Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимосвязь толерантности и поведения в конфликте юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности | Мошкина Наталья Александровна. Работа №344424

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная работа посвящена теме, объединяющей в себе сразу несколько пластов актуальной проблематики. Во-первых, в работе поднимается тема гендера, которая обсуждается сегодня даже на государственном уровне. Законодателей многих стран беспокоит разрушение традиционных гендерных ролей, поскольку, по их мнению, это может нанести урон существующей социальной структуре. Однако вопросы, касающиеся процессов формирования и функционирования гендера, сложно назвать исчерпывающе изученными.

Во-вторых, в работе затрагивается проблема толерантности. Этот вопрос не только остро стоит сегодня, но и постоянно обостряется по многим объективным причинам: всё более сложные и тесные глобальные взаимодействия, взаимопроникновение этнических и национальных культур в социальной практике, расширение спектра разнонаправленных увлечений, приверженцы которых далеко не всегда могут найти общий язык. Актуальность проблематики обусловлена тем, что по сей день не очевидны механизмы эффективного формирования толерантного отношения к окружающей социальной действительности.

Третья проблемная область, затрагиваемая в данном исследовании – стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Ясно, что, пока существуют люди, автономные личности, будут существовать и конфликты. Сами по себе стратегии поведения в конфликтных ситуациях изучены достаточно разносторонне. Однако в меняющемся мире продолжают оставаться актуальными исследования факторов, влияющих на поведение в конфликте.

Все три обозначенные проблемные области актуальны каждая сама по себе. А та их конфигурация, которая предложена нами, актуальная в ещё большей степени, поскольку является универсальной, важной для рассмотрения, но мало изученной.

Знания о взаимосвязи толерантности и поведения в конфликте молодых людей с разным типом гендерной идентичности необходимы тем, кто работает в системе образования, а также специалистам, взаимодействующим с образовательными структурами.

Гендерные вопросы проникли в различные области психологии в 70-х годах прошлого века. В этот период развития психологического знания возникло само понятие «андрология». И тогда же возникли и были апробированы первые методики исследования гендерных вопросов. Наиболее значимы исследования и разработки С. Бем, которая доказала, что разные гендеры представляют собой различные конструкты, которые не зависят друг от друга, но не являются противоположными друг другу.

В последнее время часто публикуются работы, показывающие, что в формировании Я-концепций ключевую роль стал играть именно гендер, а не биологический. Также исследования демонстрируют, что представления о роли мужчины и женщины в обществе и культуре постоянно и достаточно стремительно меняются. В настоящее время в психологии, ориентированной на гендерную проблематику, главными направлениями исследований являются следующие: гендерные и функциональные асимметрии мозга, психологические и когнитивные различия, гендерные различия в аффективной сфере, социальные и гендерные роли, гендерная самоидентификация, гендерные установки и стереотипы.

Определённые трудности для исследователей данной проблематики составляет тот факт, что понятие «гендер» всё ещё остаётся на стадии проработки и уточнения. Это объясняется, в частности, и тем, что в условиях всё большего свободомыслия обозначаемый данным понятием феномен очень быстро усложняется. Поэтому, несмотря на наличие большого массива гендерных исследований, основное понятие научной теории несколько не поспевает за изменениями реальности, которую отражает.

Традиционно считается, что маскулинные личности более склонны к агрессии, риску, выбору конкурентной стратегии. Но дело в том, что сами социальные отношения предыдущих эпох были в целом более конфликтными, конкурентными, основанными на агрессии. Современные социальные отношения более ориентированы на компромисс и сотрудничество. Поэтому возникает вопрос: останется ли маскулинное поведение прежним в новых условиях или изменится в соответствии с общими социокультурными тенденциями? Иными словами: существуют ли имманентные гендерные проявления или же они формируются обществом?

Изучение поведения человека в конфликтных ситуациях является традиционной темой в психологии и представляет интерес ученых. Поскольку гендерная психология является относительно новым направлением, а гендерные факторы еще не до конца изучены.

 

Мошкина Н.А.

Педагог-психолог ГБПОУ РО РГМТ

(гостов на Дону)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена взаимосвязи толерантности и поведения в конфликте юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности.

Актуальность данной работы состоит в относительно небольшом количестве работ, посвященных данной теме в ее универсальной специфике.

Подобная информация о взаимосвязи толерантности и поведения в конфликте юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности необходима людям, работающим в системе образования, а также взаимодействующих с образовательными структурами.

 

Ключевые слова: конфликтное поведение, маскулинность, феминность, талерантность, подросток, психологические особенности, переживание одиночества, самовосприятие.

 

Поскольку единой трактовки понятия "гендерные роли" не существует, можно сделать вывод, что гендерные роли можно рассматривать как социальные проявления гендерной идентичности и личности, т.е. внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

Понятие идентичности наиболее тесно связано с понятием Я-концепции. Идентичность является ключевой характеристикой Я-концепции, отражающей более или менее понятные и принятые когнитивные элементы (самовосприятие, Я-образ) и обеспечивающей целостность и непрерывность личности на протяжении всей жизни. Идентичность формируется в межличностном взаимодействии, поэтому ее содержание зависит от качества этого взаимодействия.

