Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся, примеры эффективных форм | Зубова Ирина Евгеньевна. Работа №346077

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.

Концепция модернизации российского образования   подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Поэтому совершенно очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в во взаимодействии семьи и школы

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся в процессе реализации проекта, примеры эффективных форм

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Поэтому совершенно очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. К сожалению, в наше время существует достаточно много проблем в во взаимодействии семьи и школы. Наиболее распространенными проблемами являются:

- занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

- наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе;

- неудовлетворительная оценка школьного воспитания;

- невысокий уровень образования и культуры родителей.

В силу обозначенных проблем работа с родителями очень важна и нужна современном ОУ, а в нашем особенно. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач нашей школы в рамках формирования положительной Я-концепции.

Взаимодействие с семьями учащихся – процесс очень серьёзный. Он включает несколько этапов, первый из которых – изучение семьи. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Таких семей немало в нашей школе. Это предмет особого внимания педагогов, т.к. необходимо защищать интересы детей.

Система отношений школы с родителями, безусловно, выстраивается ещё на этапе начальной школы. Но особенно остро вопрос взаимодействия с семьёй встаёт при переходе в среднее звено, когда ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе (много ребят из других школ приходит в кадетские пятые классы), с новыми учителями, предметами и требованиями. Поэтому важно наладить контакт с родителями, чтобы они помогли детям успешнее пройти адаптацию. Зачастую нам приходится сталкиваться с недопониманием, а иногда и неадекватной реакцией семьи, но, умудрённые опытом, педагоги не паникуют, понимая, что большинство родителей желают добра своим детям, но часто не знают, как это сделать. Принимая семьи своих учащихся такими, какие они есть, мы ставим перед собой задачу - помочь родителям осознать свою родительски-воспитательную миссию как величайшую ответственность за будущее ребёнка, ведь воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Содержание сотрудничества школы с родителями включает три основных направления:

- психолого-педагогическое просвещение родителей,

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,

- участие в управлении в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в следующих формах работы:

- родительский всеобуч, затрагивающий актуальные темы образования и воспитания;

- система индивидуальных консультаций со специалистами школы (учителями-предметниками, логопедом, психологом, социальным педагогом),

- единый день (возможность проконсультироваться на территории школы не только со специалистами ОУ, но и других ведомств: полиция, соцзащита, поликлиника и проч.)

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предполагает продолжение сложившихся школьных традиций:

- ярмарка ко Дню матери (не просто КТД, а праздник, сплачивающий несколько поколений семей. Ведь сначала нужно приготовить блюда, смастерить своими руками поделки на продажу, пофантазировать над оформлением торговой точки класса. Потом постараться выгодно продать товары. Затем придумать, как «благородно» потратить вырученную сумму: часть денег на «пожелания и нужды» класса, часть на подарки ко Дню инвалидов, который проходит через несколько дней;

- Присяга (священный праздник для школы и семей кадетов, накануне которого родителям объясняется вся важность клятвы и самого момента, ведь кадетство – это не кружок, в который можно поступить, а при отсутствии интереса выйти. Родители приглашаются и на кадетские занятия, получая возможность посмотреть, чем заняты их дети, только ставшие кадетами. Несколько поколений семей присутствуют на празднике, волнуясь и проникаясь трепетным и в то же время строгим настроением мероприятия);

- День открытых дверей (активно вовлекает родителей в учебный процесс, давая возможность наблюдать успехи в обучении своих детей и ближе познакомиться с учителями-предметниками, а не только класссным руководителем);

- Праздник «Мы носим имя гордое – кадет!»(позволяет родственникам кадетов не просто увидеть ещё раз детей в парадной форме, но наблюдать, насколько «выросли» их дети, совершенствовали в течение учебного года свои умения и навыки, и конечно, гордиться теми достижениями, которые есть у их детей. Ведь это чествование кадетов).

- Праздник чести школы (объединяющий всех учащихся – кадетов и некадетов- и их родителей. В отличие от торжественной строгости праздников, связанных с кадетством, он проходит в легкой, непринуждённой, весёлой атмосфере, и родители с удовольствием наблюдают за творчеством своих детей и радуются их достижениям в учёбе)

- Мероприятия, вовлекающие семьи обучающихся в воспитательный процесс школы : День здоровья, проходящий на природе, праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», походы (в течение одного дня и многодневные), экскурсии, поездки тоже не обходятся без активного участия родителей.

Третье направление взаимодействия с семьями учащихся предполагает их участие в управлении в школе. Так общешкольный родительский комитет совместно с администрацией школы реализует следующие виды деятельности:

- в конце учебного года составляется план работы на лето (родители оказывают помощь на пришкольном участке, на клумбах, вверенных администрацией города, на одном из гостевых маршрутов, обновляют материально-техническую базу ОУ (закупают цветочные кашпо в коридоры, вазоны на площадку возле школы), помогают в уборке примыкающих к школе улиц;

- инициативой родителей появляются новые школьные традиции (3 года назад на пришкольной территории появилась аллея Памяти имени героя Советского Союза Н.А.Кузнецова, имя которого носит кадетский отряд нашей школы высаженная совместно родителями и детьми;

- в этом учебном году негативную реакцию родителей (всегда найдутся недовольные люди с активной гражданской позицией) удалось обратить в конструктивное русло, благодаря привлечению к приёмке школы накануне учебного года. Так, в день приёмки они не просто имели возможность увидеть и услышать о результатах подготовки ОУ к учебному году, но и задать вопросы представителям администрации города, Управления образованием и других ведомств.

 

Наша школа находится в неблагоприятных социальных условиях, но тесное взаимодействие семьи и школы, по нашему мнению, способствует развитию положительной Я-концепции, что помогает улучшению эффективности учебно-воспитательного процесса в ОУ. Мы, педагоги, понимаем, что родители доверили нам самое дорогое – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие. Ведь наша общая миссия – «оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий» (В.А.Сухомлинский)

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×