Взаимосвязь психических состояний при подготовке к концертному выступлению. | Овчинников Андрей Анатольевич. Работа №278841
Автор: Овчинников Андрей Анатольевич
Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществлении концертной деятельности.
В даннойстатье анализируются:
Основные причины возникновения психических состояний.
Эмоциональное психическое состояние
Состояние стресса
правила поведения любой умственной деятельности
Принцип постепенного вхождения в работу.
Систематичность занятий
избежание умственных и мышечных переутомлений
1. Чередование труда и отдыха. Критерии для успешного проведения определенного вида работы
Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществлении концертной деятельности.
Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но, сколько исполнителей, столько неповторенных индивидуальностей со своими природными данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном развитии, и в последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема взаимосвязи психических состояний и игровых движений.
Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное влияние, так и отрицательное, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Как следствие - ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то замедляется, нарушается процесс формирования игрового движения и закрепление нового навыка. Для успешного протекания формирования игровых движений, сохранение основных их характеристик, выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психические состояния как: заинтересованность, увлеченность, уверенность.
Основные причины возникновения психических состояний следующее:
предшествующее состояние:
- состояние страха вызывает состояние неуверенности;
- состояние увлеченности – вызывает состояние вдохновения и т.д.
Иными словами, если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы каждый урок проходил увлеченно, то есть уметь создать атмосферу (психическое состояние), способствующее появлению вдохновения.
Значимость ситуации, в которую попал человек – чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызват
ь состояние стресса, паники, со
всеми его последствиями. Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а создать установку на обычное исполнение.
Физическое состояние – болезнь, усталость могут быть причиной состояний раздражительности, безра
зличия. В таких состояниях прави
льней будет прекратить занятие.
Определенная установка на преодоление определенных трудностей, на достижение цели значительно
мобилизирует
волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя.
Психические состояния могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это так же следует учитывать в педагогической практике
- перед выступлением избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.
Эмоциональное психическое состояние увлеченности в период формирования игровых движений значительно способствует активизации таких умственных психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою очередь, активизирует поиск необходимых образных ассоциаций, определяющих игровое движение, способствует осуществлению контроля целесообразности движений. В состоянии увлеченности, при эмоциональном подъеме процесс формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Состояние вдохновения обладает несколько другими индивидуальными характеристиками:
Полностью подчиняясь объекту творчества, исполнитель часто не отдает себе отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент;
В процессе исполнения контролируются не отдельные игровые движения, а целостные психические состояния, накопленные и закрепленные в процессе формирования игровых движений.
Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют деятельность, в другом – дезорганизуют ее. Состояние стресса, связанное с физическими и умственными перегрузками, необходимостью принимать быстрые и ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя. Виды реакции на стрессовую ситуацию могут быть различными. Они во многом определяются психическими особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта. У одного типа исполнителей стрессовые состояния вызывают общую реакцию возбуждения – движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными. Исполнителям этого типа, а вернее их педагогам, следует учитывать эту особенность в процессе формирования игрового навыка, уделяя особое внимание экономии движений, регуляций мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит торможение, пассивность, бездеятельность. Движения становятся вялыми, теряют определенность, выразительность.
Кроме стресса существуют и другого рода дезорганизующие психические состояния- состояния утомления, апатии, при которых продолжать работу над формированием движений нельзя, это приведет к отрицательному результату.
Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо исполнителю в работе над произведением.
Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы образовалась
некая готовность организма, рас
положенность к данному виду деятельности, т.е. «настрой» на работу.
Систематичность занятий – в одно и то же время человек как бы сам «включается» в работу, т.е. формируется условный рефлекс, активизируются психические и
умственные эмоциональные пр
о
цессы. Таким образом
,
сокращается процесс «вхождения» в работу.
Во избежание умственных и мышечных переутомлений необходимо регулярное переключение с одного вида деятельнос
ти на другой (это может быть раб
ота над разными техниками)
.
При этом
начатое
желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном этапе.
Чередование труда и отдыха.
Соблюдение этих правил будет способствовать умению дольше сохранить активное физическое и психическое состояние, которые способствуют процессу формирования игровых движений.
Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном его завершении.