Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя | Полюдова Ольга Юрьевна. Работа №324737

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач: выявление детей, имеющих речевые нарушения; коррекции речевых нарушений; профилактики возникновения речевых нарушений. Занятия по коррекции и закреплению полученных навыков включают в себя несколько направлений. Основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.Работа воспитателя по формированию звукопроизношения  и работа учителя-логопеда  по исправлению произношения звуков различны  по организации, приемам, по продолжительности.

 

 

Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя

Работа воспитателя на логопедическом пункте главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач: выявление детей, имеющих речевые нарушения; коррекции речевых нарушений; профилактики возникновения речевых нарушений.

Диагностическая работа

Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду:

- результаты  своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; - историю раннего речевого развития;

- условия семейного воспитания;

- проводит диагностику общего развития.

Коррекционная работа

Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа.

1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков.

2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков,

отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Воспитатель  следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни.

3.Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия.

Профилактическая работа

Профилактическая работа заключается в создании воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями - четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при  организации игр, занятий, других видов деятельности.

Большая роль  в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, поэтому он может включить необходимые задания коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми.

Занятия по коррекции и закреплению полученных навыков включают в себя следующие направления:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Дыхательные упражнения.

4. Работа по расширению словаря

5. Формирование грамматического строя речи.

6.Развитие связной речи.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Как при формированию, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов: 1)подготовительного; 2) этапа появления звука; 3) этапа усвоения звука в речи.

 Работа воспитателя по формированию звукопроизношения  и работа учителя-логопеда  по исправлению произношения звуков различны  по организации, приемам, по продолжительности.

1.  Подготовительный

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата в игровой форме     

Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

 2.Этап появления звука

Уточнение звука или его вызывание по  подражанию. Подбирает звуковые образы (звукоподражания).    

Постановка звука.

Отработанные отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, вырабатывается артикуляция нужного звука перед зеркалом. Применяет специальные приемы.

 3.Этап автоматизации звука в речи

Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы.

Таким образом, и учитель-логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×