Взаимодействие логопеда с семьями воспитанников по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста | Карпинчик Татьяна Алексеевна, Кувшинова Полина Евгеньевна. Работа №352274
Любая деятельность требует мониторинга и анализа. Для оценки эффективности работы учителя - логопеда по взаимодействию с родителями используются дневники наблюдений, книга отзывов и предложений, а также собираются анонимные оценки по пятибалльной шкале каждого мероприятия и каждой формы взаимодействия. Это поможет оптимизировать и улучшить работу.
Статья на тему взаимодействие логопеда с семьями воспитанников по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Разработали: Кувшинова Полина Евгеньевна, Карпинчик Татьяна Алексеевна
Семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладывается и приобретается именно в условиях семьи.
В спектр задач педагогической работы учителя-логопеда входят задачи, связанные с обеспечением непрерывности обучения дошкольника с речевой патологией в процессе коррекционного воздействия, которое может и должна оказывать на него семья такого ребенка.
Выстраивание эффективной модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников с нарушениями речи предполагает установление партнерских взаимоотношений между логопедом и членами семьи, которые должны стать активными участниками коррекционного процесса, а также содействовать формированию единой развивающей среды, как в условиях образовательной организации, так и дома. [3]
Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.
Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
- работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.
Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.