Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО | Полумиенко Наталия Леонидовна. Работа №354446

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия учителя и обучающихся на уроках литературного чтения в начальных классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Раскрываются ключевые подходы к организации продуктивной работы на уроке, направленной на развитие у обучающихся интереса к чтению, аналитических способностей, коммуникативных умений и навыков самостоятельного мышления. Представлены примеры методических приёмов, способствующих формированию активного участия детей в образовательном процессе.

Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, ФГОС НОО, взаимодействие учителя и ученика, развитие интереса к чтению, методы обучения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ФГОС НОО

 

Полумиенко Наталия Леонидовна, учитель начальных классов

ГБОУ СШ №50, ДНР г. Мариуполь

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия учителя и обучающихся на уроках литературного чтения в начальных классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Раскрываются ключевые подходы к организации продуктивной работы на уроке, направленной на развитие у обучающихся интереса к чтению, аналитических способностей, коммуникативных умений и навыков самостоятельного мышления. Представлены примеры методических приёмов, способствующих формированию активного участия детей в образовательном процессе.

Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, ФГОС НОО, взаимодействие учителя и ученика, развитие интереса к чтению, методы обучения.

 

Литературное чтение в начальной школе является одним из важнейших предметов, формирующих основы личностного развития ребёнка, его читательские способности и коммуникативные навыки. Введение ФГОС НОО определило новые подходы к организации образовательного процесса, акцентируя внимание на деятельностной природе обучения и активной роли ученика. В этих условиях особую значимость приобретает взаимодействие между учителем и обучающимися, которое становится ключевым фактором достижения образовательных целей.

Особенности взаимодействия учителя и обучающихся на уроках литературного чтения

1. Личностно-ориентированный подход

ФГОС НОО предполагает создание условий для личностного развития обучающихся, что требует от учителя учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Взаимодействие на уроках литературного чтения должно быть построено таким образом, чтобы:

формировать у детей мотивацию к изучению литературы;

поддерживать интерес к процессу чтения;

учитывать уровень читательской грамотности каждого ученика.

Например, на этапе знакомства с новым текстом учитель может предложить задания разного уровня сложности, что позволит каждому ученику почувствовать себя успешным.

2. Использование интерактивных методов обучения

Современные уроки литературного чтения в рамках ФГОС НОО должны быть насыщены интерактивными методами, позволяющими вовлечь обучающихся в активный образовательный процесс. Наиболее эффективными приёмами являются:

Чтение с остановками. Учитель читает текст вслух, делая паузы для обсуждения или прогнозирования дальнейшего развития сюжета.

Ролевая игра. Ученики могут примерить на себя роли персонажей произведения, что способствует более глубокому пониманию текста.

Дискуссии. Организация обсуждений по прочитанному тексту развивает навыки аргументации и критического мышления.

3. Формирование коммуникативных навыков

Одной из задач уроков литературного чтения является развитие устной и письменной речи обучающихся. Для этого важно активно включать учеников в диалог с учителем и одноклассниками. Примеры заданий:

составление вопросов к тексту;

пересказ с элементами творчества (например, пересказ от лица одного из героев);

написание небольших сочинений или отзывов на произведения.

4. Использование современных технологий

Интерактивные доски, планшеты и образовательные платформы расширяют возможности учителя в организации взаимодействия с детьми. Например, использование мультимедийных презентаций помогает визуализировать сюжет, а электронные викторины стимулируют интерес к текстам.

5. Развитие эмоциональной сферы

Чтение художественной литературы играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта детей. Учитель может использовать:

выразительное чтение с обсуждением чувств героев;

обсуждение моральных дилемм, затронутых в произведении;

творческие задания (рисунки, создание комиксов по мотивам прочитанного).

Практические рекомендации для учителей

Начинайте урок с мотивации. Например, задайте вопрос или продемонстрируйте иллюстрацию, которая вызовет интерес к теме.

Используйте разнообразные форматы работы. Чередуйте индивидуальную, парную и групповую работу для развития навыков сотрудничества.

Обратная связь. Проводите рефлексию в конце урока, чтобы ученики могли оценить свои успехи и высказать свои впечатления.

Развивайте творческий потенциал. Предлагайте задания, требующие нестандартного подхода (например, придумать продолжение истории или альтернативный финал).

Эффективное взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения требует системного подхода, основанного на принципах ФГОС НОО. Создание атмосферы сотрудничества, использование интерактивных методов, развитие коммуникативных и эмоциональных навыков детей позволяют сделать уроки интересными и результативными. Успешное применение описанных подходов способствует формированию у обучающихся не только читательской грамотности, но и общей культуры, что является важнейшей целью начального образования.

 

Список литературы

Ахтырская Елена Николаевна Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.

2015. №12 (57).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-urokov-literaturnogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-noo

Кот Тамара Алексеевна ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Проблемы современного педагогического образования.

2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya-mladshih-shkolnikov-v-kontekste-prepodavaniya-distsipliny-literaturnoe-chtenie-v-nachalnoy

Штербова

Л. В. Формирование коммуникативных УУД на уроках чтения в начальной школе по ФГОС // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uud-na-urokah-chteniya-v-nachalnoy-shkole-po-fgos

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×