Языковые особенности речи персонажей повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» | Бутенко Анисья Андреевна. Работа №363505
Данная работа направлена на глубокое исследование языковых особенностей речи персонажей повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", что позволит не только лучше понять сам текст, но и осветить важные аспекты социальной критики, заложенные в произведении.
Результаты исследования будут интересны как лингвистам и литературоведам, так и всем, кто стремится к более глубокому пониманию классической русской литературы.
Языковые особенности речи персонажей повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Аннотация
Данная работа направлена на глубокое исследование языковых особенностей речи персонажей повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", что позволит не только лучше понять сам текст, но и осветить важные аспекты социальной критики, заложенные в произведении.
Результаты исследования будут интересны как лингвистам и литературоведам, так и всем, кто стремится к более глубокому пониманию классической русской литературы.
Ключевые слова: стиль, изобразительно-выразительные средства, лексика, язык, сатира, персонажи.
Актуальность
Актуальность данной работы обусловлена недостаточным изучением влияния языковых особенностей на восприятие тематических аспектов повести. Несмотря на то что "Собачье сердце" уже давно стало объектом литературоведческих исследований, вопросы, касающиеся языковых средств, используемых автором, остаются недостаточно освещенными. В частности, необходимо более детально рассмотреть, как стилевые особенности языка персонажей, а также изобразительно-выразительные средства, формируют образы героев и создают атмосферу произведения. Кроме того, важным аспектом является роль сатиры в языке повести, которая не только высмеивает недостатки общества, но и служит инструментом для глубокого анализа социальных явлений.
К изучению данной проблемы обращались многие исследователи и литературоведы.
О. В. Плишина в своём исследовании изучила внутреннюю речь как компонент художественной речи в этом произведении, И. В. Крисанова в авторской статье рассматривала стилистические особенности речи одного из персонажей повести — Швондера, Надежда Ивановна Маругина писала о смысловой структуре ключевой текстовой метафоры «Собачье сердце» в аспекте текстового функционирования.
Язык героев повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" не только оживляет текст, но и создает яркие контрасты, показывающие социальные и культурные различия между персонажами. Фигуры Швондера и Шарикова олицетворяют новый социальный порядок, стилистика их речи является своеобразным отражением этого процесса. Фразы, подобные "Разруха не в клозетах, а в головах", представляют собой меткую сатиру на общественные реалии, демонстрируя циничный взгляд Швондера на изменения в обществе [1]. Его язык характеризуется специфической обсценной лексикой и частыми ирониями, что подчеркивает его ничем не прикрытую навязчивость.
Противопоставление речевых стилей Швондера и профессора Преображенского служит важным элементом для выявления конфликтов между различными социальными группами. Преображенский, как представитель интеллигенции, использует более утонченный и научный стиль. В его лексике ощущается влияние профессионального жаргона, что подчеркивает его авторитет и знания [2]. Борменталь, проходя рядом, также обращается к профессиональным терминам, что усиливает их принадлежность к интеллектуальной элите и разрыв с миром, который стремится к упрощению.
Важным аспектом языка является наличие смешения речевых стилей и диалектов, что позволяет Булгакову создать многослойность художественной реальности. Так, характерная для Швондера манера говорить сочетается с элементами классического языка, что создает контраст не только в плане содержания, но и в стилистическом исполнении [5]. Подобный флёр многозначности демонстрирует динамику развития персонажей и остроумие автора.
Эти языковые особенности речи персонажей "Собачьего сердца" иллюстрируют не только индивидуальные черты героев, но и отражают более широкие социальные изменения. В данном произведении язык становится не просто средством коммуникации, а инструментом для глубокого анализа персонажей, их мотиваций и места в обществе. Стилевые характеристики самостоятельно формируют контекст, в котором разворачиваются события повести, подчеркивая социальные и культурные преобразования эпохи [4].
Изобразительно-выразительные средства в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" формируют яркую и многослойную картину, позволяя глубже понять характеры персонажей и их внутренние конфликты. Художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры и сравнения, служат не только для описания, но и для раскрытия глубоких смыслов, за которыми стоят социальные и философские вопросы.
Персонажи повести часто говорят языком, насыщенным иронией и сатирой, что делает их высказывания особенно значительными. Например, речь Швондера полна комических и гротескных элементов, что демонстрирует бесчеловечный подход к преобразованию людей и животных в советскую эпоху. Через узловые моменты его языка Булгаков подчеркивает абсурдность происходящего и выявляет высмеиваемые социальные недостатки, создавая абсурдную атмосферу, отражающую реальные проблемы общества [1].
Сравнения и метафоры, используемые в произведении, создают контраст между высокими идеями и низменными инстинктами. Например, образ человека, превращенного в собаку, возникает на фоне разговоров о человеческой природе и ее трансформации. Эти приемы помогают читателю почувствовать напряжение между различными слоями реальности, существующими в повести. Наглядно это видно, когда Булгаков применяет гиперболу, чтобы удалось выставлять абсурдность и комичность ситуации, одновременно высмеивая идею о "новом человеке" в социалистическом обществе [6].
