Взаимодействие социального педагога и инспектора ОДН | Щепетов Владимир Валерьевич. Работа №338071
Работу социального педагога по профилактике негативных проявлений в подростковой среде невозможно представить без инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В данной статье я хочу поделиться опытом совместной работы с инспектором по делам несовершеннолетних отдела полиции "Металлургический" УМВД России по г. Челябинску капитаном полиции Шабалиной О.А. С обучающимися состоящими на ВШУ, а также в ОДН проводятся беседы, контролируется успеваемость и посещаемость, проводится работа по организации досуговой деятельности.
Об опыте работы социального педагога и инспектора ОДН
по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Заместитель директора по безопасности,
социальный педагог
Владимир Валерьевич Щепетов
МБОУ «СОШ № 33 г. Челябинска»
Социальный педагог школы в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком, его окружением и семьей. Именно социальный педагог во взаимодействии с другими специалистами школы и иными органами системы профилактики организует и направляет усилия на выявление и устранение причин негативных явлений, обеспечивая тем самым в работе с личностью своевременную превентивную профилактику различного рода отклонений: нравственных, правовых, физических, психических, социальных. В нашей школе кабинет социального педагога можно по праву считать общественным пунктом – отделения по делам несовершеннолетних (ОДН) территориального отдела полиции. Почему? Во-первых, мы тесно работаем с инспектором ОДН, во - вторых, социальный педагог является внештатным сотрудником полиции по линии ОДН.
Правовые основы взаимодействия составляют: Концепция ООН о правах ребенка, Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" от 02.04.2014 N 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Опираясь на свой практический опыт социальной работы в рамках межведомственного взаимодействия школы с ОДН, можно выделить, что воспитательно - профилактическая работа носит многоаспектный характер и выстроена по следующим этапам:
Первый – первичная профилактика;
Второй – вторичная профилактика;
Третий – критерии оценки деятельности.
Первичная профилактика – меры, направленные на предотвращение негативных факторов, влияющих на проявление девиантного поведения (биологических, социально-экономических и др.) Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем.
В данном плане работы, в рамках реализации первичной профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, инспектором ОДН, совместно с социальным педагогом и иными специалистами школы (педагогом – психологом, классными руководителями, учителем – логопедом, учителями – предметниками, завучами) реализуются следующие мероприятия:
1. Изучение личности ребенка;
2. Совместно с инспектором ОДН обследование неблагополучных семей, выяснение условий проживания и воспитания детей в семьях;
3. Проведение родительских собраний по вопросам совершения правонарушений среди подростков, а также об ответственности несовершеннолетних.
4. Осуществление рейдов по территории обслуживания с привлечением родительской и педагогической общественности по выявлению обучающихся, нарушающих общественный порядок.
5.Проведение лекций с обучающимися на правовую тематику.
6. Профилактическая работа с подростками, состоящими на ВШУ и учёте в ОДН, а также семьями, находящимися в социально – опасном положении (СОП), тяжелой жизненной ситуацией (ТЖС), опекаемыми. Выявление подростков, у которых проявляется склонность к употреблению наркотических, токсических средств (снифинг), алкоголя и табака (курительных смесей).
Вторичная профилактика - комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения или преступления, в том числе по не достижению уголовно – наказуемого возраста подростком с целью недопущения двойной превенции по более тяжким статьям КоАП РФ и УК РФ.
Учащимися школы, как правило, совершаются деяния до достижения уголовно наказуемого возраста, в этом случае ребенок ставится на особый контроль. К примеру, украл что-то, а мальчишке всего 13 лет. Уголовное дело в этом случае не возбуждается, но фигурант попадает под «присмотр» полиции и школы. Из двух таких подконтрольных оба совершили кражу барсетки из автомобиля на автопарковке. Другие фигуранты дела украли из магазина продукты: трое мальчиков в возрасте 11—12 лет похитили сладости. Набрали два портфеля конфет и шоколада. Когда один из них хотел выйти с продуктами через кассу, продавец окрикнула «покупателя».
От страха тот бросил вещи и бежать. Троицу задержали.
Все дети - правонарушители были поставлены на учет в ОДН, с обучающимися всех классов школы был проведен воспитательный час о недопустимости совершения хищений и краж.
Больше такими способами мальчики ничего не берут — получили хороший жизненный урок. Сейчас в этом плане в школе наблюдается положительная динамика: за 2023- 2024 учебный год краж совершенных обучающимися школы не зарегистрировано.
К осуществлению вторичной профилактики осуществляется привлечение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Металлургического района города Челябинска, социальные педагоги и психологи школы, законные представители (родители, опекуны, попечители), при условии сохранения эмоциональных связей между ними и ребенком.
Третий этап – критерии оценки профилактической работы.
В повседневной практической деятельности социальный педагог и инспектор ОДН используют различные формы воздействия на семьи находящиеся в социально – опасном положении, а их у нас – 8. Основная проблема: родители замечены в систематическом употреблении алкоголя, не осуществляют должного контроля за детьми.
В следствие чего несовершеннолетние имеют пропуски занятий без уважительных причин, ведут свободный образ жизни.