Формирование гендерной идентичности и гендерных ролей имеет решающее значение в подростковом возрасте. Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих относительно этой роли, он обычно признается другими. Если нет, то окружение может оттолкнуть человека, требуя от него изменений в поведении или вызывая конфликт.

Этот возраст характеризуется гормональными изменениями, формированием моральных ценностей, самосознанием, стремлением к общению со сверстниками и эмоциональной нестабильностью и в социальном плане занимает промежуточное положение между подростковым и взрослым возрастом. Растущий организм сложен и непоследователен, возникают ситуации, нарушающие нормальный ход развития личности, а агрессия и конфликты в этой возрастной группе усиливаются.

Подростковый возраст является наиболее стрессовым с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышение конфликтности в подростковом возрасте во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности. Межличностные конфликты у мальчиков и девочек происходят по-разному из-за ряда особенностей, характерных для этой возрастной группы.

Анализ литературы показывает, что вопрос гендерной специфики конфликтов у юношей существенно не изучен. Поэтому целью исследования стало изучение взаимосвязи толерантности и поведения в конфликтах между юношами и девушками различной гендерной принадлежности.

Гипотеза исследования - для взаимосвязи толерантности и поведения в конфликтах между юношами и девушками с различными типами гендерной идентичности характерна взаимосвязь толерантности и поведения в конфликтах между юношами и девушками с различными типами гендерной идентичности.

Научная новизна темы заключается в том, что полученные в результате диагностики данные служат промежуточным этапом в углубленном изучении поведения в конфликтах, позволяют взглянуть на проблему под новым углом и усовершенствовать процесс разрешения конфликтов у юношей и девушек с различными типами гендерной идентичности.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что комплекс методик может быть использован в практике психологов образования.

Результаты исследования также могут быть использованы для психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса - учителей, сотрудников и родителей.

Исследование проводилось на базе ГБПОУ РО "РГМТ". Исследуемая совокупность состояла из 80 студентов первого курса в возрасте 16-17 лет (из них 41 девушка и 39 юношей).

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методы:

опросник С. Бем для оценки маскулинностифемининности – андрогинии; Экспресс - опросник «Индекс толерантности» (авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), опросник К.Томаса для определения предпочитаемых стратегий разрешения конфликтных ситуаций.

Исследование проводилось в 4 этапа. На первом этапе эмпирического исследования нами был выявлен психологический пол юношей и девушек и определена степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. На втором этапе нами была выявлена личностная предрасположенность к конфликтному поведению молодежи. На третьем этапе исследования нами был выявлен уровень сформированности толерантности у студентов. На последнем этапе методами математической статистики была проведена оценка взаимосвязи стратегий поведения и толерантности в группах с разной гендерной идентичностью, а также различия между группами по всем исследуемым параметрам.

- Были выявлены слабые корреляции между избеганием и этнической толерантностью для маскулинного типа, для андрогинных девушек – между сотрудничеством и этнической толерантностью, сотрудничеством и социальной толерантностью, избеганием и этнической толерантностью, для группы андрогинных юношей – между соперничеством и коммуникативной толерантностью. Более сильная корреляция была выявлена для всей выборки: между сотрудничеством и социальной толерантностью.

- Также были выявлены статистически значимые различия распределения параметра «соперничество» в группах с различной гендерной идентичностью.

Было установлено, что различия между группами существуют, но они значительно меньше, чем можно было бы ожидать. Также можно выделить тот факт, что юноши демонстрируют в целом более ожидаемые корреляции между параметрами, чем девушки.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на поведение, толерантность и их взаимосвязь в большей степени влияет не гендерная идентичность, а соотношение биологического пола, обуславливающего определённые социальные ожидания как окружения, так и самой личности по отношению к себе, с гендером.

В результате проведенного эмпирического исследования с использованием математико-статистических методов можно сказать, что первоначально выдвинутая гипотеза подтвердилась, вопрос исследования решен, цель достигнута. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений, работающих с молодежью, для оптимизации своей педагогической и просветительской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

АлександровА.А.Конфликткаксоциальноеявление//ИзвестияРГПУим.А.И.Герцена.2009.№113.–С.56-61.

Асмолов

А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г.

Асмолов

, Г.У. Солдатова, Л.А.

Шайгерова

// Век толерантности.

Научнопублицистический

вестник. – 2001. - Вып.1-2. – С. 8-18.

БагаеваВ.В.Стратегииповедениявконфликте

//СТЭЖ.2015.- №2 (20).-С.91-92.

БендасТ.В.«

Гендернаяпсихология

»

.

С

Пб.:Питер

,–2005.–431 с.

БемС

инзыгендера.Трансформациявзглядовнапроблему

неравенстваполов.-М.,2004.-336 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×