“Взаимодействие логопеда с учителем начального класса” | Гиниятуллина Резеда Кабировна. Работа №277104
Автор: Гиниятуллина Резеда Кабировна
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов.
После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.
Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целью которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации.
Статья
“Взаимодействие логопеда с учителем начального класса”
Подготовила: учитель-логопед
Гиниятуллина Резеда Кабировна
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов.
Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся. Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.
Начнем с начала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.
После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.
Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целью которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы бесед могут выглядеть следующим образом:
«Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя с видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
«Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи. Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.
«Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, которые способствуют развитию речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.
«Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.
Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете у логопеда, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые несвоевременно принесли медицинскую карту, которых не внесли в списки, утвержденные департаментом образования( у нас их ровно половина от нуждающихся), которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс даже в четвертый. Сейчас очень часто в общеобразовательную школу поступают дети, русский язык для которых является не родным – дети – иностранцы. В этом году в 4 класс поступила девочка, которая не изучала русский язык. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь ребят, не попавших в логопедическую группу. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, выявляет обучающихся, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направляет их на диагностику к логопеду.
Посредством совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку, анализ контрольных диктантов и других письменных творческих работ.
В идеале, выпуск из логопедической группы так же должен осуществляться после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь должен прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место ребенок, который остро нуждается в оперативной логопедической помощи.
Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходим для оптимизации учебного процесса.
Выстроенная система взаимодействия между учителем-логопедом и учителями начальных классов сделала более эффективной систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов.
Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, как правило, велико, и логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. Кроме того, из теории и практики известно, что для эффективного устранения какого – либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя и других специалистов, работающих в школе. В первую очередь логопед организует сотрудничество с учителем начальных классов. Он помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка.
Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе коррекционной работы.
Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:
не употреблять сложные специфические, малопонятные термины;
обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой –
нибудь
речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;
максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;
при выборе путей решения проблем и их анализе опираться, прежде всего, на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.
Логопед и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения проблемы.