Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики | Кравченко Елена Александровна. Работа №352535

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Автор рассматривает роль игры как важного компонента образовательного процесса, который способствует активизации познавательной деятельности детей, развитию их мыслительных операций, а также формированию навыков математического мышления. В статье анализируются виды игр, которые могут быть использованы на уроках математики, а также представлены рекомендации по их интеграции в учебный процесс.

Ключевые слова: игровая деятельность, учебно-познавательная деятельность, младшие школьники, математика, мотивация, активизация, развивающие игры, уроки математики.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Кравченко Елена Александровна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 16 городского округа - город Камышин Волгоградской области

 

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Автор рассматривает роль игры как важного компонента образовательного процесса, который способствует активизации познавательной деятельности детей, развитию их мыслительных операций, а также формированию навыков математического мышления. В статье анализируются виды игр, которые могут быть использованы на уроках математики, а также представлены рекомендации по их интеграции в учебный процесс.

Ключевые слова: игровая деятельность, учебно-познавательная деятельность, младшие школьники, математика, мотивация, активизация, развивающие игры, уроки математики.

 

Современное образование требует поиска эффективных методов и подходов к обучению младших школьников. Одним из таких методов является использование игры как формы учебной деятельности. Игра, являясь естественным и важным элементом детской жизни, в условиях школьного обучения может служить мощным инструментом для повышения интереса к предмету, активизации познавательной деятельности и развития у школьников критического мышления. В контексте уроков математики игра может стать не только средством для закрепления знаний, но и важным элементом, способствующим формированию математических понятий, навыков и умений.

Цель статьи – проанализировать взаимосвязь игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики и предложить педагогам способы использования игры для повышения эффективности уроков.

Теоретическое обоснование

Игра в педагогическом процессе обладает уникальными возможностями для организации активной учебной деятельности. Она способствует не только развитию творческих способностей, но и помогает детям легче воспринимать новый материал, преодолевая трудности освоения абстрактных математических понятий. Игровая деятельность влияет на эмоциональную атмосферу на уроке, помогает создать комфортную учебную среду, где ребенок может раскрыться и проявить инициативу.

Учебно-познавательная деятельность младших школьников, с другой стороны, направлена на освоение учебных программ, приобретение знаний и развитие умственных навыков. Включение элементов игры в учебный процесс позволяет ученикам воспринимать задания как увлекательные испытания, что способствует улучшению их познавательной активности.

Влияние игры на мотивацию учащихся

Одним из ключевых аспектов взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности является мотивация учеников. Игра активирует интерес к предмету, делает процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Математика, которая традиционно ассоциируется у многих детей с трудными и абстрактными задачами, может стать увлекательной и доступной через игровые элементы.

Мотивация младших школьников к обучению во многом зависит от степени вовлеченности в учебный процесс. Игра не только повышает интерес детей, но и способствует укреплению их уверенности в собственных силах. Например, решая математические задачи в формате командных соревнований, дети начинают воспринимать урок как вызов, который нужно преодолеть совместными усилиями, а не как скучное занятие.

Роль игры в развитии математического мышления

Математика требует от учеников развитых логических и аналитических навыков. Игры помогают детям развивать эти способности, так как часто включают элементы, которые требуют не только усвоения теоретического материала, но и творческого подхода. Например, задачи, требующие нестандартных решений, логических цепочек или поисков новых способов действия, способствуют развитию умения думать "за пределами" стандартных алгоритмов.

Игры, направленные на развитие математических навыков, включают в себя задания на сравнение, сортировку, классификацию объектов, решение головоломок и ребусов, работу с геометрическими фигурами. Важно, чтобы игры были разнообразными и подходили к возрастным особенностям детей, помогали решать конкретные образовательные задачи, не перегружая учащихся.

Виды игр, используемых на уроках математики

На уроках математики можно использовать различные виды игр. Рассмотрим некоторые из них:

Логические игры – это игры, которые направлены на развитие логического мышления, например, задачи на нахождение закономерностей, решение ребусов, математических головоломок.

Настольные игры – такие как шахматы, домино, карточные игры, в которые можно внести математические элементы: вычисления, сравнение чисел, задачи на вычисление вероятности и т. д.

Игры с элементами соревнования – например, командные игры, где учащиеся соревнуются друг с другом в решении математических задач. Это может быть, например, викторина или математическое лото.

Игры на внимание и память – например, игры на запоминание числовых последовательностей, решение задач на время.

Драматизация задач – создание ситуаций, когда дети в роли персонажей решают реальные математические задачи, например, вычисление количества продуктов для определенной вечеринки или подсчет баллов на спортивных соревнованиях.

Преимущества и недостатки использования игры на уроках

Использование игры на уроках математики имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

Увлекательность процесса обучения.

Повышение уровня мотивации учеников.

Развитие навыков командной работы и коммуникации.

Возможность индивидуализации учебного процесса.

Стимулирование творческого и логического мышления.

Недостатки:

Необходимость тщательно подбирать игры в соответствии с учебной программой.

Возможность увлечься игрой до такой степени, что учебная цель окажется не достигнутой.

Время, затраченное на игру, может уменьшить время на освоение теоретического материала.

Рекомендации для учителей

Используйте игры для закрепления изученного материала. Например, после объяснения новой темы можно провести игру, в которой дети должны применить знания для решения задач.

Включайте игровые элементы в каждый урок. Не обязательно каждый урок должен быть полностью игровым, но можно использовать игровые подходы для разнообразия и улучшения восприятия материала.

Создавайте игровые ситуации. Например, при решении задач можно представить их как сценарий, в котором ученики должны помочь персонажам игры решить математическую проблему.

Используйте командные игры. Это помогает развивать коллективизм и стимулирует детей к совместной работе.

Подбирайте игры, соответствующие возрасту и уровню развития учеников. Важно, чтобы игра не была слишком сложной или слишком легкой для детей.

Интеграция игровой деятельности в учебный процесс по математике может существенно повысить эффективность обучения младших школьников. Игра стимулирует познавательную активность, развивает логическое мышление и математические способности, а также способствует созданию позитивной атмосферы на уроках. Важно помнить, что игры должны быть не самоцелью, а средством, помогающим достигать образовательных целей, поэтому их следует использовать с учетом возрастных особенностей учащихся и целей урока.

 

Список литературы

Горовая Валентина Владимировна РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ // E-

Scio

. 2021. №11 (62).

Маслова Татьяна Александровна, Родина Екатерина Александровна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Педагогический вестник. 2021. №19.

Стецяк

Юлия Евгеньевна,

Креславская

Татьяна Алексеевна ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика.

2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-priyomy-aktivizatsii-uchebnogo-protsessa

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×