«Взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе скрипки» | Хузеева Лилия Егоровна. Работа №343632
Для успешной организации учебного процесса преподаватель и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится помощником, а для ученика- педагогом-наставником.
В процессе обучения концертмейстеру очень часто приходится повторять музыкальные фрагменты, и он не должен играть их однообразно. Концертмейстеру во время работы необходимо умение увлечься замыслом преподавателя .
Задача концертмейстера, как и преподавателя, привить любовь и уважение к музыке в учениках, воспитать их вкус и культуру, расширить кругозор, а также открыть и развить такие качества как наблюдательность, впечатлительность, темперамент, воображение, фантазию, ум, искренность, непосредственность, общительность, научить ребёнка слушать и понимать музыку.
Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская школы искусств №1 Чердаклинского района
Ульяновской области
Конспект открытого урока Тема: «Взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе скрипки»
Провела:
Концертмейстер
МУ ДО ДШИ №1
Чердаклинского района
Ульяновской области
Хузеева Лилия Егоровна
Чердаклы 2024
Тема урока: «Взаимодействие преподавателя и концертмейстера в классе скрипки».
Тип урока: традиционный.
Цель урока:
Достижение слаженной совместной работы преподавателя, концертмейстера и учащейся 5 класса отдела струнно-смычковых инструментов Чубариной Настей на уроке по предмету «Специальность».
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках
Развивающие:
Психологическое раскрепощение учащ
ейся
;
Развитие технических навыков
;
- расширение музыкально-теоретических знаний.
Воспитательные:
Активизация творческих способностей учаще
й
ся;
Умение взаимодействовать на уроках с преподавателем и концертмейстером
;
Формирование интереса к занятиям посредством просмотра видео с записями учащихся ДМШ
;
Музыкальная отзывчивость на произведения
.
В
оспитание эмоционально-образной культуры ребёнка.
Применение педагогических технологий:
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение.
Технология направление на осознание учащимся целей, задач и возможностей своего развития, на участие личности в самостоятельной и творческой деятельности.
Здоровьесберегающие:
-Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован;
- Чередование различных видов учебной деятельности (разыгрывание на этюдах, игры, упражнения сменяется разбором новых произведений, выученных произведений и слушание музыки);
- На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.
Оснащение урока: скрипка, концертный рояль, пюпитр, нотный материал.
План (ход) урока:
1. Вступительное слово преподавателя;
2. Организационные моменты (подготовка учащейся к работе);
3. Практическая работа над произведениями: К.Караев «Задумчивость», Э. Дженкинсон «Танец» (повторение и закрепление пройденного материала);
4. Анализ урока. Разбор ошибок и положительных моментов.
Вступительное слово преподавателя.
Сегодня мы проведём открытый урок с учащейся 5 класса по классу «Скрипки» Чубариной Настей и покажем, как соблюдается интегрированная взаимосвязь всех участников образовательного процесса: преподаватель –концертмейстер - учащийся.
Для успешной организации учебного процесса преподаватель и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится помощником, а для ученика- педагогом-наставником.
В процессе обучения концертмейстеру очень часто приходится повторять музыкальные фрагменты, и он не должен играть их однообразно. Концертмейстеру во время работы необходимо умение увлечься замыслом преподавателя .
Задача концертмейстера, как и преподавателя, привить любовь и уважение к музыке в учениках, воспитать их вкус и культуру, расширить кругозор, а также открыть и развить такие качества как наблюдательность, впечатлительность, темперамент, воображение, фантазию, ум, искренность, непосредственность, общительность, научить ребёнка слушать и понимать музыку.
Преподаватель должен помогать учащемуся достичь поставленных на уроке целей с помощью аккомпанемента концертмейстера и своих пояснений.
Одним из значимых моментов в обучении является психологическая совместимость. Каждый учащийся обладает своим характером, темпераментом, привычками. В силу возраста, не всегда может контролировать свои действия и грамотно выражаться. Учащимся присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, они могут растеряться в любой момент. Преподаватель и концертмейстер помогают им сконцентрироваться в нужный момент и преодолеть эти и другие качества личности, мешающие точному исполнению.
Методы и способы достижения целей:
Метод демонстрации (показ
преподавателя и
концертмейстера);
Проигрывание концертмейстером аккомпанемента и про
игрывание
мелодического материала учениками;
Метод разучивания (по элементам, по фразам, целиком);
Мотивирование учащихся к
активизации самостоятельного
мышления
;
С
ловесный метод (беседа
, объяснение
);
Анализ исполнения.
Критерием оценивания исполнения является чистое интонационное исполнение концертного материала с правильным текстом, согласованность исполнения с аккомпанементом, эмоциональная раскрепощённость учащихся.
Анализ урока.
Концертмейстер помогал преподавателю и учащейся достичь поставленных на уроке целей с помощью своего аккомпанемента и пояснений.
Одним из значимых моментов в обучении является психологическая совместимость. Каждый учащийся обладает своим характером, темпераментом, привычками. Некоторым учащимся присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, растерянность. Концертмейстер помогает ребёнку сконцентрироваться в нужный момент и преодолеть эти и другие качества личности, мешающие точному исполнению.
Приложение . Вопросы, заданные на уроке.
Назовите ключевые знаки в гамме D-
dur
.
Назовите полутоны в гамме D-
dur
.
Как переводится слово
legato
?
В какой тональности написан Танец
Э.
Дженкинсона
?
Что означают динамические оттенки f, p,
mf
,
cresc
.
Каким штрихом исполняется «Танец», характер его исполнения?
В какой тональности написана пьеса «Задумчивость»
К.Караева
?
Каким штрихом исполняется пьеса, характер ее исполнения?
Подведение итогов:
У преподавателя и концертмейстера с учащейся налажен контакт, на протяжении всего занятия создана и поддерживалась доброжелательная, рабочая обстановка. Во избежание скованности или зажатости учащейся, замечания делались тактично и спокойно. Концертмейстер, как и преподаватель, умело разбирается в настроении учащейся, проявляет педагогический такт, терпение, выдержку.
В основе данного урока положены технология саморазвивающего обучения, а также здоровьесберегающие технологии.