Я познаю мир | Барсукова Марина Анатольевна,Садыкова Ольга Николаевна. Работа №229286
Автор: Барсукова Марина Анатольевна,Садыкова Ольга Николаевна
Цель проекта:Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира путем погружения в развивающую Монтессори -среду, созданную своими руками. С мастер классом для родителей.
1. Название: «Я познаю мир»
2. Тип проекта, творческий (среднесрочный)
Время проведения: 16.09-20.12.2019 г.
3. Участники проекта: воспитатели группы, педагог-психолог, дети 1-2,5 лет и их родители
Актуальность проекта: Ранний возраст это как раз тот период, когда основной упор делается на сенсорное развитие, без которого не может быть нормального формирование умственных способностей ребёнка. Он важен для совершенствования деятельности органов чувств, формирования представлений об окружающем мире, выявление творческих способностей ребенка. Дети раннего возраста очень восприимчивы и открыты для общения. Для них интересно буквально все, любая мелочь, которая для взрослого человека не представляет никакого интереса. Мозг малыша впитывает любую информацию, в огромном объеме. Ребенку интересен сам процесс, а не результат. Различные движения, особенно если они связанны с работой мелкой и крупной моторики пальцев рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.
Методика Монтессори как нельзя лучше отвечает требованиям ФГОС. Идеи Монтессори просты и в тоже время гениальны. Используя их, мы тем самым косвенно подготавливаем руку к письму. Игровые упражнения по этой методике никогда не приедаются, не надоедают и не заканчиваются. Они просты в использовании, организовать их можно при помощи самых обыкновенных предметов, находящихся буквально под рукой. И хотя методика Монтессори была разработана для детей с трудностями в развитии, но она дает фантастические результаты и в работе с обычными детьми. Мы убедились в этом на собственном опыте. Игры и игровые упражнения по этой методе обучают малыша тем навыкам, которые помогут им в будущем лучше ориентироваться в жизни. Эти малыши более самостоятельны, у них развита речь, логическое мышление, они лучше социализированы к жизни.
Актуальность внедрения данной методики в детском саду, особенно в раннем возрасте, колоссальна. Используя эту методу, мы учим малышей быть самостоятельными, видеть и исправлять свои ошибки. Казалось бы, что может быть сложного в том, что бы взять поднос с необходимой атрибутикой, перенести его на стол, убрать свое рабочее место. Это для нас, взрослых, не представляет особого труда, а малыш испытывает определенные трудности. Именно в раннем возрасте ребенок активно впитывает свое окружение через развитие чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. В малыше с рождения заложен инстинкт к саморазвитию и способности к реализации.
Цель проекта:
• Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира путем погружения в развивающую Монтессори – среду, созданной своми руками.
Задачи проектной деятельности:
На уровне детей:
• Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.
• Развивать сенсорное восприятие мира: цвет, форма, величина и другие свойства предметов.
• Формировать слуховое и зрительное восприятие (музыкальные инструменты, звуки, человеческая речь и т. д., расширять представление о разнообразии окружающего мира , цвета, формы, свойства предметов и т. д.)
• Развивать и расширять словарный запас детей.
• Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.
Для педагогов:
• Повысить педагогическую компетентность путем изучения методической литературы, посещения семинаров – практикумов в ходе реализации проектной деятельности.
• Пополнять предметно – развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями, привлечь к изготовлению дидактического материала родителей.
• Подобрать наглядно - информационный материал по данной теме.
• Формировать сближение в общении с родителями, профилактическая помощь в организации игр дома.
Для родителей:
• Познакомить родителей с методикой М. Монтессори, использованием ее в домашних условиях.
Консультация для родителей:
«В стране Монтессории».
Практикум (мастер-класс): «Полезные игры дома своими руками»
Памятки: «Развитие мелкой моторики в быту» «Настоящие домашние дела – для ребят раннего развития, как способ тренировки моторики»
Беседы: «Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.
• У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
• Сформировано зрительное и слуховое и тактильное восприятие (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь , свойства, цвета, формы и т. д.).
• Расширен и активизирован словарный запас детей.
• Расширены представления о разнообразии окружающего мира.
• Родители принимают активное участие в совместной работе с педагогом по данной теме.
