"Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования" | Шавернева Юлия Генадьевна. Работа №308379. Номер работы: №308379
Специфика всех учреждений дополнительного образования, состоит в том, чтобы выполнить государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовному и нравственному становлению, создать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи.
Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании строятся на основе свободы выбора. Но многие родители не видят необходимости систематически общаться с педагогами, вследствие чего появляется проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.
Педагог-организатор
Шавернева Юлия Геннадьевна
Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для организации его досуга, для развития хобби ребенка, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Именно поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, сотрудничества и взаимодействия, взаимопонимания. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в деятельности педагога. Родители являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся ответственность и усилия за итоги педагогической работы.
Специфика всех учреждений дополнительного образования, состоит в том, чтобы выполнить государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовному и нравственному становлению, создать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи.
Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании строятся на основе свободы выбора. Но многие родители не видят необходимости систематически общаться с педагогами, вследствие чего появляется проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.
Грамотное сочетание и традиционных и новых форм работы с родителями позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, укрепляет связь между родителями и детьми, повышает у детей способность и активность к сотрудничеству, творческому самовыражению.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия родителей и детей , укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Сегодня в учреждении дополнительного образования есть родители, которые посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка.
Ориентируясь на разнообразия форм общения с родителями, а также на свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагоги вовлекают родителей в образовательное пространство учреждения. Обязательными являются информационно-аналитические и наглядно-информационные формы: стенды, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, анкетирование, опросы, информационные проспекты, и т. д.
В качестве наглядно-информационного материала востребованы родителями записи концертов, детских праздников, фильмов про жизнь детей в учреждении. Также, в последнее время с активным внедрением интерактивных форм общения, администрация и педагоги стали использовать интернет — ресурсы, мессенджеры, где освещается деятельность учреждения и объединений. Родителей привлекают: информационный стенд «Для вас родители», фотовитрины, фотоколлажи, выставочные стенды работ одарённых детей. Демонстрация творческих достижений учащихся дает возможность родителям выбрать объединения и педагога для занятий творчеством своих детей, знакомиться с их результатами деятельности.
Традиционной формой работы в учреждение остаются и родительские собрания. Можно менять содержание их проведения. На таких встречах активизируется внимание родителей к творческой деятельности детей, создаются условия для ведения доброжелательного, откровенного диалога между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Современный педагог всегда находится в поиске новых интересных граней сотрудничества с семьей. Каждый выбирает для себя, наиболее эффективные формы общения с родителями.
Примеры методов и форм работы с семьей:
Родительское собрание
Родительский лекторий
Тематические конференции
Вечера вопросов и ответов
Встречи родительской общественности с администрацией учреждения
Мероприятия
on-line
Родительские вечера
Родительский тренинг
Выставки работ учащихся на страницах в социальных сетях
Праздники
Творческие мастерские
Установить прочную тесную связь «Семья – учреждение» можно, посредством организации совместной деятельности с родителями, что позволит детям увидеть, что их интересы занимают важное место в жизни семьи. В целом, четко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия системы дополнительного образования с семьями учащихся, поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг.