Название статьи:
Взаимодействие учителя – дефектолога и учителя начальных классов | Федорова Марина Ивановна. Работа №309693
Дата публикации:
06.02.2023
Автор:
Федорова Марина Ивановна
Описание:
Необходимым условием реализации ФГОС О УО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Взаимодействие специалистов образовательной организации направлено на создание системы комплексной помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями в освоении АООП, развитии жизненных компетенций, коррекции недостатков в развитии, социальной адаптации.
В статье описан опыт взаимодействия учителя – дефектолога и учителя начальных классов в процессе реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Взаимодействие учителя – дефектолога и учителя начальных классов как важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
учитель-дефектолог ГБОУ РХ Черногорская школа-интернат Федорова Марина Ивановна
Необходимым условием реализации ФГОС О УО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу.
Взаимодействие специалистов образовательной организации направлено на создание системы комплексной помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями в освоении АООП, развитии жизненных компетенций, коррекции недостатков в развитии, социальной адаптации.
В основе коррекционной работы лежит единство таких функций: диагностической, педагогической, коррекционно-развивающей, консультативной.
Рассмотрим подробнее компоненты взаимодействия учителя-дефектолога с учителем.
Диагностическое направление учителя-дефектолога включает в себя выявление уровня актуального развития, зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием ребенка; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка. Проводим анализ рисунков, письменных работ (качественная характеристика ошибок) учащихся, изучаем особенности развития с использованием методик. Результаты педагогического обследования фиксируем в дефектологических протоколах и дефектологических представлениях.
По итогам психолого-педагогического обследования детей учитель-дефектолог и учитель класса проводит подробный анализ всего происходившего во время обследования (как вел себя тот или иной ребенок, как отвечал на вопросы, как выполнял те или иные задания, инструкции и проч.). В таком собеседовании учитель имеет возможность пояснить некоторые ответы и поступки ребят, так как он в данной ситуации является как бы представителем заинтересованной стороны, и в силу своей профессиональной деятельностилучше знает ребенка, а специалист (учитель-дефектолог) выступает здесь, как независимый эксперт. Таким образом, совместно очерчивается четкая и ясная картина речевого и познавательного развития каждого ребенка.
Одной из форм сотрудничества учителя-дефектолога и учителя является совместное составление единого перспективного тематического планирования работы на год. Единое тематическое планирование позволяет максимально полно освещать ту или иную сторону образовательного процесса. Например, основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи, развитию фонематического слуха проводит учитель на своих уроках. Решая воспитательные и образовательные задачи, он создает речевую базу по лексической теме, подготавливает ребенка к освоению достаточно сложных грамматических конструкций и в то же время, закрепляет уже отработанный учителем-дефектологом материал. Учитель-дефектолог в помощь учителю разрабатывает и предлагает к каждой лексической теме специальные карты-задания, материал по развитию фонематического восприятия, высших психических функций и мелкой моторики. Судя по отзывам педагогов, такой вид взаимодействия значительно облегчает планирование образовательно-воспитательного процесса, позволяет достаточно полно охватить все разделы работы.
Большое значение в процессе взаимодействия учителя и специалиста имеет работа по формированию общеучебных навыков. Это навыки необходимые для изучения любой учебной дисциплины и успешного формирования комплекса социальных (жизненных) компетенций: читать, писать, пересказывать, наблюдать, слушать, рассматривать, зарисовывать, выполнять измерения, планировать работу с учебником, организовывать учебное общение.
Эффективной формой взаимодействия специалистов являются взаимопосещения занятий. Просмотр открытых занятий учителя-дефектолога и посещение учителем-дефектологом уроков учителя с целью динамического наблюдения за детьми, определения направлений взаимодействия позволяет совместно скорректировать работу.
В системе коррекционно–развивающего обучения особая роль отводится динамическому наблюдению специалистами за развитием каждого ребёнка. Проводится оно регулярно и дает возможность подобрать наиболее эффективные методы, приёмы воздействия на ученика. В наблюдении за динамикой развития ученика особая роль отводится учителю. Он координирует действия всех специалистов, фиксирует результаты проверочных и контрольных работ учащихся в динамических дневниках, анализирует результаты. Обсуждение динамикиразвития учащихся учителем с учителем-дефектологом является одним из важнейших моментов взаимодействия.
