Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ | Боргоякова Ксения Сергеевна. Работа №294132

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Боргоякова Ксения Сергеевна
 

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДОО) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, формирование у школьников общей культуры личности, включающей ценности здорового образа жизни, социального, нравственного, эстетического, интеллектуального развития, физических качеств, самостоятельности, инициативы и ответственности ребенка.В настоящее время возрастает потребность в активной разработке и использовании в педагогическом процессе организации дошкольного обучения здоровьесберегающих технологий, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к здоровью уже в дошкольном возрасте.

 

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДОО) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, формирование у школьников общей культуры личности, включающей ценности здорового образа жизни, социального, нравственного, эстетического, интеллектуального развития, физических качеств, самостоятельности, инициативы и ответственности ребенка. [1]

В настоящее время возрастает потребность в активной разработке и использовании в педагогическом процессе организации дошкольного обучения здоровьесберегающих технологий, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к здоровью уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный этап является наиболее сензитивным для формирования основ здорового образа жизни. Это связано с тем, что дошкольники обладают психофизиологическими резервами двигательной активности. Дошкольный период детства характеризуется кардинальными изменениями, связанными с интенсивным анатомо-физиологическим, морфофункциональным и психологическим созреванием детского организма.

В создании идеальных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровье, здоровом образе жизни и его ценностях большое значение придается системе дошкольного образования. Воспитательная работа педагогического назначения с дошкольниками обеспечивает формирование представлений о здоровом образе жизни. Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников является важной педагогической задачей, для решения которой необходимо разработать систему педагогических воздействий, средства и условия, обеспечивающие формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Новыми нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольных образовательных организаций, проводится экспертное внимание по вопросам взаимодействия дошкольной организации и родителей обучающихся как потребителей образовательных услуг. В связи с этим возрастает роль родителей в образовательном пространстве, а сотрудничество и взаимодействие с ребенком семьи необходимы для полноценного развития и воспитания ребенка.

Проблему организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста изучали: С.В. Алексеев [2], Н.А. Андреева [3], Г.В. Блинова [6], Т.Е. Сергиенко [16] и др.

Проблема: какие условия будут способствовать взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретическое изучение вопроса об организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Определить понятие и принципы здорового образа жизни

.

Рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

.

Описать особенности формирования здорового образа жизни у старших дошкольников

.

Изучить п

едагогические условия организации процесса формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

.

Раскрыть с

пецифик

у

взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

.

Определить ф

ормы и методы организации работы дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленные на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников

.

В курсовой работе использованы методы: наблюдение, анализ психолого-педагогической и методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Понятие и принципы здорового образа жизни

 

Сохранение и укрепление здоровья человека – одна из сложных и вечных проблем человечества, не утрачивающая актуальности с древних времен по настоящее время. Существенной для современного цивилизованного общества является и задача по сохранению подрастающего поколения, так как будущее наций определяется состоянием здоровья и качеством жизни новых поколений.

М.И. Гомина считает, что здоровый образ жизни (далее – ЗОЖ) – понятие многоплановое, это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление «факторов риска», возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. [7]

На данный момент в педагогической науке можно выделить наиболее полные определения данного понятия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Определения ЗОЖ

И.И. Малоземова выделяет следующие составляющие здорового образа жизни (рисунок 2) [13].

Рисунок 2 – Составляющие здорового образа жизни

 

И.М. Новикова, выделяет следующие основные принципы здорового образа жизни, представленные на рисунке 3 [14].

Рисунок 3 – Основные принципы ЗОЖ

В контексте воспитания дошкольников выше названные принципы могут оказывать воздействие на формирование основ здорового образа жизни. Следует отметить, что ценностные ориентации в ходе культивирования здоровья дошкольников параллельно переходят в разряд основных черт характера, свойств и качеств личности дошкольника.

 

1.2. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

 

Седьмой год жизни является продолжением очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пятилетнем возрасте и заканчивается в семилетнем возрасте. В шестилетнем возрасте идет активный процесс созревания организма. Вес ребенка увеличивается на 200 грамм в месяц, рост на 0,5 см, пропорции тела меняются. В среднем рост 7-летнего ребенка 113-122 см, средний вес 21-25 кг. [5]

Области головного мозга формируются почти как у взрослого человека. Процессы окостенения продолжаются, но изгибы позвоночника еще нестабильны. Происходит развитие мышц. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития и подготовки к письму.

