«Язык и логика. Решение нестандартных задач». | Мой кабинет. Работа №349552
Формирование инженерного мышления обучающихся во внеурочнрй деятельности.Развитие познавательных способностей по теме» Язык и логика.
Решение нестандартных задач» обеспечивается в процессе выполнения системы творческих заданий. У обучающихся формируется поиск необычного пути к верному решению заданий, умение классифицировать, сравнивать, синтезировать, обобщать выделять главное, выделять закономерности, строить умозаключения, рассуждать, доказывать и опровергать.
Важное место на занятии внеурочной деятельности уделяется решению нестандартной задачи, так как решение нетиповых задач способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, вырабатывает исследовательские навыки. При работе над нетиповыми задачами обучающиеся следуют алгоритму: определение объектов задачи и связей между ними, построение математической модели, схем, решения, выполнением логических операций,
На этапе проверки понимания учебного занятия используется приём кодирования информации «шифр», способствующий развитию системного мышления, которое так же, как и другие формируемые средствами занятия виды мышления, является частью инженерного мышления.
Технологическая карта внеурочного занятия курса РПС развитие познавательных способностей для 4 класса
по теме «Язык и логика. Решение нестандартных задач»
Предмет: внеурочная деятельность «Умники и умницы»
Класс: 4 класс, курс «РПС», информатика, логика, математика.
Тема занятия: «Язык и логика. Решение нестандартных задач».
Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах урока).
Материально-техническое обеспечение занятия: рабочая тетрадь у учащихся, проектор, диск с презентацией урока.
Цель занятия:
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления)
Задачи занятия:
Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
Развивать навыки контроля и самоконтроля;
Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;
Формирование УУД.
Личностные результаты: самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, быстроты реакции, творческого воображения; работа с пословицами, поиск закономерностей в преобразовании слов.
Технологии, применяемые на занятии: работа в малых группах(парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, технология применения нового материала ,технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.
Учитель: Столярчук Светлана Александровна, учитель первой категории.
МБОУ многопрофильный лицей, г. Кирово-Чепецк, Кировская область
Этапы занятия
Технология
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Мозговая гимнастика
Здоровьесберегающая
Слайд 1.
У нас сегодня внеурочное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся, друг другу улыбнёмся и с хорошим настроением начнём работать.
-Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики»:
«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы)
- дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
«Ленивые восьмёрки»
(обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)
-по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Выполняют упражнения под руководством учителя.
Регулятивные (действия под руководством учителя)
Разминка.
Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности.
- Откройте рабочую тетрадь.Стр.45, занятие 16.
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД
Совершенствование внимания,памяти, логического мышления.
Развитие быстроты реакции,
мышления.
Самостоятельная работа.
Технология коллективной работы с классом
-Мы подготовились выполнять интересные и сложные задания.
Задание на внимание «Запомни и нарисуй» (фигуры)
-Готовы!
Слайд 3.
Сигнал.
-Проверка. Самооценка. Молодцы!
-Я вам предлагаю поработать со следующим заданием.
«Следи глазами».
-На экране вы видите таблицу с буквами. Я вам диктую путь, а вы следите глазами.
-Готовы!
Диктант.
Поставили точку на первую букву второго ряда (ы).
-4 кл. вправо (у)
1 кл. вниз (ю)
1 кл вправо(и)
2 кл. вниз (0)
1кл. влево(у)
3 кл. вниз (и)
4 кл. влево (а)
2 кл.вниз(о)
2 кл. вправо (у) СТОП.
Проверка. Молодцы.
«Найди закономерность»
-Будьте внимательны, посмотрите по строчкам, столбцам, по диагонали. (На форму, кол-во ног) на форму)
Почему?
(нажать на ц. 5)
Учащиеся выполняют эти задания индивидуально;
-выполняют задание в группах.
-
-работают в тетради.
-ответы детей
Регулятивные.
Познавательные.
Регулятивные.
Познавательные.
Физминутка.
Здоровьесберегающие технологии.
Коррегирующая гимнастика для глаз.
«Зоркие глазки», «Стрельба глазами», «Моргания».
- учащиеся выполняют упражнения.
Регулятивные.
Учись решать,стараясь рассуждатьЛогические задачи.
Развитие творческих способностей.
Технология коллективной работы с классом.
Технология работы вгруппах.
Работа в группах
-Потренировались, отдохнули.
Небольшая разминка :
-Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.(Жучка)
-Каково название сказки перевертыша. Вспомни автора. «Быль о найденном пространстве»
(Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
-Давайте не будем терять время и приступим к более сложному заданию.
Логические задача в тетради, Работа в тетради, стр. 47, № 9.
На доске: краткая запись.
Решение: 3м=100 витков
1,5 м-? витков?
- Что значит, 1,5 м? 3м-1целое, значит 1,5 м-1/2.
Значит, в числе 3 содержится по 2 раза. Ск-ко витков понадобится для 3 м?(100)
А для ½? Значит 100: 2= 50 витков.
Для 12 м.-?, Сможем мы сразу решить? (Нет), что нужно узнать?(надо узнать, сколько раз по 3 содержится в числе 12.
12:3=4 раза содержится по 3.
3м=100 витков, 100х4= 400 витков.
-Хорошо.
Обсуждение в паре.
Решение с рассуждением у доски. -1 ученик
Познавательные.
Коммуникативные
Решение логическо-поисковых и творческих задач.
Технология применения нового материала, работа в парах. Технология развития творческих способностей
«Работа с шифром»
-Давайте ,расшифруем фразу. У вас на столе карточка с ключом шифра. Работаем в парах.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Пословица : Дерево ценят по плодам, а человека по делам.-Как вы понимаете пословицу?
(По плоду мы можем оценить плодотворное дерево или нет, а человека мы оцениваем по поступкам). Какие труды, такие и плоды.
В парах выполняют задание.
Познавательные, регулятивные.
Коммуникативные.
Итог занятия.
Рефлексия.
- А теперь оцените себя сами. Внизу листа раскрасьте флажок так, как вы считаете у вас получилось работать на занятии.
Красный цвет – получилось всё отлично.
Жёлтый-хорошо.
Зелёный- только часть заданий выполнена верно.
Синий- сегодня не получилось так, как хотелось бы.
-Поднимите руки, кто раскрасил флажок красным цветом? Жёлтым? Зелёным? Синим?
-А теперь я скажу своё мнение. Вы работали очень хорошо, мы много сделали за занятие. Даже если у кого-то не получилось, это не беда. На следующем занятии всё получится!
-Спасибо за внимание!
- дети оценивают себя
- поднимают руки, высказывают своё мнение.
Личностные.