Взаимодействие педагогов с родителями, имеющие детей с ОВЗ | Князева Наталья Михайловна . Работа №338356
Дошкольное учреждение – это первое образовательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступает в контакт семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольной образовательной организации. Взаимодействие с родмителями, имеющие детей с ОВЗ рассматривается как взаимодействие с людьми (семьей) получившие психологическую травму или находящийся в стадии переживания утраты по не сбывшимся представлениям своего будущего проживания со здоровым ребенком
Взаимодействия педагогов с семьями, имеющие детей с ОВЗ.
Психологи говорят, что стресс от рождения в семье особенного ребёнка сравним по силе переживаний с эмоциями от его смерти. И для родителей в этом есть некое горькое утешение: что бы ни случилось, хуже уже не будет. Самое страшное — позади.
М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. Из книги «Обычные семьи, особые дети».
В каждой семье ожидание рождения ребенка всегда связано с переживанием радостного события и сопровождается мечтами и преставлениями счастливого будущего. И ни как иначе.
К сожалению, бывает по-другому и ни одна семья не бывает готова к кардинально противоположному событию, рождению ребенка с каким-либо диагнозом.
Когда малыш появляется на свет с ограниченными возможностями здоровья, родителей охватывают шок, и растерянность. И это состояние как одно из составляющих травмирующего стресса.
Поэтому специфику взаимодействия педагогов с родителями, имеющих детей с ОВЗ предлагается рассматривать как взаимодействие с людьми (семьей) получившие психологическую травму или находящиеся в стадии переживания утраты по не сбывшимся представлениям своего будущего проживания со здоровым ребенком.
Дошкольное учреждение – это первое образовательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступает в контакт семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее - обучающиеся с ОВЗ), где развивается система повышения родительской компетентности в вопросах образования и воспитания, согласно Федерального и регионального проектов "Поддержка семей, имеющих детей" (срок реализации до 31.12.2024года).
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольной образовательной организации (далее-ДОО).
Если в семье надолго поселилась беда — болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей, — это отчаяние. Именно поэтому основная задача, стоящая перед специалистами образовательных организаций, — показать родителям, что они не одиноки, что им готовы прийти на помощь, поддержать.
В исследованиях зарубежных и отечественных авторов (В. М. Рахманов, Е.И. Исенина, Г.Г. Гузоев Е. Шукард, Д. Льютман) подробно описано, что для «принятия» особого ребенка, семья проходит несколько стадий переживаний, которые отражаются на общении с окружающими. Взаимодействуя с родителем, воспитателю важно понимать, на какой из стадий он находится в данный промежуток времени и каким образом выст- раивать конструктивный диалог.
Первая стадия – «Шок». Родители стараются доказать себе и окружающим, что ребёнок совершенно здоров, могут длительное время отказываться от помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), не хотят проходить ПМПк, находят объяснения действиям ребёнка («Он еще маленький», «Мы просто его к этому не приучили», «Ему не интересно», «А дома у него все получается и он совсем другой»). На этой стадии наиболее эффективен деловой тон взаимодействия, ясное информирование о фактах, характеризующих поведение или состояние ребенка.
Вторая стадия – «Гнев, агрессия». Родители испытывают чувство стыда, обиду. Часто задают себе вопрос: «Почему мой ребенок такой?», ищут виновных в случившемся, могут злиться на себя и окружающих. Обращаются к специалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам, психологам, логопедам и врачам по профилю заболевания). Могут корректировать курс назначенного лечения или программу работы с ребёнком на своё усмотрение («Это лекарство может оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»). Если не видят быстрого положительного результата лечения и занятий, перекладывают вину на специалиста, к которому обратились. Гнев, раздрожение, злость родителя может доставаться, как специалисту, так и ребёнку, и часто родитель не стесняется в своих выражениях («Быстро сел и слушай, что тебе говорят, не вертись» (ребёнок с дефицитом внимания).
На стадии «Гнев, агрессия» для педагога важно внимательно выслушать родителя и уточнить, каких конкретно действий он ожидает от дошкольной образовательной организации.
На первой и второй стадиях родители могут активнее делиться переживаниями с другими семьями, имеющими ребенка со схожими проблемами, и оказаться не готовыми к помощи специалистов.
Третья стадия – «Защитное отрицание». По мере того как родители начинают принимать и понимать проблемы ребёнка, они погружаются в глубокую печаль, связанную с её осознанием. У членов семьи могут появиться депрессивные и невротические реакции.
На этой стадии для педагога важно эмоционально поддержать, сказать о ресурсах, которые он видит в родителе («Видно по успехам ребенка как много Вы для него делаете», «Ваша дочь/сын всегда с любовью говорит о Вас»).
Четвертая стадия – «Принятие». Характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ситуации. Родители понимают особенности своего ребенка и намерены сделать все для его счастья. Действия педагога на стадии «Принятие» заключаются в оказании помощи определения ключевых задач и целей. Большая задача делится на несколько частных, с конкретными этапами их достижения.
