Взаимодействие педагога-психолога и классного руководителя в работе с обучающимися ☼
Автор: Кичина Светлана Вениаминовна
Взаимодействие
педагога-психолога и классного руководителя в работе с обучающимися
С.В.Кичина, педагог-психолог МАОУ СОШ №11
Часто ребёнок встречается в школе с классным руководителем, для которого, в силу его загруженности, важно выполнить функциональные обязанности. Не более того. Однако ситуацию развития такой “функционер” создаёт для детей с трудом. Причина этого – недостаток времени. Но, несмотря на свою занятость, классный руководитель – это тот человек, который наряду с выполнением своих функциональных обязанностей, имеет возможность “Быть рядом” с ребёнком и всем своим поведением показывать ему образцы культурного поведения.
Притча об облезлом чёрном верблюде.
Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов.
После смерти отца братья никак не могли поделить наследство.
В то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство”.
Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд…
“Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец. – пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше…
Несомненно, эта притча – о сути деятельности классного руководителя:
· присоединиться;
· помочь;
· вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём;
· следовать дальше, чтобы помочь другим.
Цель профессиональной деятельности педагога-психолога — оказать психологическую поддержку и помощь классным руководителям II ступени обучения в условиях их взаимодействия с конкретным классным коллективом.
Содержание совместной деятельности педагога-психолога и классных руководителей в 2013-2014 учебном году выстраивалось в соответствии со следующими теоретическими положениями:
- воспитательное пространство школы и каждого отдельно взятого классного коллектива должно быть наполнено событиями, имеющими целевую направленность и представляющими ценность для учащихся. События (дела, мероприятия, встречи) должны быть выстроены логично, последовательно, в соответствии с временными промежутками, а также связаны с определенной диагностикой учащихся и теми задачами, которые решает класс (параллель, школа в целом);
- воспитательные мероприятия и занятия психологического характера, предлагаемые классным руководителям, должны соответствовать основным методам и технологиям личностно-ориентированного подхода в воспитании: диалоговым, игровым, рефлексивным, диагностическим, методу создания ситуации выбора и успеха. Именно эти методы педагогической деятельности соотносятся с возрастными особенностями подростков и отвечают их потребностям.
- в современных условиях внутренней оптимизации школы (укрупнение классов, «мягкая» профилизация в 9-х классах) идеи великого педагога А.С. Макаренко о влиянии коллектива на личность приобретают новое звучание. Класс как коллектив с общими целями и хорошими межличностными отношениями становится средством становления личности. И хотя каждый класс развивается уникально, есть некоторые закономерности, которые влияют на ход его развития и задают его направление:
Таблица 1.
Временной период |
Основные задачи | Тип взаимодействия кл. руководителя с классом |
1. Адаптационный (первый месяц учебного года) | 1. Формирование класса как команды. 2. Диагностика творческого и ролевого потенциала класса. 3. Создание условий для планирования уч-ся стратегии деятельности класса на учебный год. | единоличное управление педагога
|
2. Основной (со второго месяца учебного года до конца 3-й четверти). | 1. Изменение режима взаимодействия подростков(межгрупповое, межшкольное, межрайонное). 2. Поиск нестандартных, оригинальных форм работы. 3. Работа с внутригрупповыми конфликтами. | соуправление с переходом к самоуправлению |
3. Заключительный период (4-я четверть). | 1. Рефлексия полученного опыта. 2. Продумывание стратегических планов на следующий учебный год. | самоуправление |
На практике материал для классных руководителей, подобранный мною, был сгруппирован в два блока и .
Первый блок составили разработки тренинговых занятий, психологических игр и практикумов из психологических источников, которые не всегда бывают доступны классным руководителям. Они были соотнесены с основными периодами развития коллектива и с решаемыми в эти периоды задачами. Это же касается и тем родительских собраний, техническая сторона которых претерпела некоторые изменения — стали более разнообразными формы проведения собраний: родительский лекторий, круглый стол-дискуссия, вечер вопросов и ответов.
