Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимодействия ДОУ и семьи в современном обществе | Мой кабинет. Работа №352708

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В последние годы произошел пересмотр отношения к дошкольному детству и образованию. Это связано с бурным развитием общества, изменениям в социальных отношениях, изменившимися требованиями к подрастающему поколению. Современные дошкольные учреждения не могли остаться в стороне от модернизации российского образования и изменению социального статуса дошкольного детства. Оно по новым тенденциям становится одним из уровней общего образования. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Начало формы

 

         Взаимодействия ДОУ и семьи

              в современном обществе

 

                                                                                                                                                            

Автор опыта:

   Воспитатель МДОУ д\с «Антошка»

Полежаева Т.П.

 

                                       «От того, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

 

В последние годы произошел пересмотр отношения к дошкольному детству и образованию. Это связано с бурным развитием общества, изменениям в социальных отношениях, изменившимися требованиями к подрастающему поколению. Современные дошкольные учреждения не могли остаться в стороне от модернизации российского образования и изменению социального статуса дошкольного детства. Оно по новым тенденциям становится одним из уровней общего образования. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Отмечая особенность современного процесса взаимодействия всех участников образовательного процесса, в условиях дошкольного образования, директор Федерального Института Развития А. Г. Асмолов отмечает: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка. Нам как никогда нужно создать такую доктрину  развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна».

Однако в современном обществе наблюдается процесс изменения семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи. Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально–экономическими и бытовыми проблемами. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок, все это влияет на современную семью. Неблагоприятный социально–психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что ведет к осложнению социализации подрастающего поколения. Современная семья не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности.

Исходя из этого, можно сделать вывод, о том, что с одной стороны в основе семьи лежат функции защиты и удовлетворение витальных потребностей человека, она же является первичной защитной средой индивида и источником приобретения социального опыта, с другой – семья может стать фактором деприваций и жизненных кризисов. Из этого следует, что современная семья нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке.

 

Изучение опыта работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях, результаты  анализа собственной педагогической практики, часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:

– традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат;

– педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду;

– незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду;

– педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.

Почему же так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. Нужны новые нетрадиционные (современные) формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально – нравственных качеств и социализации ребенка.

Значимость всей нашей работы состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей, достичь грамотного вовлечения семьи в единое образовательное пространство для достижения положительных результатов в развитии ребенка.

  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Контингент наших воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Но я убеждена, что семьи совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.  Именно поэтому мы работаем в данном направлении уже несколько лет и стараемся сделать все возможное для того, чтобы родители и мы – педагоги смогли создать некую атмосферу для детей, в которой каждый ребенок смог бы чувствовать себя особенным и развиваться в соответствии со своими возрастными нормами и способностями.

  Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г. Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А.Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась.  

Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 – 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей (Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова). Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

В 60 – 70-е годы XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.

Исследования 70 – 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства с учетом требований  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

   Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.  

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.

Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм.

  Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно. По нашим наблюдениям более родители научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Они стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

На сегодняшний день можно сказать, что в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках взаимодействия с семьями воспитанников,  у нас сложилась система работы с родителями. Использование разнообразных современных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Сотрудничество детского сада и семьи стало двусторонним процессом: «детский сад – семье» – процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи; «семья – детскому саду»– процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.

Анализ совместных мероприятий, наблюдения, учет активности родителей, а также самоанализ со стороны педагога показывает, что родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей, проявляют искренний интерес к жизни группы и образовательного учреждения, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

 

Таким образом, результатами работы по данной теме являются:

создания благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

повышения уровня включения родителей в деятельность детского сада;

создания условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ;

проявления  большего интереса

 

со стороны

 

родителей в совместной творческой деятельности с детьми;

повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников и выбора эффективных форм и методов сотрудничества;

повышения  культуры межличностного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.

 

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

   Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей  жизни.

   Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×