В 6-7 лет интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьная зрелость». Несформированная, незавершенная конструкция, опорно-двигательный аппарат дошкольника находится в напряжении, поэтому часто ребенок бывает беспокойным, а длительная неправильная осанка приводит к нарушению осанки, деформациям грудной клетки и т. д. У детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, окостенение костей запястья и фаланг не завершено. [5]

 

В 6-7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, улучшается регуляция кровообращения. Даже 15-20-минутная нагрузка вызывает сильную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Из-за несовершенства регуляции нервной системы может нарушаться работа сердца. В этом возрасте завершаются процессы развития и трансформации дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

6-7 лет – это период интенсивного развития мозга. В 6-летнем возрасте уже очень ярко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для 6-летнего ребенка очень важна подготовка ведущего системного анализатора и прежде всего зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии формирования.

Развитие движений у детей от 6 до 7 лет характеризуется уверенным владением элементами техники целостных движений, способностью к самостоятельным, точным, умелым движениям под музыку, в группе детей. Дети способны осваивать и правильно применять сложные координированные действия при ходьбе, выполнять сложные координированные гимнастические упражнения, умеют координировать движения пальцев, кистей при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, карандашом.

В старшем дошкольном возрасте на общем физическом фоне процессов совершенствования развития, подвижности, равновесия, устойчивости процессов нервной системы накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, которые протекают относительно легко, большую часть времени без осложнений. Однако дети все равно быстро устают. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего, дошкольного возраста является учет их возрастных особенностей. [5]

 

Особенности формирования здорового образа жизни у старших дошкольников

 

Один из основных показателей образа жизни является режим дня. Организм функционирует согласно определенным ритмам. Поэтому нужно четко распределить виды деятельности: сон, прием пищи, работа, учеба, походы, спорт и так далее. Правильно составленный распорядок дня позволяет организованно и плодотворно использовать свободное время [4].

По мнению А.А. Зайцева, второй фактор, влияющий на здоровье - наследственность. Она определяет популяционное здоровье человека. Расширение круга заболеваний генного характера обусловлены интенсификацией применения природных ресурсов, переработка которых обусловила скопление колоссального количества отходов, вредных для здоровья человечества. Появление соединений искусственного синтеза, к которым человек и весь животный и растительный мир не адаптированы в процессе эволюции; а также расширением круга вредных привычек: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания [9].

Третий фактор, влияющий на здоровье – экология. В связи с неблагополучной экологической обстановкой наблюдается:

- рост иммуннозависимых заболеваний и условной патологии;

- увеличение процента неврологической патологии;

- рост заболеваний органов дыхания.

Четвертый фактор, влияющий на здоровье – фактор ближайшего окружения, а именно: учебно-воспитательная или производственная среда, бытовые условия жизни, внутрисемейные отношения (семейный социум).

По мнению Т.В. Зотовой, в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) для каждой возрастной группы разрабатывается программа учебно-воспитательного процесса, которая включает в себя разнообразные заданий, прогулки, закаливание и др. [10]

Следующий фактор – сон. Недосыпание приводит к снижению внимания, физической и умственной активности, ухудшению памяти. Вследствие этого, нужно следить за тем, чтобы дошкольник хорошо спал и положенное количество времени. [19].

Прогулки также влияют на здоровье, у детей наблюдается двигательная активность. Помимо этого, прогулка считается также закаливанием, так как дети дышат воздухом, который содержит много ионов, что способствуют хорошему самочувствию. Следует отметить, что под действие солнца дети получают витамин D, который нужен для укрепления костной системы. Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребенка.

Еще один фактор – питание. Для детей важно полноценное рациональное питание. Оно оказывает влияние на рост, гармоничное развитие и состояние здоровья [4].

Главное, чтобы питание в детском саду было рациональным, с белками, жирами, углеводами, витаминами, минералами, которые так необходимы для роста и развития. Правильно организованное питание положительно оказывает положительное влияние на жизнедеятельность, гармоническое развитие физических и духовных сил, здоровье и выполняет профилактические функции против развития заболеваний [19].

Основным средством профилактики простудных заболеваний детей-дошкольников являются естественные силы природы. Использование солнца, воздуха и воды способствует выработки у дошкольника приспособительных реакций к изменяющимся условиям окружающей среды, закаливанию организма. Закаленные дети менее восприимчивы к резким перепадам температуры, они более активны, жизнерадостны и при этом уравновешены, имеют хороший аппетит.

А.А. Ошкина считает, что закаливание играет роль важного средства укрепления здоровья только в том случае, если оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, реальную для исполнения и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей [15].

