Взаимодействие с родителями в условиях современной образовательной организации | Мой кабинет. Работа №354263
В контексте нового ФГОС ДО, взаимодействие ДОУ с родителями воспитанника считается наиболее эффективным на условиях социального партнерства. При этом специалисты ставят своей целью создание единого пространства развития и образования ребенка (родитель – ребенок – воспитатель).
Известно, что успех в достижении указанной цели во многом зависит от выбора форм взаимодействия участников воспитательного процесса. Наиболее востребованы формы взаимодействия, строящийся на сотрудничестве детского сада и семьи и требующий от педагогов обновления своего педагогического мышления. Этим объясняется актуальность данной работы.
Взаимодействие с родителями в условиях современной образовательной организации
В контексте нового ФГОС ДО, взаимодействие ДОУ с родителями воспитанника считается наиболее эффективным на условиях социального партнерства. При этом специалисты ставят своей целью создание единого пространства развития и образования ребенка (родитель – ребенок – воспитатель).
Известно, что успех в достижении указанной цели во многом зависит от выбора форм взаимодействия участников воспитательного процесса. Наиболее востребованы формы взаимодействия, строящийся на сотрудничестве детского сада и семьи и требующий от педагогов обновления своего педагогического мышления. Этим объясняется актуальность данной работы.
Целью нашей работы является представление новых форм работы с родителями в условиях современной образовательной организации в режиме партнерских взаимоотношений.
В результате обобщения и систематизации теоретических, методических и практических подходов к организации взаимодействия образовательных учреждений и семьи М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина выделяют три модели такого взаимодействия: информационно-консультативную модель, модель разноуровневого взаимодействия и модель партнерских отношений. В своей статье они характеризуют модель партнерских отношений СП с семьей следующим образом:
- предполагает равноправие в оказании влияния на все процессы развития системы: в формулировке целей и задач, в определении и выборе оптимальных форм взаимодействия, в осуществлении управления и контроля, особенности партнерских отношений определяются уставом ОУ, партнерство ОУ и семьи рассматривается авторами как деловой союз, организованный на основе четкого договора между сторонами о создании необходимых оптимальных условий для личностного развития и роста детей,
основу и результат этой модели составит сформированность зрелой субъектной позиции родителя.
При выборе форм работы родитель – ребенок – педагог З.И. Чичикалова перечисляет основные принципы партнерского взаимодействия:
взаимная заинтересованность сторон;
преемственность согласованных действий;
гуманность к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО;
открытость;
индивидуальность;
поэтапность
реализации;
принятие на добровольных началах определенных обязательств и совместной ответственности за полученный результат;
стремление сторон внести равный посильный вклад в достижение поставленной цели;
наличие обратной связи.
В современной практике партнерского взаимодействия перечисляются следующие формы работы: коллективные, индивидуальные и наглядно‐информационные формы; а также традиционные и нетрадиционные.
Последние И.А. Маркарян классифицирует на:
информационно
‐
аналитические
;
информационно
‐
просветительские
;
досуговые
.
Следует отметить, что к новым информационно-просветительским формам работы относят:
интернет-страничка для родителей;
вебинары
для родителей;
проектные родительские группы;
тренинги для родителей;
«Круглые столы» и конференции с участием родителей;
«Семейные клубы», «родительские клубы»;
Родитель
ские школы
.
Также М.В.
Сосновская
приводит пример инновационных форм
досугового
взаимодействия:
совместная проектная деятельность;
семейный
фотостенд
, фотовыставка;
выставки семейных коллекций;
спектакли, конкурсы творчества;
акции и дни добрых дел;
«Семейные мастерские» и мастер-классы;
«Летопись»;
постановка домашних спектаклей;
Подготовка и проведение русских народных праздников и посиделок
с участием бабушек и дедушек
.
Анализ передового педагогического опыта позволяет нам сделать вывод о том, что среди технологий, позволяющих организовать эффективное партнерское взаимодействие ДОО с семьей, лидирующее положение занимает совместная проектная и театрализованная деятельность. Среди нестандартных форм партнерского взаимодействия – ведение «летописей» (альбом, на страницах которого описываются события, связанные с жизнью детей).
Таким образом, использование разнообразных новых форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Можно сделать вывод, что внедрение инновационных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОО с семьей: наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
На данном этапе также можно сделать вывод, что в результате применения современных подходов и форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Новые формы партнерских взаимоотношений в ДОУ доказывают родителям, что вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка.
В дальнейшем наиболее актуальным, на наш взгляд, является внедрение новых форм работы с родителями в условиях современной образовательной организации с применением информационных технологий и компьютерных коммуникаций.