Взаимодействие семьи и образовательной организации в условиях пандемии | Копылова Любовь Юрьевна. Работа №291391
Автор: Копылова Любовь Юрьевна
Использование новых информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников. Данная статья раскрывает возможности использовании дистанционных форм данного взаимодействия для повышения эффективности образовательного процесса. Использование новых информационных технологий во взаимодействии с родителями обеспечит успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, усилит взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, поддержит взаимосвязь разных форм работы с родителями.
Копылова Любовь Юрьевна,
воспитатель МАДОУ «Колобок» г. Ноябрьска
Взаимодействие семьи и образовательной организации в условиях пандемии
Основная цель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Основными принципами такой работы являются прежде всего открытость детского сада для семьи, создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе, ну и конечно же сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
В условиях эпидемиологической ситуации образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса.
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
Целью развития нашего дошкольного учреждения является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
В условиях пандемии, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Взаимодействие педагогов и семьи предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Партнерское взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников предполагает:
- взаимопомощь,
- взаимоуважение и взаимодоверие,
- знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
- обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Формы взаимодействия с семьей
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией нам, как педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их семьями.
Но в целях развития и обучения дошкольников и реализации задач мы ведем дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда в нашей области ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.
И так на помощь пришли дистанционные формы работы с родителями.
Представим некоторые из них.
Основным помощником в такой работе конечно же стали социальные сети.
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Педагог непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
В нашем детском саду проводились родительские собрания в дистанционном формате, на платформе ZOOM, где были размещены презентации, что позволило познакомить родителей более подробно с возрастными особенностями детей разных возрастных групп, особенностями адаптации.
Для проведения мастер классов, акций, педагогами были созданы совместные чаты с родителями.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует:
формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации;
повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;
повышению престижа дошкольного образования в целом;
успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
.
Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков.
Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.
С родителями были проведены мастер классы «Формы нестандартного рисования», «Эко кормушка для птиц», «Математические игры», «Забавные опыты», «Пальчиковые игры», и др.
Таким же образом нашими воспитанниками, совместно с их родителями были проведены акции: "Свеча памяти", "Георгиевская ленточка", "Покормите птиц", "Как ребята помогают мамам", "Синичкин день".
В целом, подавляющее большинство дошкольных учреждений оказались в ситуации неопределенности и процесс дистанционного обучения происходил, в основном, спонтанно, мало управляемо со стороны администрации и интуитивно со стороны педагогических работников.
Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги традиционно уверенно владеют наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый, подручный и т.п. материал в стимулировании детской активности. Однако некоторые с трудом владеют цифровыми технологиями, испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению.
Итак, хочется отметить, что происходящее сейчас - это необычный опыт, который дал возможность совершенно по-новому взаимодействовать с семьей.