Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности ☼ | Лукошкова Сетлана Владимировна. Работа №308200

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой продуманной системой, которая заключается в тесном  взаимодействии логопеда и воспитателей при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы.

Одной из таких форм взаимодействия является проведение воспитателем коррекционного часа по заданию логопеда с целью закрепления и отработки нарушенных речевых звеньев.Коррекционные задачи, стоящие перед  логопедом и воспитателем, тесно связаны, но имеют существенные различия.

Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, формирует грамматические правильную речь, развивает и совершенствует речевое общение детей. А педагоги на группе закрепляют речевые навыки, полученные на логопедических занятиях,  при этом активно участвуют в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которые и называются «коррекционный час».

 

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой продуманной системой, которая заключается в тесном взаимодействии логопеда и воспитателей при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы.

Одной из таких форм взаимодействия является проведение воспитателем коррекционного часа по заданию логопеда с целью закрепления и отработки нарушенных речевых звеньев.

Коррекционные задачи, стоящие перед логопедом и воспитателем, тесно связаны, но имеют существенные различия.

Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, формирует грамматические правильную речь, развивает и совершенствует речевое общение детей. А педагоги на группе закрепляют речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, при этом активно участвуют в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которые и называются «коррекционный час».

В ходе работы, мы с педагогами пришли к тому, что коррекционный час необходимо условно разделить на 2 блока: индивидуальной и фронтальной работы.

В индивидуальном блоке педагоги не только выполняют задания с одним ребёнком на автоматизацию поставленных звуков и формирование фонематических представлений, но и продумывают, чем в это время будут заниматься остальные дети. Для этого воспитатель предоставляет детям возможность выбора знакомых дидактических игр, графических заданий, упражнений. Эти задания носят закрепляющий характер.

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенный положительный результат, воспитателям необходимо знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка. Поэтому наша совместная работа начинается с обсуждения результатов мониторинга, на котором я знакомлю педагогов с индивидуальными речевыми маршрутами детей.

У воспитателей всегда перед глазами ЗВУКОВОЙ ЭКРАН, на котором отображается звукопроизношение каждого ребенка.

Нарушенные звуки

Имя ребенка

 

Катя

Витя

Дима

Яна

с - сь

Постановка

Арт. Гимн. №2

 

 

 

з - зь

 

 

 

 

ц

 

 

 

 

ш

 

 

Постановка

Арт. гим. №3

 

ж

 

Автом. изолир. Зв.

 

 

щ

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

л - ль

 

 

 

Постановка

Арт. гим. №3

р - рь

 

 

 

 

 

В процессе коррекционной деятельности этот экран претерпевает изменения. В нем появляются отметки о том, что с Яной поставленный звук необходимо автоматизировать изолированно, затем в слогах, затем в словах и словосочетаниях. На индивидуальную работу логопед подбирает речевой материал конкретно для каждого ребенка. И только после того, как ребенок приобретает умение слышать и произносить звук правильно, можно объединять его в подгруппу из 2 иногда 3 детей со сходными нарушениями. Мы делаем это для того чтобы скучная работа по автоматизации превратилась в увлекательную игру, чтобы у детей была возможность осуществлять элементарный анализ звучащей речи, т.е. контролировать как себя, так и товарища.

Блок фронтальной работы коррекционного часа включает в себя упражнения и задания, которые возможно проводить со всеми детьми группы. В конце каждой недели я заполняю журнал взаимосвязи или журнал коррекционных заданий на предстоящую неделю для того, чтобы педагоги могли спланировать деятельность детей в соответствии с лексической темой недели по всем направлениям коррекционной работы.

Закрепление полученных умений и навыков осуществляется не только на организованных занятиях и коррекционных часах, но и в режимных моментах, в игровой, в свободной деятельности.

Задания на неделю включают в себя:

Развитие артикуляционной моторики. Это могут быть либо конкретные упражнения, либо комплексы артикуляционных упражнений.

Всё засвисти от возраста, от периода обучения детей.

Развитие мелкой моторики. Это обязательно пальчиковая гимнастика по теме недели, которую педагогам необходимо выучить с детьми. Это могут быть задания с выкладыванием из гороха, фасоли, пластилина,

образа буквы изучаемого звука, шнуровки, штриховки, конструктор

Развитие общей моторики. С детьми разучивается игра, направленна

я на разв

итие речи с движением, которую мы используем

на фронт

альных занятиях, как

физминутку

, на занятиях физкультуры, на прогулки.

Игры и упражнения на р

азвитие слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса

.

Игры и упражнения на р

азвитие фонематического восприятия,

Развитие

лексико – граммати

ческих категорий и связной речи.