Т.В. Зотова считает, что развитие детей дошкольного возраста нужно рассматривать по овладению знаниями и навыками гигиенической культуры и правил поведения. Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой, за зубами, за кожей. Нужно воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви. [10]

Таким образом, система работы, включающая двигательную активность, закаливание, питание, прогулки, соблюдение режима дня, позволяет укрепить здоровье ребенка и приобрести соответствующие знания для собственного здоровья, что обеспечивает успешность привития оздоровительных навыков дошкольнику. Поэтому эти мероприятия по формированию основных принципов здорового образа жизни у дошкольников в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети активны, спокойны, не плачут, нет перевозбуждения, дети хорошо, быстро и спокойно едят и засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

 

2.1. Педагогические условия организации процесса формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

 

Педагогические условия представляют собой комплекс мер, направленных на повышение эффективности педагогического воздействия, а также внешние обстоятельства, которая влияют на течение самого педагогического процесса, который намеренного сконструирован педагогом для достижения конкретного результата. Такое определение дала Г.В. Блинова [6].

Повышение эффективности формирования здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении связано с создание педагогических условий, которые максимально способствуют повышению эффективности формирования ЗОЖ у дошкольников, а также повышению компетентности родителей и педагогов. Н.А. Андреева выделяет две группы педагогических условий: организационное-педагогические и психолого-педагогические. Рассмотрим данные группы подробнее.

К организационно-педагогическим условиям относятся:

1. Разработка и внедрение в педагогический процесс научно обоснованной программы формирования ЗОЖ (рисунок 4).

Рисунок 4 – Программа формирования ЗОЖ

В программе должны быть обозначены разнообразные формы занятий: утренняя гимнастика подвижные игры, физкультминутки, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная деятельность детей. С целью эффективного решения задач формирования ЗОЖ старших дошкольников следует использовать групповые и индивидуальные способы обучения.

В каждой возрастной группе существует определенная специфика обучения физическим упражнениям. Для старших дошкольников используется словесные методы, сравнение, рассуждение, анализ. После объяснения упражнения дошкольника приступают к его выполнению для того, чтобы закрепить полученные знания. Для поддержания интереса к выполнению упражнений стоит применять соревновательные формы проведения упражнений, самостоятельную организацию занятий. Музыкальное сопровождение на занятиях позволяет дошкольникам легче освоить темп и ритм выполнения упражнений. [3]

2. Кадровое обеспечение деятельности: компетентные врачи, педагоги, инструктора ФК.

К кадровому обеспечению относится наличие компетентных врачей, инструкторов ФК и ЛФК и педагогов с соответствующей квалификацией (теоретическая подготовленность, сформированность умений и практических действий профилактики и коррекции нарушений осанки).

3. Информационное обеспечение деятельности (проведение курсов повышения квалификации, консультаций и открытых уроков для родителей, анкетирование родителей); сотрудничество педагогов и родителей с целью повышения эффективности проводимой коррекционной работы, приобщение родителей к выполнению комплексов упражнений в домашних условиях.

Как считает С.В. Алексеев, для повышения эффективности формирования ЗОЖ дошкольников существенно важно установить доверительные отношения с родителями, формировать установку на сотрудничество, раскрыть знания и умения родителей в воспитании здорового ребенка, уточнить трудности, с которыми сталкиваются родители при планировании и проведении занятий дома. [2]

4. Материально-техническое обеспечение деятельности, соответствующее принятым нормам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности (специально оборудованный зал для проведения ЛФК, инвентарь, сенсорная комната).

Главный фактор, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий — это соответствие медико-гигиенических и педагогических условий проведения физкультурных занятий в ДОУ. На занятиях следует исключить перегрузки дошкольников, не переутомлять их и не нарушать физиологические процессы.

Для формирования ЗОЖ у дошкольников необходимо использовать физкультурное оборудование. Зал для занятий физкультурой должен быть хорошо проветриваемым, светлым. Физкультурное оборудование должно быть прочным, безопасным, ярким и эстетичным.

С помощью применения физкультурного инвентаря можно расширить круг упражнений, формировать и совершенствовать двигательные навыки (набрасывание колец, метание в цель). Для выполнения общеразвивающих упражнений применяются ленты, платочки, бруски, вертушки и др. Упражнения с применением физкультурного оборудования, развивают психофизические качества: ловкость (бег между препятствием); глазомер (игры с мячом); силу (перетягивание каната, упражнения на перекладине и т.д.).

Т.В. Сергиенко считает, что в свою очередь, в состав психолого-педагогических условий включены следующие параметры, представленные на рисунке 5 [16].

