Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимосвязь географии и охраны окружающей среды: как формировать экологическое сознание у школьников | Макаров Владимир Александрович. Работа №349034

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Современная образовательная система сталкивается с важной задачей формирования у учащихся экологического сознания, которое становится неотъемлемой частью их мировосприятия. Взаимосвязь географии и охраны окружающей среды играет ключевую роль в этом процессе. Статья рассматривает способы интеграции экологических концепций в уроки географии, методы активизации интереса школьников к экологическим проблемам и примеры эффективных практик. Основное внимание уделяется формированию у учащихся осознания их роли в охране природы и устойчивом развитии.

Ключевые слова: география, охрана окружающей среды, экологическое сознание, устойчивое развитие, образовательные технологии, школьное обучение.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕОГРАФИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: КАК ФОРМИРОВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ

Макаров Владимир Александрович, учитель географии

МБОУ "Марфовская СОШ ", Республика Крым, с.Марфовка

Аннотация. Современная образовательная система сталкивается с важной задачей формирования у учащихся экологического сознания, которое становится неотъемлемой частью их мировосприятия. Взаимосвязь географии и охраны окружающей среды играет ключевую роль в этом процессе. Статья рассматривает способы интеграции экологических концепций в уроки географии, методы активизации интереса школьников к экологическим проблемам и примеры эффективных практик. Основное внимание уделяется формированию у учащихся осознания их роли в охране природы и устойчивом развитии.

Ключевые слова: география, охрана окружающей среды, экологическое сознание, устойчивое развитие, образовательные технологии, школьное обучение.

География, изучающая взаимосвязи между природными условиями и деятельностью человека, представляет собой важную дисциплину в современном образовании. В условиях глобальных экологических изменений, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и утрата биоразнообразия, необходимо формировать у школьников понимание экологических процессов и их взаимосвязи с географией. Это не только поможет им лучше усвоить учебный материал, но и осознать свою ответственность за окружающий мир.

Взаимосвязь географии и охраны окружающей среды

Природные ресурсы и их использование

География рассматривает распределение природных ресурсов и их использование человеком. Это знание необходимо для понимания экосистемных процессов и последствий человеческой деятельности. Важно акцентировать внимание учащихся на том, как процессы разобщения и истощения ресурсов влияют на окружающую среду. Это может быть достигнуто через уроки, где рассматриваются примеры устойчивого и неустойчивого использования ресурсов.

Глобальные экологические проблемы

Разнообразие глобальных экологических проблем требует от школьников понимания их причин и последствий. На уроках географии можно использовать проектную деятельность, где ученики исследуют конкретные проблемы, такие как загрязнение водоемов, вырубка лесов или глобальное потепление, и предлагают возможные решения. Это развивает у них критическое мышление и способностей к анализу.

Формирование экологического сознания у школьников

Активные методы обучения

Формирование экологического сознания у школьников возможно с использованием активных методов обучения. Это может быть организация выездных экскурсионных поездок в природные зоны, участие в проектах по очистке мест обитания или работы в эколого-ориентированных клубах. Подобные мероприятия способствуют не только получению теоретических знаний, но и их практическому применению.

Интеграция технологий

Современные технологии, такие как геоинформационные системы (ГИС), позволяют наглядно иллюстрировать взаимосвязи между географическими явлениями и экологическими проблемами. Учителя могут использовать ГИС для анализа экологической обстановки в различных регионах, что позволит учащимся увидеть реальные последствия человеческой деятельности и задуматься о перспективах устойчивого развития.

Проектная деятельность

Проектная деятельность является важным аспектом обучения, который способствует углубленному изучению темы. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с местными экологическими проблемами, изучая, например, уровень загрязнения воздуха в своем городе или состояние местных водоемов. Это не только формирует навыки исследования, но и способствует развитию ответственности за окружающую среду.

Примеры эффективных практик

Уроки на природе

Организация уроков на природе, где учащиеся могут непосредственно наблюдать за экосистемами, становится важным средством формирования экологического сознания. Такие уроки позволяют лучше понять, как функционирует природа, и как важно ее защищать.

Совместные проекты с местными организациями

Сотрудничество с местными экологическими организациями дает учащимся возможность не только теоретически изучить проблемы охраны окружающей среды, но и принять участие в реальных инициативах. Это может быть участие в зеленых акциях, семинарах или выставках, посвященных экологии.

Поддержка ученического самоуправления

Создание ученических экологических отрядов или советов может стать отличным способом вовлечения учащихся в деятельность по охране окружающей среды. Такие организации могут активно участвовать в планировании и реализации мероприятий по защите природы, за что получают в школе большее признание и поддержку со стороны администрации и учителей.

Формирование экологического сознания у школьников — это важная задача, которую можно эффективно решить через интеграцию географии и охраны окружающей среды в образовательный процесс. Использование современных методов обучения, активное вовлечение учащихся в реальную практику и сотрудничество с местными организациями создают основу для формирования ответственного отношения к природе. Важно, чтобы молодое поколение осознавало свою роль в охране окружающей среды и стремилось к устойчивому развитию, ведь именно от них зависит будущее нашей планеты.

Список литературы

Каргинова С. Н. Осуществление междисциплинарного принципа в процессе экологического образования // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osuschestvlenie-mezhdistsiplinarnogo-printsip-v-protsesse-ekologicheskogo-obrazovaniya

Табалдиева Чынара Бейшенкариевна Формирование экологической культуры школьников на уроках географии // Вестник науки и образования. 2017. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-urokah-geografii

Трикула Людмила Николаевна, Вареных Инна Владимировна, Костина Ирина Борисовна Формирование экологической компетентности обучающихся во внеурочной деятельности по географии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-po-geografii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×