Я – абитуриент КОГПОБУ «ИПК г. Советска» | Кочева Татьяна Павловна. Работа №311442
Программа по профориентации для обучающихся 8 – 11 классов. Программа разработана с целью создания системы профориентационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда. Целью системы профориентации является так же: создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, повышение конкурентоспособности КОГПОБУ «ИПК г. Советска» через постоянную и целенаправленную работу с потенциальными потребителями образовательных услуг и обеспечение максимального притока абитуриентов.
Кировское областное государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
«Индустриально-педагогический колледж г. Советска»
Протокол педагогического УТВЕРЖДАЮ
Совета № _______
от «____»______________ 2021 г. Директор КОГПОБУ
«ИПК г.Советска»
_____________ А.И. Михеева
«_____»___________ 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я – абитуриент КОГПОБУ «ИПК г. Советска»»
по профориентации
для обучающихся 8 – 11 классов
Автор: Кочева Татьяна Павловна
преподаватель
г. Советск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………..…….….3
Структура
и
содержание
программы………………………
……
.
.
…
...
.
…
.
..8
Условия
реализации
программы………………………………
….
…
...
..
…10
Список литературы ……………………………
………………………
...
…11
Приложение…………………………...
……………………………
.
..
……
.
.14
Пояснительная записка
Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования системы внешней и внутренней экономической политики страны, изменениями на мировой арене, и, следовательно, возникновением новых профессиональных ориентиров в российском обществе.
Профессиональное самоопределение, выбор профессии во многом определяют весь жизненный путь человека, поэтому вопрос о научном понимании процесса выбора профессии приобретает все большее значение и актуальность.
На протяжении десятков лет семья и школа ориентировали молодого человека на выбор единственной профессии на всю жизнь. Опыт работы показывает, что положение на рынке труда лучше у тех, кто имеет несколько профессий, кто готов гибко менять свое поведение, реагируя на изменения жизненной ситуации, учиться в любом возрасте.
Направление внеурочной деятельности – социально-психологическое.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – абитуриент КОГПОБУ «ИПК г. Советска» разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Концепцией развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
«Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006
№ 06-1844).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Актуальность программы.
В период рыночной экономики, развития конкурентных взаимоотношений чрезвычайно актуальным является создание системы профориенационной работы в образовательном учреждении с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных особенностей.
Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности (склонности, интересы, способности), так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
С целью создания системы профориентационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в КОГПОБУ «Индустриально – педагогический колледж г. Советска» разработана Программа профориентационной работы на период с 2021 по 2024 годы.
Особенность программы состоит в том, что занятия не являются традиционными уроками. Они проходят в непринужденной для обучающихся атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик, элементов тренинга, совместных игр, экскурсий.
Целью системы профориентации является:
создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда;
повышение конкурентоспособности
КОГПОБУ «ИПК г. Советска»
через постоянную и целенаправленную работу с потенциальными потребителями образовательных услуг и обеспечение максимального притока абитуриентов;
повышение имиджа
КОГПОБУ «ИПК г. Советска»
через рекламную деятельность, привлечение работодателей к совместным мероприятиям, привлечение к профориентационной работе
обучающихся колледжа
;
упрочение системы взаимоотношений между
КОГПОБУ «ИПК г. Советска»
, школами, образовательными учреждениями, предприятиями, Центром занятости на основе сочетания интересов всех заинтересованных сторон.
Задачи программы:
совершенствование системы профориентационной работы
колледжа
;
поиск и внедрение активных методов работы с абитуриентами;
обеспечение качественного набора абитуриентов;
формирование информационной среды профессиональной ориентации;
повышение информированности
об
уча
ю
щихся школ о востребованных
специальностях, профессиях;
а
ктивизация ресурсного
потенциал
а
колледжа для обеспечения качества профориентационной деятельности
;
осуществление работы по развитию маркетинговых
и социологических исследований.
По итогам выполнения программы обучающиеся должны знать:
содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста; общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; правила безопасности труда.
Обучающийся должен уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда; соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Организация профориентационной работы в колледже.
КОГПОБУ «Индустриально-педагогический колледж г. Советска» является образовательным учреждением, реализующим профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Профориентационная работа колледжа направлена на организацию устойчивых связей между колледжем, образовательными учреждениями и предприятиями города и района, развитие интереса абитуриентов к освоению специальностей и профессий, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональной компетентности выпускников, повышению качества их подготовки. Профориентационная работа осуществляется на основе разработанной программы освоения рынка образовательных услуг и планомерно ведется по следующим направлениям:
взаимодействие со школами г.
