Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности обучающихся | Гайтан Наталья Ивановна. Работа №347185
Аннотация. В статье рассматривается важность взаимодействия школы и семьи в процессе формирования социальной активности обучающихся. Обсуждаются основные формы и методы сотрудничества между образовательным учреждением и родителями, а также роль педагогов в этом взаимодействии. Приводятся примеры успешных практик, способствующих укреплению связей между школой и семьей, что, в свою очередь, способствует развитию активной гражданской позиции у детей и подростков.
Ключевые слова: взаимодействие школа-семья, социальная активность, сотрудничество, родительское участие, гражданская позиция.
Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности обучающихся
Гайтан Наталья Ивановна, педагог-организатор
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8 имени В.С.Бойко городского округа Мариуполь»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье рассматривается важность взаимодействия школы и семьи в процессе формирования социальной активности обучающихся. Обсуждаются основные формы и методы сотрудничества между образовательным учреждением и родителями, а также роль педагогов в этом взаимодействии. Приводятся примеры успешных практик, способствующих укреплению связей между школой и семьей, что, в свою очередь, способствует развитию активной гражданской позиции у детей и подростков.
Ключевые слова: взаимодействие школа-семья, социальная активность, сотрудничество, родительское участие, гражданская позиция.
В современном образовательном процессе важную роль играет взаимодействие школы и семьи. Эта связь является основой для формирования социальной активности обучающихся, способствуя развитию их личностных качеств, активной гражданской позиции и способности к социальному взаимодействию. Успешное сотрудничество между образовательным учреждением и родителями создает условия для более эффективного воспитания и обучения, позволяет воспитать сознательных и активных граждан, способных к социальной ответственности.
Для того чтобы обеспечить продуктивное взаимодействие, важно понимать, что роль семьи в воспитании и развитии ребенка не менее значима, чем роль школы. Родители являются первыми воспитателями и образцами для подражания. Поэтому важно, чтобы школа создавала условия для вовлечения родителей в образовательный процесс. Это может осуществляться через различные формы сотрудничества: родительские собрания, открытые уроки, тематические встречи, круглые столы и другие мероприятия, где обсуждаются актуальные вопросы воспитания и образования.
Одним из эффективных методов взаимодействия является организация родительских комитетов и ассоциаций. Эти организации могут выступать в качестве посредников между родителями и педагогами, обеспечивая связь и обмен информацией. Родительские комитеты могут участвовать в планировании и организации школьных мероприятий, что позволяет родителям не только быть в курсе событий, но и активно участвовать в жизни школы. Это, в свою очередь, помогает детям видеть, что их родители заинтересованы в их обучении и воспитании, что укрепляет их мотивацию к учебе и социальной активности.
Другой важный аспект взаимодействия школы и семьи — это информирование родителей о достижениях и проблемах их детей. Педагоги могут использовать различные методы, такие как электронные журналы, группы в мессенджерах и социальные сети, для регулярного общения с родителями. Эти каналы помогают родителям быть в курсе успехов своих детей и вовремя реагировать на возникающие трудности. Например, если учитель замечает, что ученик испытывает трудности в учебе или не проявляет активности на уроках, он может незамедлительно сообщить об этом родителям, что позволит своевременно решить проблему.
Важно также развивать у родителей понимание важности их участия в жизни школы и активной роли в воспитании детей. Для этого можно организовать семинары и тренинги, на которых родители смогут получить знания и навыки, необходимые для поддержки своих детей в учебе и социальной жизни. Темы семинаров могут варьироваться от методов помощи с домашними заданиями до вопросов формирования социальной ответственности и активной гражданской позиции. Например, можно провести семинар на тему «Как развить у ребенка гражданскую позицию», на котором родители узнают о различных формах участия детей в жизни общества.
Кроме того, школа может организовать совместные мероприятия для детей и родителей. Это могут быть экскурсии, спортивные соревнования, культурные мероприятия и волонтерские акции. Совместная деятельность укрепляет связи между семьей и школой, позволяет родителям и детям проводить время вместе и учиться взаимодействовать друг с другом. Например, в рамках волонтерского проекта можно организовать уборку территорий или помощь в организации мероприятий для местного сообщества. Такое сотрудничество формирует у детей понимание важности социальной ответственности и активного участия в жизни общества.
Также стоит отметить, что сотрудничество между школой и семьей должно быть двусторонним. Школа не только должна информировать родителей, но и выслушивать их мнения и предложения. Регулярные опросы и анкеты могут помочь педагогам понять, какие проблемы волнуют родителей, и какие инициативы они готовы поддержать. Это способствует формированию у родителей чувства значимости их мнения и вовлеченности в процесс воспитания и образования.
Не менее важным является создание в школе атмосферы доверия и открытости, где родители чувствуют себя комфортно и могут свободно выражать свои мысли и беспокойства. Это поможет избежать конфликтов и недопонимания, создавая благоприятные условия для совместной работы. Педагоги должны быть открыты для общения с родителями и готовы к конструктивному диалогу.
В заключение, взаимодействие школы и семьи является ключевым фактором в формировании социальной активности обучающихся. Эффективное сотрудничество позволяет создать условия для всестороннего развития детей, формируя у них активную гражданскую позицию и готовность к социальному взаимодействию. Педагоги играют важную роль в этом процессе, создавая условия для вовлечения родителей в жизнь школы и активно поддерживая их инициативы. Таким образом, совместные усилия школы и семьи способны значительно повысить качество образования и воспитания, что в конечном итоге приведет к формированию ответственных и активных граждан, готовых к социальной жизни.
Список литературы
Асадуллин
Р.М.
С
емья и школа: от противостояния к взаимодействию // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №5 (78).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-ot-protivostoyaniya-k-vzaimodeystviyu
Жданова
Л.У.
,
Машутина
Н.Ю.
, Сергеева
Т.А.
Взаимодействие школы и семьи //
Science
Time
. 2015. №5 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-shkoly-i-semi
Попова
М.Н.
Исторические основы взаимодействия семьи и школы // Педагогическое образование в России. 2017.
№1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-osnovy-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly
Сонягина
О.И.,
Пронюшкина
Т.Г. Организация эффективной системы взаимодействия школы и семьи // Инновационная наука. 2017.
№4-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-effektivnoy-sistemy-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi
Учкач
С
.К.
вопросу о взаимодействии школы и семьи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №11-3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimodeystvii-shkoly-i-semi