Взаимодействие классного руководителя с библиотекой для развития читательских интересов младших школьников | Коломиец Елена Дмитриевна. Работа №352064
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия классного руководителя с библиотекой для развития читательских интересов младших школьников. Раскрываются основные подходы к формированию у детей любви к чтению через сотрудничество с библиотекарем, организацию мероприятий и внедрение современных форм работы с книгой. Рассматриваются примеры эффективных методов, направленных на развитие читательской активности и формирование устойчивого интереса к литературе.
Ключевые слова: чтение, младшие школьники, библиотека, классный руководитель, интерес к книгам, литературные мероприятия, читательская активность, сотрудничество, развитие.
Взаимодействие классного руководителя
с библиотекой для развития читательских интересов младших школьников
Коломиец Елена Дмитриевна, учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 23 г. Южно – Сахалинск
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия классного руководителя с библиотекой для развития читательских интересов младших школьников. Раскрываются основные подходы к формированию у детей любви к чтению через сотрудничество с библиотекарем, организацию мероприятий и внедрение современных форм работы с книгой. Рассматриваются примеры эффективных методов, направленных на развитие читательской активности и формирование устойчивого интереса к литературе.
Ключевые слова: чтение, младшие школьники, библиотека, классный руководитель, интерес к книгам, литературные мероприятия, читательская активность, сотрудничество, развитие.
Формирование читательских интересов у младших школьников является важной задачей начального образования, поскольку регулярное чтение способствует развитию воображения, речи, кругозора и критического мышления. Для достижения этой цели особенно значимым является сотрудничество классного руководителя с библиотекой, которая может стать не только источником книг, но и центром увлекательной работы с текстами. Такое взаимодействие открывает перед учителем возможности для использования разнообразных форматов работы, направленных на вовлечение детей в мир литературы.
Первый шаг на пути к развитию читательских интересов заключается в создании у детей положительного образа книги и библиотеки. Классный руководитель может начать работу с организованной экскурсии в школьную или городскую библиотеку. Библиотекарь может показать детям, как устроено пространство, рассказать о книгах и их авторах, продемонстрировать новинки. Важно, чтобы первая встреча с библиотекой прошла в игровой форме: например, можно организовать квест «Найди книгу о приключениях» или провести викторину, где дети узнают интересные факты о литературных произведениях. Такой подход формирует у детей позитивное отношение к библиотеке и стимулирует интерес к чтению.
Совместная работа классного руководителя и библиотекаря может включать регулярные тематические мероприятия, приуроченные к знаменательным датам, праздникам или литературным юбилеям. Например, ко Дню детской книги можно провести конкурс «Самый выразительный чтец», где дети будут читать любимые отрывки из произведений вслух. Для этого важно заранее подобрать подходящие по уровню сложности тексты, которые заинтересуют школьников. Классный руководитель может помочь детям подготовиться к выступлению, обращая внимание на выразительность чтения, интонацию и понимание содержания. Такие мероприятия не только развивают читательскую активность, но и способствуют формированию уверенности у детей.
Одним из эффективных методов взаимодействия с библиотекой является организация книжных выставок. Совместно с библиотекарем можно создать экспозицию книг по определённой теме, например: «Мир природы», «Сказки народов мира», «Книги о дружбе». Чтобы выставка привлекла внимание детей, важно её оформить ярко и красочно, добавив иллюстрации, тематические поделки или даже краткие аннотации к каждому произведению. После знакомства с выставкой учитель может предложить учащимся взять книгу домой и затем обсудить её в классе. Для мотивации детей полезно задавать вопросы, такие как: «Какой герой вам понравился больше всего?» или «Как бы вы поступили на месте героя?». Это помогает школьникам глубже осмыслить прочитанное и делиться своими впечатлениями.
Современные технологии предоставляют дополнительные возможности для вовлечения детей в процесс чтения. Взаимодействие с библиотекой может включать создание электронных книжных выставок или подборок аудиокниг. Учитель может предложить ученикам выбрать произведение для прослушивания в классе и затем обсудить его. Например, можно прослушать сказку с выразительным чтением профессионального актёра, а потом предложить детям представить, как они бы прочитали тот же текст. Это помогает развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность и интерес к художественному слову.
Классный руководитель может также организовать клуб юных читателей в сотрудничестве с библиотекой. Такой клуб может стать местом, где дети будут регулярно собираться для обсуждения прочитанных книг, обмена мнениями и участия в литературных играх. Например, можно провести игру «Угадай героя», где участники должны по описанию угадать персонажа или название книги. Или устроить творческую мастерскую, где дети будут создавать иллюстрации к понравившимся произведениям. Это помогает школьникам не только укрепить интерес к чтению, но и развивать творческие способности.
Особое внимание в работе классного руководителя с библиотекой должно быть уделено индивидуальному подходу к ученикам. У всех детей разный уровень подготовки и интересы, поэтому важно учитывать эти особенности при подборе книг. Например, для ребёнка, который увлекается приключениями, можно рекомендовать произведения Жюля Верна или современных авторов, пишущих в этом жанре. А для тех, кто любит фантастику, подойдут книги Кира Булычёва. Важно регулярно беседовать с детьми, чтобы понимать, какие книги им нравятся, и поддерживать их интерес к новым произведениям.
Большую роль в развитии читательских интересов играет обратная связь от детей. Учитель может предложить ученикам вести читательские дневники, где они будут записывать свои впечатления от прочитанных книг. Например, в дневнике можно предложить ответить на вопросы: «О чём эта книга?», «Что мне в ней понравилось?» или «Какой момент показался самым интересным?». Такой подход помогает не только фиксировать прочитанное, но и формировать у детей навыки анализа текста.
Таким образом, взаимодействие классного руководителя с библиотекой — это не только способ приобщить младших школьников к чтению, но и возможность создать условия для их эмоционального, творческого и интеллектуального развития. Регулярные мероприятия, тематические выставки, читательские клубы и индивидуальная работа с детьми позволяют сформировать у них устойчивый интерес к литературе и воспитать любовь к книге как к важному источнику знаний и вдохновения.
Список литературы
Вовк
Е. В.
, Колесникова
А. А.
Развитие читательского интереса младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskogo-interesa-mladshih-shkolnikov
Володина
Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Т. В. Володина. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 133-135. — URL:
https://moluch.ru/archive/286/64460/
Полищук
М. А.
Р
оль библиотеки в формировании информационных потребностей учителей // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2023.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-biblioteki-v-formirovanii-informatsionnyh-potrebnostey-uchiteley
Сарсекеева
Ж. Е.,
Ульянычева
И. Н.
Р
азвитие читательского интереса младших школьников через нестандартные уроки литературного чтения // Вестник науки. 2024. №5 (74).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskogo-interesa-mladshih-shkolnikov-cherez-nestandartnye-uroki-literaturnogo-chteniya