Важно отметить, что в повести язык не просто украшает текст, но служит основным инструментом для создания и передачи специфической атмосферы. Сопоставляя высокие и низкие стили, Булгаков создает парадоксы, которые иллюстрируют не только абсурдность собственного времени, но и универсальные проблемы человеческой природы [5].
Сатира в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" проявляется через языковые особенности персонажей, которые позволяют автору остро критиковать социальные явления и изменения своего времени. Особенно заметна данная характеристика в контексте языка, используемого разными слоями общества, представленными в произведении. Так, доктор Преображенский и его помощник Борменталь говорят четким, научным языком, что отражает их принадлежность к интеллигентному классу. Это контрастирует с речью Шарикова, которая полна простонародных слов и фраз, типичных для "победившего класса". В данном случае Булгаков накладывает на своих персонажей речевые особенности, которые становятся не только средством их характеристики, но и указывают на классовые различия в обществе [12].
Ключевыми моментами являются не только слова, но и интонационные особенности речи. Так, характерный для Шарикова агрессивный и наглый стиль общения подчеркивает сугубо негативные стороны новой действительности, где отсутствие культуры и образования выходит на первый план. Сатирически окрашенные элементы, такие как неуместные выражения и грубости, позволяют Булгакову высмеивать недостатки новых "лидеров" общества, клиентов которых он называет "швондеры". Эти персонажи, представляющие собой коллективный образ новой власти, выступают антиподами интеллигентных врачей, демонстрируя далекий путь от образования к простоте, порой даже примитивизму [9].
Важным изобразительным средством, используемым Булгаковым, является гротеск. Он позволяет создать абсурдные ситуации, в центре которых оказывается столкновение двух миров — интеллигентного и простонародного.
Языковая игра в произведении является лакмусовой бумажкой, показывающей разницу между интеллектуальным и примитивным, между культурой и бездуховностью. Это отчетливо ощущается при сравнении монологов главных героев и Шарикова. В то время как Преображенский делится своими размышлениями о природе человека и социальных изменениях, Шариков выражает свои идеи через призму личной выгоды и утилитаризма, что ещё раз акцентирует внимание на разрыве между двумя мирами [12].
На фоне резкого контраста в языке прослеживается идея, что за внешним благополучием скрывается стремительная деградация культуры и морали, что делает произведение актуальным и в наши дни.
В повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" язык персонажей не просто средство коммуникации, но и мощный инструмент для создания атмосферы и жизнеописания советской действительности начала XX века. Языковые особенности каждого героя отражают их социальный статус и внутренний мир, при этом служат основой сатирической критики.
Профессор Преображенский и доктор Борменталь используют терминологию, характерную для высокой науки, что не только подчеркивает их высокую квалификацию, но и демонстрирует их дистанцию от простого народа. Речь этих персонажей наполнена профессиональным сленгом и пафосом, что создает у читателя ощущение утонченности и интеллигентности[1]. Напротив, язык Шарикова, как результат экспериментального наделения человеческими чертами, обнаруживает его примитивизм и неразвитость. Воспринимая мир через призму грубости и примитивных желаний, Шариков создает образ антиклимакса, противопоставленный идеалам предшествующего времени. Применение простого и даже вульгарного языка в его речах подчеркивает низкий социальный статус и отсутствие нравственного развития[13].
Тональность речи персонажей меняется в зависимости от их окружения и ситуации: когда Шариков общается с влиятельными людьми, он пытается копировать более высокую лексику, что приводит к комичным ситуациям. Эта языковая игра подчеркивает его неуклюжесть и контраст с настоящими интеллигентами, выставляя на показ его попытки стать "человеком" в глазах общества. Образ Шарикова, сделанный из "песца" и собаки, иллюстрирует метаморфозу человека, который был спущен на уровень животного, выполняя получение человеческих качеств лишь поверхностно. Это создает не только комический, но и трагический эффект, заставляя задуматься о настоящем значении человечности в новой советской действительности[15].
Швондер, представляющий бюрократическую сторону советского общества, общается в уничижительном, порою даже дерзком стиле. Язык Швондер позволяет увидеть бюрократизированное и мелочное общество, где важнее формальная сторона жизни. Он использует много официальных терминов, что в итоге только приближает его к обыденному разговорному языку. Это стиль особенно хорошо передает атмосферу настойчивой лишенности человеческих качеств, которая становится актуальной как для общества в целом, так и для каждого индивидуального персонажа[14].
Булгаков мастерски использует различные стили и лексические единицы, позволяя языку персонажей стать своего рода действующим лицом в повести. Стремление одних героев к высокому стилю и попытки других адаптироваться к такой речи раскрывают глубину индивидуальности каждого персонажа. Итак, повесть "Собачье сердце" создает яркую, многоуровневую языковую картину, отображая не только внутренние переживания героев, но и Шариковые метания между животным и человеческим, заставляя читателя задуматься о более глубоких вопросах человечности и идентичности в условиях социально-политической реальности[1].