Мы, узкие специалисты являемся помощниками. На первом месте в нашем союзе единомышленников встает учитель, который первым принимает утром ребенка, пришедшего в школу, и провожает его последним, перед уходом домой.
Скачать работу
учитель-дефектолог ГБОУ РХ Черногорская школа-интернат Федорова Марина Ивановна
Необходимым условием реализации ФГОС О УО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу.
Взаимодействие специалистов образовательной организации направлено на создание системы комплексной помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями в освоении АООП, развитии жизненных компетенций, коррекции недостатков в развитии, социальной адаптации.
В основе коррекционной работы лежит единство таких функций: диагностической, педагогической, коррекционно-развивающей, консультативной.
Рассмотрим подробнее компоненты взаимодействия учителя-дефектолога с учителем.
Диагностическое направление учителя-дефектолога включает в себя выявление уровня актуального развития, зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием ребенка; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка. Проводим анализ рисунков, письменных работ (качественная характеристика ошибок) учащихся, изучаем особенности развития с использованием методик. Результаты педагогического обследования фиксируем в дефектологических протоколах и дефектологических представлениях.
По итогам психолого-педагогического обследования детей учитель-дефектолог и учитель класса проводит подробный анализ всего происходившего во время обследования (как вел себя тот или иной ребенок, как отвечал на вопросы, как выполнял те или иные задания, инструкции и проч.). В таком собеседовании учитель имеет возможность пояснить некоторые ответы и поступки ребят, так как он в данной ситуации является как бы представителем заинтересованной стороны, и в силу своей профессиональной деятельностилучше знает ребенка, а специалист (учитель-дефектолог) выступает здесь, как независимый эксперт. Таким образом, совместно очерчивается четкая и ясная картина речевого и познавательного развития каждого ребенка.
Одной из форм сотрудничества учителя-дефектолога и учителя является совместное составление единого перспективного тематического планирования работы на год. Единое тематическое планирование позволяет максимально полно освещать ту или иную сторону образовательного процесса. Например, основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи, развитию фонематического слуха проводит учитель на своих уроках. Решая воспитательные и образовательные задачи, он создает речевую базу по лексической теме, подготавливает ребенка к освоению достаточно сложных грамматических конструкций и в то же время, закрепляет уже отработанный учителем-дефектологом материал. Учитель-дефектолог в помощь учителю разрабатывает и предлагает к каждой лексической теме специальные карты-задания, материал по развитию фонематического восприятия, высших психических функций и мелкой моторики. Судя по отзывам педагогов, такой вид взаимодействия значительно облегчает планирование образовательно-воспитательного процесса, позволяет достаточно полно охватить все разделы работы.
Большое значение в процессе взаимодействия учителя и специалиста имеет работа по формированию общеучебных навыков. Это навыки необходимые для изучения любой учебной дисциплины и успешного формирования комплекса социальных (жизненных) компетенций: читать, писать, пересказывать, наблюдать, слушать, рассматривать, зарисовывать, выполнять измерения, планировать работу с учебником, организовывать учебное общение.
Эффективной формой взаимодействия специалистов являются взаимопосещения занятий. Просмотр открытых занятий учителя-дефектолога и посещение учителем-дефектологом уроков учителя с целью динамического наблюдения за детьми, определения направлений взаимодействия позволяет совместно скорректировать работу.
В системе коррекционно–развивающего обучения особая роль отводится динамическому наблюдению специалистами за развитием каждого ребёнка. Проводится оно регулярно и дает возможность подобрать наиболее эффективные методы, приёмы воздействия на ученика. В наблюдении за динамикой развития ученика особая роль отводится учителю. Он координирует действия всех специалистов, фиксирует результаты проверочных и контрольных работ учащихся в динамических дневниках, анализирует результаты. Обсуждение динамикиразвития учащихся учителем с учителем-дефектологом является одним из важнейших моментов взаимодействия.
Мы, узкие специалисты являемся помощниками. На первом месте в нашем союзе единомышленников встает учитель, который первым принимает утром ребенка, пришедшего в школу, и провожает его последним, перед уходом домой.