Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника. | Мой кабинет. Работа №349972
Каждый человек – личность. Человек – существо социальное, он не может жить вне социума, т.е. вне других личностей ( людей).
Под влиянием других людей личность человек развивается и совершенствуется, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Ученые определили, что обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, поэтому первые годы жизни человека – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Консультация для воспитателей
Тема: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника.
Каждый человек – личность. Человек – существо социальное, он не может жить вне социума, т.е. вне других личностей ( людей).
Под влиянием других людей личность человек развивается и совершенствуется, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Ученые определили, что обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, поэтому первые годы жизни человека – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Процесс социализации:
Влияние оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
В воспитании ребенка происходит взаимодополняемость семьи, детского сада и общества. Результаты психолого-педагогических исследований показали:
С
емья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.
Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Условия для социализации ребенка-дошкольника:
Благоприятная социальная ситуация развития;
Посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
Организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.
Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения
Важное условие для социализации ребенка-дошкольника:
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Социальная функция ДОУ предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды.
Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений
.
Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.
Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга
.
История соотношения воспитания детей в семье или в детских садах. На рубеже XIX-XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от двух до четырех часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих – народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы.
В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей.
В XX веке:
- В 40-60 годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному.
- В 70-е годы повышались требования к воспитанию, возрастала общая культура семьи, использовался ее педагогический потенциал.
- На рубеже XX-XXI веков, в период, известный сегодня как кризис 90-х годов. Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. В связи с падением уровня жизни россиян многие семьи оказались без поддержки в решении задач воспитания детей.
Процесс социализации ребенка в семье:
Условия для успешного становления, роста, развития индивидуальности ребенка в семье:
1) Создание достаточной свободы для проявлений активности ребенка.
2) Развитие внутри особой знаково-символической среды (общение ребенка со взрослыми и сверстниками).
3) Эмоционально насыщенное и целенаправленное общение взрослых с ребенком
4) Преемственность освоения знания с предыдущим опытом ребенка.
5) Гармоничные взаимоотношения в семье.
Три варианта семьи:
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В
детоцентрической
семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.
Супружеская (демократическая) семья
своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость.
Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.
Новые формы работы с семьями:
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие –способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.
Необходимо стремиться:
- к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе,
- к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.
Переход к новым формам отношений родителей и педагогов:
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.
Открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Условия для достижения открытости дошкольного учреждения:
- личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия, важно чтобы дети готовились к ним вместе с родителями.
Тип семьи:
Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников).
Нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения).
Неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянники и др.).
Полная (наличие обоих родителей).
Псевдо
-
семья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, в школе, на работе).
Сущностные характеристики семьи:
Проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются.
Зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения; уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений.
Традиционная или современная.
Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т.д.
Группы задач при работе с родителями
психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка
Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка необходимо диагностировать характер семейного воспитания.
Характер семейного воспитания можно оценить по определенным критериям:
1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей, а также других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (обращение друг к другу, характер отношений между членами семьи, страхи и опасения родителей).
3. Цели воспитания ребенка.
4. Стиль взаимодействия с ребенком.
5. Психолого-педагогические знания, практические умения родителей.
6. Особенности семейного воспитания (распределение бюджета, времени, семейный досуг, роль семьи в передаче культурного опыта).
7. Отношение семьи к дошкольному учреждению.
Новая философия работы детского сада с родителями
Функции работы образовательного учреждения с семьей:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса детского сада.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
4. Помощь отдельным семьям в воспитании.
5. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
Основные принципы при организации работы с семьями:
1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Преимущества взаимодействия детского сада с семьей в свете новой философии
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста.