Ядерное оружие массового поражения | Ольга Владимировна Частова. Работа №354613
Одно из самых разрушительных средств ведения войны – применение ядерного оружия. Для того чтобы представить себе, что такое ядерное оружие, необходимо обратиться к истории. Французский физик Беккерель(1852-1908) открыл в 1896 году естественную радиоактивность солей урана. За это достижение ему совместно с П.Кюри и М. Склодовской-Кюри была присуждена Нобелевская премия 1903 года. С этого момента началась новая эра изучения и использования ядерной энергии. С надеждой и опасением следили учёные мира, что получится из неизвестных лучей: друг и помощник людям, либо разрушитель и мировой диктатор? Исследования велись в разных странах, но особенно интенсивно в США эмигрировавшими туда германскими физиками. И 16 июля1945 года был произведён первый атомный взрыв. Подробное описание его есть в разной литературе. Таким образом, наихудшие предположения великого русского учёного В.И.Вернадского оправдались - вначале появились не атомные электростанции, не мощные ледоколы, а разрушительные бомбы. Очень скоро, 6 августа того же года, американцы сбросили «Малыша» (так они назвали первую боевую атомную бомбу) на японский город Хиросима, а через три дня - на Нагасаки. Последствия этих взрывов заключаются не только в огромном количестве убитых, заражённых, разрушениях и пожарах, а в монополии, присвоенной себе американцами, с угрозой всем странам мира.
Конспект урока в 10 классе.
Тема: «Ядерное оружие массового поражения».
Цель: познакомить учащихся с историей появления, принципами действия и поражающими факторами ядерного оружия массового поражения.
Оборудование, наглядность:
к
омпьютер, проектор;
п
резентация урока «Ядерное оружие», видеоролики;
фотографии,
отражающие последствия ядерно
г
о взрыва в Хиросиме и Нагасаки;
1.Организационный момент (2 минуты).
Построение. Доклад дежурного о готовности класса к уроку. Проверка посещаемости.
2.Проверка знаний по пройденному материалу «Гражданская оборона как система мер по защите населения» (5 минут).
- Что такое Гражданская оборона?
- Назовите задачи Гражданской обороны.
- Какие существуют сигналы оповещения ГО и каков порядок действий по ним?
3.Изучение новой темы (30 минут).
1.)Введение в тему урока.
(Демонстрация видеоролика с записью ядерного взрыва в Нагасаки.)
2.)Рассказ-описание исторических событий с ядерными взрывами.
Учитель: Одно из самых разрушительных средств ведения войны – применение ядерного оружия. Для того чтобы представить себе, что такое ядерное оружие, необходимо обратиться к истории. Французский физик Беккерель(1852-1908) открыл в 1896 году естественную радиоактивность солей урана. За это достижение ему совместно с П.Кюри и М. Склодовской-Кюри была присуждена Нобелевская премия 1903 года. С этого момента началась новая эра изучения и использования ядерной энергии. С надеждой и опасением следили учёные мира, что получится из неизвестных лучей: друг и помощник людям, либо разрушитель и мировой диктатор? Исследования велись в разных странах, но особенно интенсивно в США эмигрировавшими туда германскими физиками. И 16 июля1945 года был произведён первый атомный взрыв. Подробное описание его есть в разной литературе. Таким образом, наихудшие предположения великого русского учёного В.И.Вернадского оправдались - вначале появились не атомные электростанции, не мощные ледоколы, а разрушительные бомбы. Очень скоро, 6 августа того же года, американцы сбросили «Малыша» (так они назвали первую боевую атомную бомбу) на японский город Хиросима, а через три дня - на Нагасаки. Последствия этих взрывов заключаются не только в огромном количестве убитых, заражённых, разрушениях и пожарах, а в монополии, присвоенной себе американцами, с угрозой всем странам мира.
3.)Определение основных понятий.
Далее учитель даёт определения основных понятий по теме, демонстрирует презентацию, учащиеся записывают в тетради.
Ядерное оружие - оружие массового поражения, действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при ядерном взрыве. Носителями ядерного оружия являются: ракеты, авиация, артиллерия. Слайд №1
Сами ядерные взрывы подразделяются на высотные, воздушные, наземные, подземные, в зависимости от высоты и глубины взрыва. Слайд №2
Поражающие факторы ядерного взрыва:
Ударная волна - область резкого сжатия воздушной среды, распространяется со сверхзвуковой скоростью, сметая всё на своём пути. Защитой могут служить естественные неровности земной поверхности-овраги, ямы, балки, земляные и дорожные насыпи и др. Слайд №3
Световое излучение - поток лучистой энергии. Образуется раскалёнными частицами ядерного взрыва вместе с раскалённым воздухом, распространяется мгновенно и длится до 20 секунд. Происходит ослепление, возгорание кожных покровов, пожары. Защитой могут стать любые преграды, создающие тень. Дым, пыль, туман, дождь и т.п. могут ослабить его влияние. Слайд №4
Проникающая радиация - поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве. Приводит к нарушению жизненных функций организма, отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни. Защитой могут служить убежища и противорадиационные укрытия. В 2 раза ослабляют радиацию: сталь толщиной 2.8 см, бетон-10 см, грунт-14 см, древесина -14 см. Слайд №5
Радиоактивное заражение - осадки, насыщенные радиоактивными веществами. Опасность заражения такими осадками сохраняется до нескольких месяцев. Защитным условием может быть изоляция от воздействия осадков в течение одних суток (в убежище или противорадиационном укрытии). Слайд №6
Электромагнитный импульс - кратковременное отклонение напряжения или тока от некоторого постоянного значения, сопровождается перегоранием или выходом из строя различных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Защиты тактически нет. Слайд №7
4.)Последствия применения ядерного оружия.(Демонстрация фотографий).
Поражения, возникающие от внешнего и внутреннего облучения, вызывают лучевую болезнь, а при попадании радиоактивных веществ на открытые участки тела появляются местные поражения участков кожи.
Степень поражения организма человека определяется дозой облучения в рентгенах. (Обращение к материалу учебника. Комментарии учителя.)
Может привести к радиоактивному заражению местности, что представляет серьёзную опасность для людей и животных, окружающей среды. (Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС).
5.) Безопасное поведение при радиационной опасности.
Задание учащимся: создать кластер «Меры по защите населения в случае угрозы ядерного нападения».
Работа в группах по созданию кластера, обсуждение, подведение итогов.
4.Подведение итогов и закрепление новой темы (5 минут).
- Назовите основные поражающие факторы ядерного взрыва.
- Почему возникает необходимость изучения данной темы? Насколько она актуальна в современное время?
5.Домашнее задание (3 минуты).
Сообщение «Общая характеристика современных средств поражения».