Советска
и
Советского
района и их
педагогическими колл
ективами
;
общение с родителями, которое осуществляется в Дни открытых дверей, на родительских собраниях в школах;
выездные
мероприятия
в школы города и района;
взаимосвязь с общественными организациями;
анализ спроса регионального рынка образовательных услуг;
сбор и обобщение сведений о школах близлежащих районов области (руководство, специфика школ, контингент и его социальный состав);
оценка эффективности проведенных мероприятий по профориентации;
проведение Дней открытых дверей в колледже;
размещение информации на сайте в системе Интернет, социальных сетях.
Структура и содержание программы
№ п/п
Наименования мероприятий
Сроки
исполнения
Ответственные
Ожидаемые результаты
1
Изучение документов
федерального и регионального уровня, разработка нормативно- правового, организационно-
методического обеспечения программы профориентационной
работы.
сентябрь - январь
секретарь приёмной комиссии
нормативно-правовое,
методическое обеспечение профориентационной
деятельности
2
Разработка и внедрение комплекса мероприятий профориентационной направленности совместно с образовательными учреждениями г. Советска и прилегающих районов, Центром занятости населения.
ноябрь - январь
ежегодно
секретарь приёмной комиссии
организационное
обеспечение деятельности плана профориентационной работы
3
Формирование пакета договоров с образовательными учреждениями города и районов о сотрудничестве в профориентационной деятельности
в течении всего периода
зав. практикой
углубление социального партнерства
4
Мониторинг потребности в кадрах образовательными учреждениями города и районов.
ежегодно
заместитель директора по УР
база данных потребности в
кадрах,
реализуемых в колледже направлений
профессиональной подготовки
5
Развитие единого информационного
пространства для субъектов профориентации.
весь
период
секретарь приёмной комиссии
информационная
поддержка профориентационной работы.
Обновление страницы сайта «Абитуриентам»
6
Проведение консультирования в период адаптации к новым условиям обучающихся, вновь поступивших в колледж.
сентябрь - октябрь ежегодно
заместитель директора по УР, социальный педагог
активное включение первокурсников в учебный процесс и внеурочную
деятельность
7
Проведение бесед, деловых игр, профориентационной направленности, тренингов по основам построения
профессиональной карьеры, эффективного поведения на рынке труда.
весь период
социальный педагог, классные руководители
формирование адекватной профессионально-личностной самооценки обучающихся,
выпускников
Условия реализации программы внеурочной деятельности
«Я – абитуриент КОГПОБУ «ИПК г. Советска»
Материально-техническое обеспечение программы:
аудитории с проектором и учебными макетами;
компьютер или ноутбук с выходом в интернет, с возможностью
подключения к сервисам проведения онлайн
занятий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
литература (методические пособия
);
интернет-ресурсы;
Кадровое обеспечение программы:
преподаватели специальных дисциплин,
педагог-психолог,
специалист по профориентации.
Заключение.
Формирование системы профориентационной работы действительно важно и значимо. КОГПОБУ «Индустриально-педагогический колледж г. Советска» должен формировать образовательные потребности, воздействовать на выбор абитуриентов, информировать потенциального потребителя о том, что профессия учителя востребована на рынке труда. Помимо этого, колледж должен активно формировать позитивный имидж, опираясь на заслуженное доверие со стороны потребителей. Через знакомство с колледжем возникает интерес к нему, а у многих – желание учиться именно здесь.
Список литературы
1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.
2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с.
4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для старшеклассников. - М.: Генезис, 2012.
5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический проект Фонд «Мир», 2006.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. – 301 с.
10. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
11. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.
12. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008.
13. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004.
14. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
15. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
16. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006. – 46 с.
17. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.
18. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002.
19.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
20. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008.
21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.
22. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.
23.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007.
24.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988.
25.Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 108 с.
26.Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. - Феникс, 2005.
27.Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
28.Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006.
29.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с. - (Психология для всех).
Приложение
Основные мероприятия профориентационной работы
в День открытых дверей в колледже
№ п/п
Мероприятия
Ответственные
Встреча обучающихся школ (выпускников 9 – 11 классов), руководителей, родителей.
Т.П. Кочева
Ответственная за профориентацию, секретарь приёмной комиссии;
обучающиеся колледжа
Экскурсия по колледжу
Т.П. Кочева;
обучающиеся колледжа
Выставка творческих работ обучающихся колледжа
Е.Л. Шевнина
методист
Беседа «Моя профессия – учитель». Фильм о колледже
Т.П. Кочева
Квест «Я и моя профессия»
М.Н. Вахрамеева
педагог-организатор;
обучающиеся колледжа
Показательные выступления обучающихся специальности «Физическая культура» (гимнастика, баскетбол, волейбол, бокс, рукопашный бой) в спорткомплексе колледжа
В.Н. Багина
руководитель физического воспитания;
преподаватели физической культуры;
обучающиеся колледжа
Беседа об истории колледжа. Деловая игра «Играя, развиваем интеллект». Показ видеороликов
А.А. Вылегжанина
зав. музеем истории колледжа