Законным представителям рекомендуется пройти стационарное лечение от алкогольной зависимости, выполнять рекомендации педагогов школы, обеспечить доступ в жилое помещение социальному педагогу и инспектору ОДН, пройти консультацию у психолога, т.е. принимаются меры по защите социальных прав и законных интересов несовершеннолетних.
В вечернее время неблагополучные семьи посещаются по месту жительства. В выходные проверяем места массового скопления детей и подростков в микрорайоне.
В патруле подростки видят каждую неделю: инспектора ОДН, социального педагога, представителя родительского комитета. С ними есть прямой контакт — всегда беседуем с ребятами. Напоминаем, кому можно находиться на улице только до 22 часов. Бывает, идет большая компания. Подростки знают, что обязательно подойдем, поэтому уже сами останавливаются поздороваться. «Никакая Фемида, - писал Макаренко, - не умеет так точно разбираться в вопросах справедливости, как пацаны!». Поэтому, важно у подростков пользоваться авторитетом, крайне важно, чтобы ребенок видел в социальном педагоге, инспекторе ОДН не только специалиста – профессионала, но и отзывчивого и заинтересованного в его судьбе человека, объективно относящимся к словам несовершеннолетнего, его просьбам, а подчас жалобам.
В работе с несовершеннолетними должны учитываться не только психологические особенности подросткового возраста, но и нравственно – психологические особенности конкретного подростка. Беседу с подростком желательно проводить в отдельном кабинете, в отсутствии посторонних лиц.
Пристальное внимание уделяется в организации досуга несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактических учетов. В школе активно работают кружки и секции: тхэквондо, ИЗО, лего.
Кроме того, в школе создано детское общественное объединение правоохранительной направленности отряд юный помощник полиции, где инспектором ОДН и социальным педагогом организуются занятия по правовому воспитанию, изучению законодательных актов (Семейного кодекса, а также Уголовного и Административного кодексов). Более глубоко изучаются вопросы ответственности несовершеннолетних за совершение тех или иных правонарушений, школьники знакомятся с историей полиции (милиции) и добровольных народных дружин по охране общественного порядка. Из 21 учащегося отряда 2 человека состояли на учете в полиции, в марте 2024 года ребята с учета были сняты в связи с исправлением поведения в лучшую сторону.
В 2023/2024 учебном году учащимися – волонтерами отряда Юный помощник полиции МБОУ «СОШ № 33 г. Челябинска» были проведены следующие мероприятия:
- совместно с ПДН ОП «Металлургический организовано и проведено мероприятие «Посвящение в юные помощники полиции»;
- рейды «Школа – зона, свободная от курения», «Внешний вид»;
- выступления лекторской группы в начальных классах по темам:
«Права и обязанности несовершеннолетних»,
«Правила дорожного движения»,
«Мы - граждане своей страны» и. т.д.;
- совместно со следственным комитетом по Металлургическому району города Челябинска среди учащихся 7 классов проведен воспитательный час на тему: « Шутки или хулиганство»;
- разработка и проведение совместно с администрацией школы, сотрудниками военкомата Металлургического района торжественного мероприятия с участниками СВО, посвященное Дню защитника Отечества «Герои спецоперации»;
- участие в возложении цветов к мемориальной доске маршала Советского Союза Г.К.Жукова;
- встречи с инспекторами ПДН;
- участие в школьных субботниках;
- регулярное участие в дежурствах по школе.
В рамках гражданско – патриотического и правового просвещения приняли участие в конкурсах, олимпиадах и.т.п.
1. Международная олимпиада по истории, приуроченная победе в Великой Отечественной войне, участник Симонов Никита, Диплом – 3 степени);
2. Всероссийская познавательная онлайн – викторина «9 мая в вопросах и ответах»;
3. Всероссийский конкурс для педагогов «Растим Гражданина и патриота» (Диплом – 1 степени).
Совместная профилактическая работа педагогического коллектива, отделения по делам несовершеннолетних Отдела полиции «Металлургический» УМВД России по городу Челябинску (старший инспектор, капитан полиции Шабалина О.А.), иных служб системы профилактики приносит свои положительные результаты.
На конец, учебного года на учете в ОДН состоит – 1 подросток (за АППГ – 4), прослеживается отрицательная динамика рецидивных (совершенных повторно в течение года, после момента совершения первого правонарушения) административных правонарушений, уголовно – наказуемых деяний и как следствие реальный контроль деятельности инспектора ОДН по профилактике правонарушений в школе.
Таким образом, успех в профилактической работе с несовершеннолетними во многом зависит от правильно организованного взаимодействия школы, отделения по делам несовершеннолетних, ученического актива школы, родительского актива.
Библиографический список:
1. Литвак Р.А. Сотрудничество детей и социального педагога: Учебное пособие, - Челябинск: ГУПО адм. Челяб. обл., ЧИРПО, 1996. – 79 с.
2.Гаврилина А.А., Никитская Е.А. Социально - профилактическая модель работы с подростками инспектора по делам несовершеннолетних // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5.