Пятая стадия – «Конструктивное действие». Эта стадия примечательна тем, что родители вновь обретают смысл жизни, видят возможность дальнейшей «нормальной» жизни вместе с особенным ребенком. Выбор определения путей проживания с данной реальностью, меняют жизненные ценности, образ жизни. Значимой целью становится воспитание ребенка так, чтобы он стал личностью, счастливым человеком. Можно услышать следующие высказывания родителей: «Какие рекомендации необходимо выполнять, чтобы мой ребёнок мог справляться с заданием?», «Что Вы мне посоветуете?», «Какие игры, и упражнения мы можем делать дома, и они будут эффективны?».
На стадии «Конструктивное действие» У родителей высвобождаются силы для активного построения и осуществления жизненных планов, в недавнем прошлом расходовавшиеся на отрицания факта нарушения развития. Родители направляют свои усилия на общественно значимые проблемы, объединяются с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.
На данной стадии происходит максимальное взаимопонимание родителя и педагога. Это наиболее благоприятный период для выстраивания общих действий и планов. Результативно обсуждение индивидуального маршрута с четкими рекомендациями по обучению и воспитанию ребенка, оценки эффективности совместных действий взрослого и ребенка.
Тем не менее, установление контакта с родителями, нередко является достаточно сложным делом.
И надо учитывать педагогам, что родители — люди разных возрастов, профессий, образования, судеб, характеров.
Общими для них являются своеобразные формы поведения, характеризующиеся
повышенной возбудимостью,
раздражительностью,
несдержанностью,
бурными аффектами,
капризностью и обидчивостью.
Кроме того, часть из них стойко дезадаптирована, обнаруживает склонность к употреблению алкоголя.
Поэтому при взаимодействии необходимо учитывать типы семей. Родителям из семей с определенным типом семейной дезорганизации свойственно и соответствующее поведение в ситуациях, затрагивающих их детей.
Родителей (особенно матерей), воспитывающих своих детей по типу потворствующей гиперпротекции, отличает активная, «нападающая» манера поведения.
Как правило, они не выслушивают специалиста до конца, вставляют свои реплики, перебивают, начинают излагать собственную точку зрения. Часто они превозносят достоинства своего ребенка, обличая всех тех, кто не понимает его.
Родители, которым свойственна мелочная опека и жесткий контроль, как правило, люди замкнутые.
От них мало что можно узнать о взаимоотношениях в семьях. Единственным источником информации может оказаться сам ребенок. Работая с такой семьей и желая предотвратить возникновение серьезных конфликтов, педагог должен стараться, чтобы родитель лидер не чувствовал посягательств на свои права.
Поэтому на первых порах педагогу лучше иметь дело только с ним, «советоваться», интересоваться как дома справляются с теми или иными поведенческими трудностями ребенка, в какой помощи нуждаются (правовой, педагогической, психологической).
Родители из семей, в которых с ребенком жестоко обращаются, часто лицемерны, прибегают к маскировке своих проблем, приукрашивают внутри семейные взаимоотношения.
При встрече с педагогом они склонны отрицать имеющиеся сведения о неблагополучных отношениях в семье, стараются произвести хорошее впечатление. Педагог и психолог обязательно должны учитывать это в своей работе. И работать непосредственно через ребенка, отмечая его малейшие достижения.
Учитывая тот факт, что нозологический ряд диагнозов детей с ОВЗ различный, необходимо помнить, что для каждого родителя характерна особая ранимость и ощущение какой-то мнимой ущербности.
Важно помнить, что при работе с такими семьями перед педагогами образовательных учреждений стоят следующие задачи:
формирование
позитивной
самооценки
родителей,
снятие тревожности;
развитие детско-родительских отношений;
совершенствование коммуникативных форм поведения;
Все это будет способствовать формированию навыков адекватного общения с окружающим миром.
Взаимодействуя с родителями, педагогу дошкольной образовательной организации важно осознавать, что в настоящее время формирование родительской компетентности с учетом особых потребностей родителей в психолого-педагогической помощи, информировании, обучении и жизненной навигации является важным звеном воспитательного процесса. Важно понимать, что действенность помощи, которая оказывается воспитателем, помогает родителю осознать, проанализировать возникшую проблему и, в конечном итоге, найти решение.
Список литературы
1. Басалаева Н.В., Захарова Т. В., Казакова Т. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018 – Т. 9 № 9 – С. 199-205.
2. Бурмистрова Е.В. «Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь». Вестник практической психологии образования № 4(17) октябрь—декабрь 2008
3. Бурмистрова Е.В. «Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь». Вестник практической психологии образования №1(18) январь—март 2009
4. Воронцова Т. Н. «Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема
специального (дефектологического) образования. Студенческий электрон: научный журнал № 23 – 2018 г.
5. Черных С. В. «Исследование особенностей образовательного запроса
родителей детей с особыми образовательными потребностями», 2018 г.