Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками ОНР | Мой кабинет. Работа №352013
Совместно с логопедом планирую занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и подготовке руки к письму. Под руководством логопеда активно участвую в коррекционной работе: автоматизирую поставленный звук в словах, словосочетаниях, обращая внимание на положение губ, языка, четкость произношения звука.
Провожу предшествующую работу логопедическим занятиям по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора.
Закрепляю учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками ОНР
Совместно с логопедом планирую занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и подготовке руки к письму. Под руководством логопеда активно участвую в коррекционной работе: автоматизирую поставленный звук в словах, словосочетаниях, обращая внимание на положение губ, языка, четкость произношения звука.
Провожу предшествующую работу логопедическим занятиям по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора.
Закрепляю учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.
Во время проведений занятий учитываю особенности методики обучения в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три елочки»).
Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы. В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков). Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):
- употребление наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);
- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);
- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек).
Важным моментом в моей работе являются вечерние занятия по заданию учителя - логопеда.
Функциями воспитателя комбинированной группы являются:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
- Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
- Включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
- Формирование связной речи.
- Заучивание стихотворений, потешек, текстов.
- Знакомство с художественной литературой.
- Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.
Основные направлениями коррекционной работы:
Артикуляционная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
Непосредственно – организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;
Коррекционная работа во время режимных моментов.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
В своей работе с детьми с нарушениями речи необходима правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон.
Совместно мы разрабатываем и проводим различные мероприятия: разучивание различных сценок к праздникам, постановки сказок, конкурсы стихотворений, различные проекты. Речевой материал во всех мероприятиях подбирает логопед.
Вместе с детьми поставили инсценировки по мотивам хакасских сказок: «Сказка о дружбе солнышка и тучки», главная героиня девочка Алтынай, главная мысль сказки: сила дружбы способна свернуть горы. И еще одна постановка: «Поющий Чатхан».
Совместно планируем и проводим мероприятия с родителями: «Папа, мама я спортивная семья», написание сочинений: «Мой ребенок самый лучший», «Самый лучший папа», творческие задания по лексическим темам: «Сочиняем сказку о посуде», «Сказка о самоварчике», «Продолжи рассказ», «Семейное блюдо», «Рассказ о кормушке»
Используемая литература:
Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева « Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» М. 1990 г.
Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева М. « Логопедия» 2010 г.
Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина « Логопедическая работа с дошкольниками» 2003 г.
Журнал «
Коррекционная педагогика»
2010г. №2.