Если ребенок часто устраивает истерики…
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этого может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему?
Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
Если ребенок вынуждает вас делать покупки…
Это вполне распространенное явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворения на некоторое время, но не надолго.
Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это — рисование, завтра — динозавры и т. д.
Особое значение требование покупок может иметь в 4— 5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).
Как предотвратить проблему?
Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вашей любви и заботы. Вовсе необязательно делать для этого покупки — шишка из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение.
Всегда предупреждайте ребенка о готовящемся походе в магазин за покупками специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчетах за нее вполне сообразны потребностям ребенка в социальных навыках и принесут удовлетворенность.
Не лишайте ребенка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Если требования покупок неправомерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и других.
Если ребенок испытывает страхи…
Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно — не видно опасности, а если ее не видно — я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им еще нужна защита взрослого.
Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.
Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.
У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.
Переживать страхи — это нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).
Как предотвратить проблему?
Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с малышом. Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно: поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.
Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.
Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
Если ребенок часто обманывает…
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.
Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счет поведения, типичного для маленького ребенка.
Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману, они никакого отношения не имеют.
Как предотвратить проблему?
При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» — лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?»
У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите: «Ты рассказал очень интересную, занимательную историю», — давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
Никогда не спрашивайте у малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
Упорное вранье — сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.
Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сделать».
Активные дети…
Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время для ребенка движение — это и признак, и средство развития и роста, т. е. естественная потребность.
В большинстве своем дети хотят справиться, со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему сделать это можно, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также выяснив причины.
Как предотвратить проблему?
Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
Информируйте ребенка заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся, и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».
По возможности, придерживайтесь режима дня — сон, еда, прогулка в одно и то же время.
Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.
Не предлагайте малышу занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте, в конце концов, рисовать можно и стоя, и лежа.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.
Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи.
Как можно чаще, когда малыш спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Поручайте ему дела, в которых нужно проявление активности, — собрать всех к столу, принести необходимый предмет.
Рассеянные дети…
Дети, как правило, хотят избавиться от своих недостатков, потому что видят негативное отношение к ним взрослых. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив ее причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов, ребенок может задуматься, мечтать или фантазировать.
Как предотвратить проблему?
Проверьте у педиатра слух и зрение ребенка.
Попросите малыша рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него богатый внутренний мир, тогда это совершенно другая сторона дела).
Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающе, чтобы у ребенка не было слишком много игрушек.
Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объем информации, который вы даете. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.
Для того, чтобы ребенка ничто не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.
Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его рассеянное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта — чувства сопротивления, скуки, отторжения.
Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда малыш купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т. п.
Стеснительные и замкнутые…
Эта черта характера может сохраняться у человека всю жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления — низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.
Как предотвратить проблему?
Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
Бережно относитесь к идеям и высказываниям малыша, даже если это просто робкие попытки как-то подать голос.
Как можно чаще называйте ребенку его положительные, сильные черты, с тем чтобы у него формировался положительный образ себя.
Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Если ребенок проявляет стеснительность в разумных пределах, отнеситесь к этому просто как к индивидуальной особенности. Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, при которых необходимо включение в деятельность других детей.
Начните играть или выполнять какое-то задание вместе с ребенком. Через некоторое время предложите другим детям присоединиться к вам. Когда они разыграются, тихо удалитесь.
Обязательно научите ребенка нужным словам — как предложить сверстнику играть вместе.
Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».
Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
Не ждите скорых перемен.
Мы растем и меняемся
Наши возрастные особенности
В этом возрасте дети…
Вы можете…
От 3 до 4 лет
Быстро увеличивают запас слов.
Приобретают навыки ведения
Беседы.
Проявляют интерес к решению
задач (как это сделать).
Все более комфортно чувствуют себя со взрослыми Становятся более любопытными и любознательными.
Мотивированы исследовать и делать открытия.
Разговаривать с детьми в течение дня
Придумывать «глупые» смешные слова и рифмы
Давать предметы, которые можно сортировать и группировать.
Показывать, как вещь разбирается и собирается. Объяснять, чем лучше заниматься на улице, а чем дома.
Помогать детям описывать свойства предметов (какие они на ощупь).
Записывать истории, которые рассказывают дети. Проявлять гибкость в выполнении ежедневных дел. Вместе с ребенком читать и рассматривать картинки.
От 4 до 5 лет
Начинают вести беседу о предметах, событиях, явлениях Постоянно задают вопросы обо всем, что видят. Обнаруживают творческое начало и чувство юмора. Начинают использовать простые стратегии для решения своих задач.
Поддерживают беседу со взрослыми.
Получают удовольствие от занятий творчеством. Более активно используют свои собственные знания.