Рисунок 5Состав психолого-педагогических условий

 

Для педагога важно вовлечь дошкольника в процесс, уметь создавать успешные ситуации для воспитательной и учебной деятельности. Таким образом, педагогические условия, которые рассматриваются как комплекс взаимосвязанных факторов воспитательного процесса, положительно влияют на эффективность формирования ЗОЖ старших дошкольников.

 

2.2. Специфика взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

Семья и дошкольные учреждения — два важных, взаимно дополняющих института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции разнообразны, но для всестороннего развития ребенка нужно их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет значительную роль в жизни ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение общения, навыки организовывать и разнообразить собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Без активного участия родителей в образовательном и воспитательном процессе гармоничное развитие дошкольника практические невозможно.

В помощь родителям в овладении наукой и искусством дошкольного воспитания педагоги стремятся установить единство и взаимодействие педагогических воздействий на ребенка в семье и детстве, проводят педагогическое воспитание родителей, оказывают им практическую помощь. [20]

Ведущее значение социального воспитания обусловлено тем, что воспитание ребенка осуществляется в детском коллективе, где приобретаются первые навыки социального поведения. Успех сотрудничества воспитателей и семьи зависит от взаимного отношения семьи и дошкольного учреждения. Родители и педагоги должны строить свои отношения на доверительной психологии, чтобы детский сад стал настоящей, ничем не декларируемой открытой системой. Наиболее целесообразным и эффективным сотрудничество будет тогда, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Если взаимодействие реализовывается в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. [16]

Практически потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны: и дошкольное учреждение, и семья, но, к сожалению, мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с вопросами, касающимися каких-либо текущих событий, а педагогов семья интересует как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности и т. д.

Г. В. Блинова утверждает, что для того, чтобы сделать процесс взаимодействия более широким и практичным, детский сад должен сделать открытую образовательную систему, то есть, с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным педагогами, а с другой с другой стороны, привлекать родителей к воспитательной работе дошкольного учреждения [6] (рис. 6).

Рисунок 6Педагогический процесс взаимодействия семьи и ДОУ

 

Концептуальной основой педагогической модели взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребенка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации, коммуникативным способностям, к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

По мнению Н.А. Андреевой, это невозможно без решения следующих задач, представленных на рисунке 7 [3].

Рисунок 7 – Задачи педагогической модели взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию ЗОЖ

Модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни — это целенаправленное, планомерное, последовательное взаимодействие, которое включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Таким образом, педагогическая модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни, включающая в себя повышение квалификации педагогов, тесное взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирования у детей навыков здорового образа жизни, призвана обеспечить физическое, нравственное и психическое здоровье ребенка. У родителей и педагогов есть цель - благополучие детей, здоровое детство, их полноценное и гармоничное развитие. И только дополняя и поддерживая, совместными усилиями семья и ДОУ могут добиться желаемых результатов.

 

2.3. Формы и методы организации работы дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленные на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников

 

В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.

И.В. Сорокина [17] выделяет следующие формы и методы организации работы дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленные на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.

Традиционные формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные (рис. 8).

Рисунок 8 – Виды традиционных форм работы с родителями

 

Среди традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи выделяют следующие (рисунок 9).

Рисунок 9 - Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи

 

Среди нетрадиционных интерактивных форм работы с родителями, основанных на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов дошкольной организации и родителей, выделяют следующие, представленные на рисунке 10 [17].

Рисунок 10 - Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Досуговые нетрадиционные формы работы направлены на установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (рис. 11).

Рисунок 11 – Досуговые нетрадиционные формы работы

 

Наглядно-информационные формы работы представлены на рисунке 12.

Рисунок 12 – Наглядно-информационные формы работы

 

В современном дошкольном образовательном учреждении применяются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, которые позволяют вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. К ним относятся анкетирование, интервьюирование, дискуссия, круглые столы, консультации. При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение [17].

На практике можно использовать такие методы, как анкетирование воспитателей и родителей по вопросам определения сформированности у них представлений о ЗОЖ и условиях развития детей дома. Методы анкетирования позволяют изучить отношение родителей к физкультуре; выяснить оценку родителями физического развития ребенка; раскрыть источники информации родителей о ЗОЖ и физкультуре; обусловить причины, препятствующие родителям активно заниматься физическим воспитанием детей. [17]

Таким образом, согласованная, совместно организованная работа родителей и воспитателей является одним из важнейших условий развития личности ребенка, здорового образа жизни. Развивающая предметно — пространственная среда играет огромную роль в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Создавая среду, педагог должен учитывать индивидуальны особенности каждого ребенка. Необходимо наполнить ее различным дидактическим, спортивным и игровым материалом, который будет способствовать формированию ценностей ЗОЖ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования

:

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения:

24.03.2022

). –

Текст

:

электронный.

