Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие педагога-психолога и классного руководителя в работе с обучающимися ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кичина Светлана Вениаминовна

Взаимодействие

педагога-психолога и классного руководителя в работе с обучающимися

С.В.Кичина, педагог-психолог МАОУ СОШ №11

 

  Часто ребёнок встречается в школе с классным руководителем, для которого, в силу его загруженности, важно выполнить функциональные обязанности. Не более того. Однако ситуацию развития такой “функционер” создаёт для детей с трудом. Причина этого – недостаток времени. Но, несмотря на свою занятость, классный руководитель – это тот человек, который наряду с выполнением своих функциональных обязанностей, имеет возможность “Быть рядом” с ребёнком и всем своим поведением показывать ему образцы культурного поведения.

  Притча об облезлом чёрном верблюде.

Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов.

После смерти отца братья никак не могли поделить наследство.

В то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство”.

Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд…

“Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец. – пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше…

Несомненно, эта притча – о сути деятельности классного руководителя:

·         присоединиться;

·         помочь;

·         вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём;

·         следовать дальше, чтобы помочь другим.

Цель профессиональной деятельности педагога-психолога — оказать  психологическую поддержку  и помощь  классным руководителям II ступени обучения в условиях их взаимодействия с конкретным классным коллективом.

 

Содержание совместной деятельности педагога-психолога и классных руководителей в 2013-2014 учебном году  выстраивалось в соответствии со следующими теоретическими положениями:

  • воспитательное пространство школы и каждого отдельно взятого  классного коллектива должно быть наполнено  событиями, имеющими целевую направленность и представляющими ценность для учащихся. События (дела, мероприятия, встречи) должны быть выстроены логично, последовательно, в соответствии с временными промежутками, а также связаны с определенной диагностикой учащихся и теми задачами, которые решает класс (параллель, школа в целом);
  • воспитательные мероприятия и занятия  психологического характера, предлагаемые классным руководителям, должны соответствовать основным методам и технологиям личностно-ориентированного подхода в воспитании: диалоговым, игровым, рефлексивным, диагностическим,  методу создания ситуации выбора и успеха. Именно эти методы  педагогической деятельности  соотносятся с возрастными особенностями  подростков и отвечают их потребностям.

 

  • в современных условиях внутренней оптимизации школы (укрупнение классов, «мягкая»  профилизация в 9-х классах) идеи великого педагога А.С. Макаренко о влиянии коллектива на личность приобретают новое звучание. Класс как коллектив с общими целями и хорошими межличностными отношениями становится средством становления  личности.  И хотя каждый класс развивается уникально, есть некоторые закономерности, которые влияют  на  ход его  развития и задают его направление:

Таблица 1.

 Временной период

                    

Основные задачи

Тип взаимодействия кл. руководителя с классом

1. Адаптационный (первый месяц учебного года)

1. Формирование класса как команды.

2. Диагностика творческого и ролевого потенциала класса.

3. Создание условий для планирования уч-ся стратегии деятельности класса на учебный год.

единоличное управление педагога

 

 

 

 

 

2. Основной (со второго месяца учебного года до конца 3-й четверти).

1. Изменение режима взаимодействия  подростков(межгрупповое, межшкольное, межрайонное).

2. Поиск нестандартных, оригинальных форм работы.

3. Работа с внутригрупповыми конфликтами.

соуправление с переходом к самоуправлению

3. Заключительный период (4-я четверть).

1. Рефлексия полученного опыта.

2. Продумывание стратегических планов на следующий  учебный год.

самоуправление

 

 

На практике  материал для классных руководителей, подобранный мною,  был сгруппирован  в два блока и .

 

Первый блок составили разработки тренинговых занятий, психологических игр и практикумов из психологических источников, которые не всегда бывают доступны классным руководителям. Они были   соотнесены с основными периодами развития  коллектива и с решаемыми в эти периоды задачами. Это же касается и тем родительских собраний, техническая сторона которых претерпела  некоторые изменения — стали более разнообразными формы проведения собраний: родительский лекторий, круглый стол-дискуссия, вечер вопросов и ответов.

