Взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения | Торопова Анастасия Викторовна. Работа №211163
Автор: Торопова Анастасия Викторовна
В статье представлены факторы формирования мотивации обучения. Сплоченность студенческой группы рассмотрена как социально-психологический фактор формирования мотивации.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЛОЧЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Торопова Анастасия Викторовна, студентка 4 курса Амурского государственного университета.
В статье представлены факторы формирования мотивации обучения. Сплоченность студенческой группы рассмотрена как социально-психологический фактор формирования мотивации.
Мотивация – основная движущая сила поведения и деятельности людей. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду определенные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки.
В свою очередь, мотивация обучения – средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация обучения является одним из главных факторов успешного освоения образовательных программ в учебных заведениях.
Для студентов мотивация является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Учебный процесс относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.
Возникновение мотивации обучения опосредовано воздействием ряда факторов. Все многообразие этих факторов можно разделить на две группы: психологические и социально-психологические факторы формирования мотивации обучения, или, другими словами, внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся побуждения самого индивида, его интересы, идеалы, потребности, психологические особенности личности, ценностные ориентации, объективные возрастные особенности и т.д. То есть, это такие факторы, которые находятся внутри личности.
К социально-психологическим, внешним, факторам относятся: макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические), микросредовые (факторы семьи, вуза, общественных организаций, неформальных объединений). То есть, это факторы, находящиеся вне человека.
Общегосударственные факторы включают в себя: экономические, политические, культурно-нравственные условия жизни людей в стране, средства массовой информации. К регионально-этническим факторам относятся: специфические особенности политического, экономического и демографического развития региона; этнические особенности жизнедеятельности населения; особенности развития учебных, учебно-воспитательных заведений. Микросредовые факторы включают в себя: культурные, образовательные, психогигиенические и т.д. условия и факторы, характеризующие воспитательную, образовательную, профессиональную среду личности.
Также, к социально-психологическим факторам формирования мотивации обучения относятся и особенности взаимоотношений субъектов образовательного процесса. А.Э. Варчев считает, что эффективное функционирование студенческой группы зависит от психологического самочувствия ее членов, т. е. прежде всего – от развитости и благополучия системы неформальных внутригрупповых взаимосвязей, от сплоченности коллектива.
Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Взаимная доброжелательность, уважение членов группы друг другу, их групповая сплоченность способствуют более эффективной работе и учебе участников студенческого коллектива. Как правило, групповая форма деятельности в большей степени способствует формированию мотивации, чем индивидуальная
В ряде исследований было установлено, что статус студентов в различных подструктурах внутригрупповых отношений взаимосвязан с отдельными компонентами их мотивации обучения. Чем выше социометрический статус, тем меньше выражены у учащихся мотивы избегания. С возрастанием социометрического статуса студентов значимым фактором учебно-профессиональной мотивации становится стремление работать в одной сфере с друзьями. С возрастанием референтометрического статуса больше проявляются коммуникативные, социальные мотивы и мотивы творческой самореализации. Высоко-референтные учащиеся предпочитают цели «благодаря высшему образованию приносить пользу людям» и «заслужить одобрение со стороны окружающих». Статус учащихся в подструктуре властных внутригрупповых отношений имеет прямую корреляцию с мотивами личностной и профессиональной самореализации, а также обратную – с мотивами избегания. Студенты с высоким статусом в подструктуре отношений власти чаще выделяют в качестве целей обучения получение диплома и стремление заслужить одобрение окружающих.
В сплоченных студенческих группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.
Таким образом, мотивация обучения формируется под влиянием ряда внутренних и внешних факторов. Сплоченность студенческого коллектива является одним из социально-психологических факторов формирования мотивации обучения. Групповая сплоченность способствует более эффективной работе и учебе участников студенческой группы.