Алексеев, С.В.

Семья и детский сад: на пути к культуре

здоровья :

методическое пособие / С. В. Алексеев, Т. В. Каменская, Т. А.

Шиленок

. - Санкт-

Петербург :

СПбАППО

, 2008. - 139 с.

- ISBN

978-5-89495-151-8. – Текст : непосредственный.

Андреева, Н.А.

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного

возраста :

автореферат

дис

. ... кандидата педагогических

наук :

13.00.07 /

Н.А. Андреева //

Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.

Текст :

непосредственный.

Анохина, И.А.

Приобщение дошкольников к здоровому образу

жизни

:

методические рекомендации / И.А. Анохина. –

Ульяновск

:

УИПКПРО, 2017. – 80 с.

-

ISBN 978-5-7432-0604-9

. –

Текст :

непосредственный.

Безруких, М. М.

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка

) :

учебное пособие для студентов / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. —

Москва :

Академия, 2003. - 416 с. -

ISBN 5-7695-0581-8. –

Текст :

непосредственный.

Блинова, Г. В.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкол

ьного возраста / Г. В. Блинова

// Молодой ученый.

-

2017.

-

№ 6 (140).

- С. 409-411. – Текст: непосредственный.

Гомина

,

М.И.

Культура здорового образа жизни педагога ДОО как условие эффективного приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

/ М.И.

Гомина

//

Психологически безопасная образовательная среда. – 2019. - №1. -

С. 91-93.

Текст :

непосредственный.

Доброва, Ю.

В

. Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Доброва // Психология и педагогика. – 2018. - №5. – С. 14-18. –

Текст :

непосредственный.

Зайцев, А.А.

Физическое воспитание

дошкольников :

учебное пособие / А.А. Зайцев. –

Москва :

Просвещение, 2019. – 98 с. – ISBN 5-88874-081-0. –

Текст :

непосредственный.

Зотова, Т.В.

Система формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста / Т.В. Зотова // Формирование здорового образа жизни. – 2016.

-

№4. – С. 232-242.

Текст :

непосредственный.

Калмыкова, А. С.

Основы формирования здоровья

детей

:

учебник / ред. А. С. Калмыкова.

Москва

:

ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 384 с.

-

ISBN 978-5-9704-3390-4.

Текст :

непосредственный.

Карепова, Т.Г.

Формирование здорового обр

аза жизни у

дошкольников

:

планирование, система работы /

Т. Г. Карепова. -

Волгоград :

Учитель, 2015. - 169 с.

-

ISBN 978-5-7057-4386-5

. -

Текст :

непосредственный.

Малозе

мова, И.И.

Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические

основы

:

учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.И. Малозёмова.

Москва

:

Просвещение 2018. – 94 с.

ISBN: 978-5-7186-1088-8

. –

Текст

:

непосредственный.

Новикова, И.М.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с 2 детьми 5-7

лет :

учебное пособие / И.М. Новикова. –

Москва :

Мозаика-Синтез, 2009.

69 с. -

ISBN 978-5-86775-659-8

. –

Текст :

непосредственный.

Ошкина

, А.А.

Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент - закаливание

)

:

учебно-методическое пособие / А. А.

Ошкина

, О. Н. Царева, И. К. Хр

амова ; науч. ред. А. А.

Ошкина

.

Москва :

Просвещение, 2017

. - 83 с.

-

ISBN 978-5-906007-30-8

. -

Текст :

непосредственный.

Сергиенко, Т.

Е

. Формирование здорового образа жизни детей через взаимодействие педагогов и родителей / Т.Е. Сергиенко //

Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

. – 2017. - №

4. – С. 510-513. –

Текст :

непосредственный.

Сорокина, И. В.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового

образа жизни / И. В. Сорокина

// Молодой ученый.

-

2016.

-

№ 6 (110).

-

С. 823-825.

Текст :

непосредственный.

Степаненкова

, Э.Я.

Теория и методика физического воспитания и развития

ребёнка :

учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Я.

Степаненкова

. –

Москва :

Академия, 2015. – 368 с.

– ISBN 5-7695-2540-1. –

Текст :

непосредственный.

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного

возраста

:

учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.О. Филиппова. –

Москва :

Академия, 2016. - 304 с.

Текст :

непосредственный.

Тупикова

, С.

А.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи / С.

А.

Тупикова

, Т. А. Спиридонова

// Молодой ученый.

-

2016.

-

№ 28 (132).

-

С. 951-95

3. –

Текст :

непосредственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

План работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о ЗОЖ.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×