Речь персонажей "Собачьего сердца" — это не просто комедийные элементы, но и важный социальный комментарий. Общая структура языка служит средством для подчеркивания тем деградации и стабильности в обществе, где речь стала олицетворением изменения мировоззрения и социальной реальности. Разнообразие речевых строев и уровней диалога обостряет восприятие общественных норм и создает критическую плоскость для анализа обновленных человеческих связей в новом социальном контексте.
Языковые особенности речи персонажей в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" имеют свою обусловленность в контексте социальных изменений, происходивших в первой половине XX века в России. Образовательные и социальные трансформации, связанные с революцией и последующими событиями, наштамповали характерный стиль общения между различными классами общества. Язык вытесненных слоев, таких как Шариков, противостоит культурным и образовательным нормам, что создает тонкую, но ощутимую границу классового разделения. В этом контексте Булгаков эффективно показывает, как социальный статус влияет на выбор слов, интонацию и структуру речи персонажей [14].
Шариков, как персонаж олицетворяющий новый пролетариат, использует свой язык как средство для выражения своей агрессивной и неосвещенной натуры. Например, в его обращениях можно заметить бесцеремонное пренебрежение к высокому стилю, характерному для интеллигенции и научного сообщества. Часто его речь выделяется нецензурной лексикой и грубостью, в то время как персонажи, представляющие интеллигенцию, строят свои фразы с учетом норм литературного языка, стремясь к ясности и логичности изложения [18].
Таким образом, Булгаков создает контраст между интеллектуальными героями, как профессор Преображенский, и Шариковым, который является не просто искажением, а, возможно, и пародией на идеи эволюции и прогресса. Речевые особенности Преображенского, насыщенные научной терминологией и обилием метафор, подчеркивают уровень его образования и культурные корни [1]. Замечается, что в конфликтах между персонажами ясно считываются различия в их социальной идентичности: "шариковщина", возникающая в ходе их взаимодействий, фактически становится метафорой деградации общественного сознания, смещения культуры.
Форма обращения, широко представленная в повести — это также инструмент для отображения классовых различий и социальных конфликтов. Шариков, проявляя свою агрессивную натуру и неуязвимость к культурным нормам, постоянно использует такие обращения, как "господин", "товарищ", демонстрируя свою незащищенность и высокого уровня агрессии к окружающим. В противоположность этому, интеллигентные персонажи обращаются друг к другу с уважением, сохраняя элементы вежливости и традиционного стиля общения [19].
В итоге, исследование языковых особенностей речи персонажей повести "Собачье сердце" позволяет сделать вывод о том, что язык является неотъемлемой частью художественного мира Булгакова. Он не только служит средством коммуникации, но и становится инструментом для передачи глубоких смыслов и критики общества. Языковые особенности, проанализированные в данной работе, открывают новые горизонты для понимания произведения и его актуальности в современном контексте. Таким образом, данное исследование может быть полезным как для лингвистов и литературоведов, так и для всех, кто интересуется богатством и сложностью литературного языка, а также его влиянием на восприятие художественного текста.
Список литературы
1. Особенности языка повести М.А.Булгакова Собачье сердце [Электронный ресурс] // www.prodlenka.org
2. Стилистический анализ повести М.Булгакова "Собачье сердце" [Электронный ресурс] // infourok.ru
3. Стилистические особенности речи Швондера [Электронный ресурс] // amgpgu.ru
4. Ответы Mail: какие художественные стили использовал писатель... [Электронный ресурс] // otvet.mail.ru
5. Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье...) [Электронный ресурс] // nsportal.ru
6. Научная работа на тему "СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ..." [Электронный ресурс] // infourok.ru
7. Какие средства выразительности использует автор... [Электронный ресурс] // uchi.ru
8. Ответы Mail: какие художественные приёмы в повести собачье... [Электронный ресурс] // otvet.mail.ru
9. Ответы Mail: Приёмы сатиры в произведении собачье сердце [Электронный ресурс] // otvet.mail.ru
10. Сатира в повести "Собачье сердце" - примеры сочинений ~ Проза... [Электронный ресурс] // www.chitalnya.ru
11. Разговорные элементы в повести М.А. Булгакова «Собачье...» [Электронный ресурс] // www.art-talant.org
12. Что высмеивает Булгаков в повести "Собачье сердце"? [Электронный ресурс] // www.bolshoyvopros.ru
13. Речевая характеристика героев Собачье сердце [Электронный ресурс] // otvet.mail.ru
14. Социальная обусловленность языка героев повести... [Электронный ресурс] // bstudy.net
15. Лексика как средство речевой индивидуализации [Электронный ресурс] // amgpgu.ru
16. Адаптация реалий в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» [Электронный ресурс] // amgpgu.ru
17. Маругина Надежда Ивановна Смысловая структура ключевой текстовой метафоры «Собачье сердце» в аспекте текстового функционирования (на материале повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») // Язык и культура. 2008. №1.
18. Ди Чжан Формы обращения как средство выражения социального конфликта в повести М. Булгакова «Собачье сердце»// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. №1.
19. «Собачье сердце» анализ произведения Булгакова — смысл... [Электронный ресурс] // obrazovaka.ru
20. Анализ повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»... [Электронный ресурс] // referat.yabotanik.ru