Я считаю, что воспитатели вправе сами выбирать структуру и последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и особенностей детей, главное творчески преобразовывать коррекционные задания и расширять речевой материал.

 

Планирование коррекционной работы на неделю в старшей группе компенсирующей направленности

Тема недели

«Осень»

Гласный звук У

Направление работы

Содержание работы

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Бегемотик»

Упражнение для губ «Осенний ветерок»

Упражнение для языка «Лужа»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

«Дождик лей, лей, лей»

Вылепить из пластилина или выложить из гороха

Развитие общей моторики

Речь с движением «Ходит осень по дорожкам»

Развитие слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса

Осенний ветерок дует: У-у –у –у (тихо). Подул сильный ветерок У-У-у-у-у (громко).

Послушай и повтори лишь то слово, в котором есть звук «У»: МАК – ДОМ - УЛИЦА

Развитие фонематического восприятия

«Скажите, что шумит?»

«Что шуршит?»

«Кто кричит?»

«Найди картинки (предметы) со звуком «У» и подари Ульяне»

Развитие лексико-грамматического строя речи

Подобрать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?

Осень что делает? (приходит, наступает)

Дождь? (идёт, капает, стучит, льёт)

Тучи? Ветер? Птицы?

Подобрать признак к предмету

Солнце осенью какое? (тусклое…)

Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)

Трава осенью какая?

Небо осенью какое?

«Скажи наоборот». Помоги Незнайке закончить предложения.

По предметным картинкам со звуком [у]

«Четвёртый лишний»

Улитка – ухо – облако - улица

«Чего, кого не стало» (прятки)

Нет улитки, уха, улицы, утенка, утки

 

Развитие связной речи

Составь предложения из данных слов:

Лето, закончиться, теплое.

Осень, наступить, золотая.

Составление предложений с картинками содержащими звук [у]; предложений с предлогом у

У утки утята.

У мамы новое платье.

В нашем городе широкие улицы.

В ульях живут пчелы.

 

 

Планирование коррекционной работы на неделю в подготовительной группе компенсирующей направленности

по теме «Домашние животные»

Направления работы

Содержание

Словарь и словообразование

Предметный словарь: животные, корова, теленок, коза, козёл, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребёнок, кошка, кот, собака, пёс, щенок, верблюд, осёл, олень, свинья, кабан, поросёнок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.

 

Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

 

Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой.

 

Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло.

Антонимы: большой – маленький, крупный – мелкий, быстро – медленно.

Синонимы: будка – конура, осёл - ишак

 

Словообразование:

Прилагательных от существительных (коза – козий)

Приставочных глаголов (ускакать, прискакать)

Существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (собака – собачка)

Существительных от существительных (конь – конюшня, конюх)

Глаголы от звукоподражаний (мычать, хрюкать)

Подбор родственных слов: корова, теленок, конь, кот

Многозначность: хвост, конь

Грамматический строй речи

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: кошка пушистая.

Образование множественного числа существительных (конь – кони)

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один кот, мой конь, много коров.

Предложно-падежное управление

(Родительный, винительный, творительный падежи)

«Угощенье» (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота)

«У кого кто?» (предлог «у»: у коровы теленок, у козы козленок)

«Накормим животных» (корову сеном, собаку мясом)

«Где живут?» (предлог «в», «на»: собака в будке, конь на конюшне.

«Детёныши играют в прятки» (предлоги «за», «в», «на». «под», «у»)

Связная речь

Загадки – описания; описательные рассказы

Сравнительно-описательные рассказы (олень – верблюд, коза – корова, лошадь – осёл)

Рассказы по темам: «Какую пользу приносят домашние животные?», «Как люди ухаживают за домашними животными?»,

«Сказка о любимом домашнем животном»

«Хвастовство домашних животных»

«Если бы я был котёнком…»

 

Направления работы

Содержание

Развитие психических функций

Загадки.

«Да – нетка» (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»)

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

Найди мам детенышам

Кого чем покормила хозяйка?

Узнай предмет по контуру.

Узнай предмет по его части.

Проблемные вопросы:

- Смогут ли домашние животные выжить на воле? Почему?

- Почему так называют: конюшня, свинарник, телятница?

«4 лишний» (домашние – дикие животные, домашние животные – домашние птицы, детёныши – взрослые животные, домашние животные с рогами – домашние животные без рогов)

Объясни значение выражений:

- как корова языком слизала;

- как кошка с собакой;

- покупать кота в мешке

Развитие графических навыков

Упражнения выполняются в рабочей тетради:

рисование параллельных прямых линий,

рисование по клеточкам,

рисование предметов по образцу

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×