Продукт проекта: игровой дидактический материал для детей раннего возраста.
Пополнение играми для детей раннего возраста развивающую среду в группе, помощью родителей. Помощь родителям в приобретении знаний и опыта педагогически правильного использования, дидактического, природного и подручного материалов, и т. д. (подносов, контейнеров больших и малых для хранения сыпучих материалов (манная, гречневая крупы, окрашенная вермишель, бобовые и т. д., ложек, венчиков, щипцов, прищепок)).
Этапы реализации проекта:
Этапы и сроки проекта
Деятельность педагога
Деятельность родителя
Деятельность детей
I этап Подготовительный (сентябрь 2019)
Изучение литературы по теме проекта, ознакомление с презентацией «Монтессори метод».
Подбор наглядно-методических пособий, наборов бросового материала.
Изготовление практического материала: дидактических игр, развивающих пособий (Приложение 1).
Изготовление памяток «Рекомендации на развитие мелкой моторики в быту» и «Настоящие домашние дела, для ребят раннего возраста, как способ развития мелкой моторики» для родителей (Приложение 2), подготовка мастер - класса, консультаций.
Принятие информации о планируемой работе.
II этап
(ноябрь 2019)
Мотивирование родителей на участие в мастер-классе.
Организует деятельность детей и родителей. Совместный с родителями мастер - класс
«Полезные игры дома своими руками», (Приложение 2).
Активное участие в проведении мастер –класса «Полезные игры дома своими руками»
Объединение детей в рабочие подгруппы, принятие игровой ситуации.
III этап
(декабрь 2019)
Использование дидактических развивающих игр с детьми в моменты совместной деятельности.
Применение полученных знаний и умений, в домашней обстановке, играя с детьми.
1.Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания.
2. Развитие представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
3. Формирование зрительного и слухового восприятия (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т. д.).
4.Расширение и активизация словарного запаса детей, представления о разнообразии окружающего мира.
III. Презентация проекта
Создание слайд шоу в программе Power Point, ознакомление педагогов ДОУ.
Приложение 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Сенсорная рубашка»
Цель: Развитие тактильного и сенсорного восприятия. Снятие
эмоционального напряжения.
(адаптация)
Игры с водой:
«Переливаем» (из одного сосуда в другой, половником, губкой, ложкой)
«Мельница», «Волшебная водичка»
Цель: Познакомить со свойствами жидкости (течёт, вращает колесо, перекрашивается)
Игры с песком:
«Пересыпание» (рукой, из чашки в чашку, ложкой, через воронку»
«Сокровища» «Рисование по крупе (песку в песочном коробе)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Развивать тактильные и зрительные ощущения, речь, фантазию.
Знакомство с цветом и формой
«Геометрические фигуры»,
«Разложи по корзинкам»
Цель: Знакомить с геометрическими фигурами (плоские формы)
Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения.
«Цветочная полянка»
«Веселый паровоз»
Цель: расширять словарный запас, формировать представление о животных и характерных частях тела их.
Игры детей с крышками, бигудями, массажными мячиками, счетными палочками.
«Протолкни»,
«Найди крышку»
«Чудесный мешочек»
«Построй заборчик, выложи дорожку»
Цель: развивать тактильные ощущения, речь, формировать словарь детей. Развивать сенсорную координацию рук.
Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»
«Развивающий коврик»
«Накрываем на стол», «Помоем посуду»
«Громко – тихо», «Угадай, где звенит», «Угадай, что звучит»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, продолжать знакомить с окружающим миром, продолжать формировать цветовое восприятие, развивать социально – коммуникативные качества. Развивать навыки самообслуживания. Формировать слуховое восприятие.
Приложение 2
Памятка для родителей
«Рекомендации на развитие мелкой моторики в быту»
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
• Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
Памятка для родителей
«Настоящие домашние дела – для ребят раннего развития,
как способ тренировки моторики»
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной. Желаем успехов!
Приложение 3
Мастер- класс с родителями «Полезные игры дома своими руками»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
«Я познаю мир»
Участники:
воспитатели
Садыкова Ольга Николаевна
Барсукова Марина Анатольевна
педагог-психолог
Алмаева Наталья Олеговна
Дети, родители 1 младшей группы «Лапушки»
Юрга 2019