Разговаривать о том, что произошло сегодня Рассказывать детям простые шутки
Побуждать их по-новому играть со старыми игрушками. Давать детям задания, развивающие самостоятельность. Отвечать на вопросы «вглубь и вширь», задавать свои вопросы. Предлагать для творчества необычные материалы (лоскутки, шерстяные нитки, пуговицы, проволоку и пр.)
От 5 до 6 лет
Приобретают умение пользоваться словами для описания ситуации, своего состояния. Начинают задавать много вопросов.
Начинают осознавать и объяснять методы решения задач (я сделал так, потому что...) Словесно выражают собственное мнение и отстаивают свою точку зрения.
Умеют по-разному использовать один и тот же предмет.
Побуждать детей описывать события дня и задавать вопросы. Планировать вместе с детьми (с чего мы начнем..., сколько нам нужно...)
Позволять выбирать. Обеспечить разнообразные материалы для письма и рисования
Играть в игры на угадывание. Вместе читать и обсуждать истории
Развивать привычку к осторожности и осмотрительности. Показывать пример и воспитывать привычку здорового питания
Помогать в понимании поступков других детей.
Все дети разные!
Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) - то, что он чувствует. Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.
Если Ребенок Визуалист
Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.
Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.
Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.
Легче приобретает навыки путем наблюдения.
На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.
Если Ребенок Аудиалист
Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой - это нормально.
Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.
Он хорошо запоминает словесный материал.
Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.
Если Ребенок Кинестетик
Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.
У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.
Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.
Как поддерживать и развивать инициативу ребенка
Формулируйте свои ожидания от ребенка четко и кратко. Многословие сбивает детей с толку.
Одновременно вводите не больше 1-2 правил. Если же больше: и вам трудно уследить за выполнением этих правил, да и ребенок начинает испытывать чувство сомнения – что можно и что нельзя.
Будьте последовательны, требуя от ребенка выполнения правил. Детям трудно понять, чего от них хотят, если правила постоянно меняются и применяются по-разному. Например, правило: после туалета мыть руки. Нужно требовать соблюдения этого правила всякий раз, когда ребенок пользуется туалетом. Неукоснительность требования выполнения правила делает жизнь более предсказуемой.
Формулируйте правила как предложения, а не как запреты или приказания. Малыши лучше откликаются на позитивные правила.
Говорите «спасибо» и «пожалуйста». Вежливость задает тон сотрудничества и моделирует поведение, ожидаемое взрослым.
Делайте акцент на поведении ребенка, а не на его характер. «Я огорчаюсь, когда ты дерешься. От удара бывает больно». «Ты взяла Анютину игрушку. Аня расстроилась». Следует избегать высказываний типа: «Мне не нравятся маленькие мальчики, которые дерутся», «Я не люблю, когда отбирают игрушки».
Используйте и слова и действия. Немедленно останавливайте действия ребенка, если они могут быть опасны для них самих или для окружающих. Например, два малыша дерутся из-за игрушки. Остановите драку, взяв обоих за руку, или разведите их в разные концы комнаты. Если ребенок забрался на верхнюю перекладину шведской стенки и собирается спрыгнуть оттуда, - остановите его. Когда опасная ситуация остается позади, дети лучше поймут, что вы от них хотите и что по этому поводу думаете.
Будьте терпеливы, требуя выполнения правил. Маленькие дети – новички в обществе. От них нельзя ожидать соблюдения правил по первому требованию. Относитесь к детям, как к новичкам, которые еще только учатся. Если у детей проблема с выполнением правил, попытайтесь:
- повторить свои слова медленно и четко;
- сказать то же самое, но более простыми словами;
- сопроводить свои слова жестами;
- показать детям, чего вы от них хотите.
Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.
Делать или не делать?
Делайте!
Радуйтесь Вашему малышу.
Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
Говорите с малышом короткими фразами.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите медленно.
Будьте терпеливы.
Каждый день читайте ребенку.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
Поощряйте игры с другими детьми.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите
«
куличики
»
из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
Регулярно водите ребенка в библиотеку.
Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
Не теряйте чувства юмора.
Играйте с ребенком в разные игры.
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя:
«
Не так! Переделай это
»
.
Не говорите:
«
Нет, она не красная
»
. Лучше сказать просто:
«
Она синяя
»
.
Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
- всех логических связей;
- всех Ваших чувств («Мама устала»);
- абстрактных рассуждений и объяснений.
Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Список литературы:
Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации.
–М
. : ТЦ Сфера, 2008.- 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
2. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2001
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
4.Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
5.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007год.
Интернет – ресурсы info@doshvozrast.ru или doshvozrast@yandex.ru