Содержание второго блока — это своего рода «подсказки» классному руководителю на каждый день в виде алгоритма (шагов) в трудных ситуациях, возникающих с конкретными подростками. Темами «подсказок» выступают проблемы эмоциональной сферы личности, наиболее уязвимой в подростковом возрасте (например, экспресс-техники снятия ситуативной агрессии, переживание психотравмирующих ситуаций в семье; борьба за лидерство в классе и т.д.).
Доступность материалов на электронных носителях на сервере, а также возможность постоянно пополнять содержимое папок (блоков) делают реальной помощь классным руководителям. Кроме того, некоторые психологические коррекционные и развивающие программы, не попавшие на школьный сервер, размещаются в кабинете психолога в определенных папках или на специально оформленных информационных стендах.
Создание единого диагностического пространства на основной ступени обучения — один из методов сопровождения подростков и сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями. Определен тот набор диагностик, который бы служил реальным показателем результативности воспитательного процесса в классном коллективе, мы исходили из того, что является наиболее значимым для учащихся данного возраста и меняется в связи с переходом на тот или иной уровень (класс). Кроме того, возлагая функции диагноста на классного руководителя, мы отобрали методики простые в обработке, небольшие по содержанию и экономные по времени.
Таблица 2.
Класс | Методики | Кл. руководитель | Психолог | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
5 | 1. Социометрия | X |
|
|
|
2. Адаптация (серия методик) |
|
| X |
| |
3. Уровень развития коллектива | X |
|
|
| |
6 | 1. Опросник личностного роста |
| X |
|
|
2. Социометрия |
| X |
|
| |
3. Мотивы учения |
| X |
|
| |
7 | 1. Диагностика предметных интересов | X |
|
|
|
2. Самооценка личности | X |
|
|
| |
3. Акцентуации характера | X |
|
|
| |
8 | 1. Опросник личностного роста |
| X |
|
|
2. Профессиональный выбор (серия методик) |
|
|
| X |
Результаты диагностики учащихся и класса в целом принимаются к сведению классным руководителем, анализируются им и учитываются при составлении плана воспитательной работы с классом.
В подростковом возрасте к авторитету роли учителя должен добавиться авторитет личности, поэтому целесообразным представляется использование помимо консультаций как основной формы взаимодействия психолога с классными руководителями в предложенной модели сопровождения активных форм работы психолога — тренингов или деловых игр, направленных на открытие детского мира с разных сторон и коррекцию своих представлений о нем (темы тренингов и игр: «Четыре стихии», «Открытие детского мира: детский мир учения», «Открытие детского мира: детский мир общения», «Я — воспитатель»).
Данные технологии сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями призваны были удовлетворить потребность классных руководителей в более глубоких психологических знаниях о личности подростков и формах работы с ними, а также способствовать формированию образа успешного классного руководителя.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать обновлению воспитательной системы педколлектива на основной ступени в условиях модернизации образования.
2. Расширить технологический инструментарий классных руководителей посредством более активного использования психологических форм работы с конкретными подростками и с классным коллективом.
3. Формировать образ успешного классного руководителя как главной фигуры в воспитательном процессе школы.
Программа сотрудничества педагога-психолога и классных руководителей основной ступени обучения принесла свои результаты:
1. Создан электронный банк психологических мероприятий для развития классного коллектива и отдельной личности в нем. Существует реальная перспектива его постоянного обновления.
2. В 8 классных коллективах из 11 (72%) улучшилась или осталась на прежнем благоприятном уровне степень удовлетворенности подростков жизнью в классе и в школе по сравнению с началом учебного года (данные получены в результате анкетирования по методике «Оценка степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива»). При этом на параллели 5-х классов изменился средний балл по 8 показателям в сторону его повышения (в среднем на 1, 1-1, 2 балла), а на параллели 6-х классов — по 10: младшие подростки стали лучше относиться к классным делам; проявлять большую активность; понимать классного руководителя; сотрудничать между классами; сильнее любить школу и учиться самоуправлению.