 

Содержание второго блока — это своего рода «подсказки» классному руководителю на каждый день  в виде алгоритма (шагов)  в трудных ситуациях, возникающих с конкретными подростками. Темами «подсказок» выступают проблемы эмоциональной сферы личности, наиболее уязвимой в подростковом возрасте (например, экспресс-техники снятия  ситуативной агрессии, переживание психотравмирующих ситуаций в семье; борьба за лидерство в классе и т.д.).

 

Доступность материалов на электронных носителях на сервере, а также возможность постоянно пополнять содержимое  папок (блоков) делают реальной помощь классным руководителям. Кроме того, некоторые психологические коррекционные и развивающие программы, не попавшие на школьный сервер,  размещаются в кабинете психолога в определенных папках или на специально оформленных информационных стендах.

 

Создание единого диагностического пространства на основной ступени обучения — один из методов  сопровождения  подростков и сотрудничества педагога-психолога с классными руководителями. Определен тот набор диагностик, который бы служил реальным показателем результативности воспитательного процесса  в классном коллективе, мы исходили из того, что является наиболее значимым для учащихся данного возраста и меняется в связи с переходом на тот или иной уровень (класс). Кроме того, возлагая функции диагноста на классного руководителя, мы отобрали методики простые  в обработке, небольшие по содержанию и экономные по времени.

 Таблица 2.

Класс

Методики

Кл. руководитель

Психолог

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

5

1. Социометрия

X  

 

 

 

2. Адаптация (серия методик)

 

 

X

 

3. Уровень развития коллектива

X

 

 

 

6

1. Опросник личностного роста

 

X

 

 

2. Социометрия

 

X

 

 

3. Мотивы учения

 

X

 

 

7

1. Диагностика предметных интересов

X

 

 

 

2. Самооценка личности

X

 

 

 

3. Акцентуации характера

X

 

 

 

8

1. Опросник личностного роста

 

X

 

 

2. Профессиональный выбор (серия методик)

 

 

 

      

Результаты диагностики учащихся и класса в целом принимаются к сведению классным руководителем, анализируются им и учитываются при составлении плана воспитательной работы с классом.

      

В подростковом возрасте к авторитету роли учителя должен добавиться авторитет личности, поэтому целесообразным представляется использование помимо консультаций как основной формы взаимодействия психолога с классными руководителями в предложенной модели сопровождения  активных форм работы  психолога — тренингов или деловых игр, направленных на открытие  детского мира с разных сторон и коррекцию своих представлений о нем (темы тренингов и игр: «Четыре стихии», «Открытие детского мира: детский мир учения», «Открытие детского мира: детский мир общения», «Я — воспитатель»).

      

Данные технологии сотрудничества  педагога-психолога с классными руководителями  призваны были удовлетворить потребность классных руководителей в более глубоких психологических знаниях о личности подростков и формах  работы с ними, а также  способствовать  формированию образа успешного классного руководителя.

      

 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.     Способствовать обновлению воспитательной системы педколлектива на основной ступени в условиях модернизации образования.

2.     Расширить  технологический инструментарий классных руководителей  посредством   более активного использования психологических форм работы с конкретными подростками и с классным  коллективом.

3.     Формировать образ успешного классного руководителя как главной фигуры в воспитательном процессе школы.

Программа сотрудничества педагога-психолога и классных руководителей основной ступени обучения принесла  свои  результаты:

1.     Создан электронный банк психологических мероприятий для развития классного коллектива и отдельной личности в нем. Существует реальная перспектива  его постоянного обновления.

2.     В  8 классных коллективах из 11 (72%)  улучшилась или осталась на прежнем благоприятном уровне степень удовлетворенности подростков   жизнью  в классе и в школе по сравнению с началом учебного года  (данные получены в результате анкетирования по методике «Оценка степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива»). При этом  на параллели 5-х классов изменился средний балл по 8 показателям в  сторону его повышения (в среднем на 1, 1-1, 2 балла), а на параллели 6-х классов — по 10: младшие подростки стали лучше относиться к классным делам; проявлять большую активность; понимать классного руководителя; сотрудничать между классами; сильнее любить школу и учиться самоуправлению.

Пожалуйста, подождите.
x
×