Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимосвязь психических состояний при подготовке к концертному выступлению. | Овчинников Андрей Анатольевич. Работа №278841

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Овчинников Андрей Анатольевич
Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществлении концертной деятельности.

В даннойстатье  анализируются:

Основные причины возникновения психических состояний.

Эмоциональное психическое состояние

 Состояние стресса

правила поведения любой умственной деятельности

Принцип постепенного вхождения в работу.

 Систематичность занятий

избежание умственных и мышечных переутомлений

1.      Чередование труда и отдыха. Критерии для успешного проведения определенного вида работы

 

 

Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществлении концертной деятельности.

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но, сколько исполнителей, столько неповторенных индивидуальностей со своими природными данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном развитии, и в последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема взаимосвязи психических состояний и игровых движений.

Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное влияние, так и отрицательное, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Как следствие - ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то замедляется, нарушается процесс формирования игрового движения и закрепление нового навыка. Для успешного протекания формирования игровых движений, сохранение основных их характеристик, выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психические состояния как: заинтересованность, увлеченность, уверенность.

Основные причины возникновения психических состояний следующее:

предшествующее состояние:

- состояние страха вызывает состояние неуверенности;

- состояние увлеченности – вызывает состояние вдохновения и т.д.

Иными словами, если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы каждый урок проходил увлеченно, то есть уметь создать атмосферу (психическое состояние), способствующее появлению вдохновения.

Значимость ситуации, в которую попал человек – чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызват

ь состояние стресса, паники, со

всеми его последствиями. Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а создать установку на обычное исполнение.

Физическое состояние – болезнь, усталость могут быть причиной состояний раздражительности, безра

зличия. В таких состояниях прави

льней будет прекратить занятие.

Определенная установка на преодоление определенных трудностей, на достижение цели значительно

мобилизирует

волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя.

Психические состояния могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это так же следует учитывать в педагогической практике

- перед выступлением избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.

Эмоциональное психическое состояние увлеченности в период формирования игровых движений значительно способствует активизации таких умственных психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою очередь, активизирует поиск необходимых образных ассоциаций, определяющих игровое движение, способствует осуществлению контроля целесообразности движений. В состоянии увлеченности, при эмоциональном подъеме процесс формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Состояние вдохновения обладает несколько другими индивидуальными характеристиками:

Полностью подчиняясь объекту творчества, исполнитель часто не отдает себе отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент;

В процессе исполнения контролируются не отдельные игровые движения, а целостные психические состояния, накопленные и закрепленные в процессе формирования игровых движений.

Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют деятельность, в другом – дезорганизуют ее. Состояние стресса, связанное с физическими и умственными перегрузками, необходимостью принимать быстрые и ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя. Виды реакции на стрессовую ситуацию могут быть различными. Они во многом определяются психическими особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта. У одного типа исполнителей стрессовые состояния вызывают общую реакцию возбуждения – движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными. Исполнителям этого типа, а вернее их педагогам, следует учитывать эту особенность в процессе формирования игрового навыка, уделяя особое внимание экономии движений, регуляций мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит торможение, пассивность, бездеятельность. Движения становятся вялыми, теряют определенность, выразительность.

Кроме стресса существуют и другого рода дезорганизующие психические состояния- состояния утомления, апатии, при которых продолжать работу над формированием движений нельзя, это приведет к отрицательному результату.

Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо исполнителю в работе над произведением.

Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы образовалась

некая готовность организма, рас

положенность к данному виду деятельности, т.е. «настрой» на работу.

Систематичность занятий – в одно и то же время человек как бы сам «включается» в работу, т.е. формируется условный рефлекс, активизируются психические и

умственные эмоциональные пр

о

цессы. Таким образом

,

сокращается процесс «вхождения» в работу.

Во избежание умственных и мышечных переутомлений необходимо регулярное переключение с одного вида деятельнос

ти на другой (это может быть раб

ота над разными техниками)

.

При этом

начатое

желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном этапе.

Чередование труда и отдыха.

Соблюдение этих правил будет способствовать умению дольше сохранить активное физическое и психическое состояние, которые способствуют процессу формирования игровых движений.

Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном его завершении.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×