«Задачи на все действия с десятичными дробями» | Дресвянникова Людмила Викторовна. Работа №324600
В статье представлена разработка урока по теме «Задачи на все действия с десятичными дробями».
Цель: закрепить умения выполнять все действия с десятичными дробями, в процессе решения задач и примеров интегрировать знания в двух образовательных областях: математике и природе родного края, проверить уровень усвоения материала по теме «Все действия с десятичными дробями».
Задачи:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по теме: «Действия с десятичными дробями».
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, коммуникативность, ясность математической речи, познавательный интерес, расширять кругозор обучающихся.
Воспитывающая: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, чувство патриотизма, любви к родному краю, формировать бережное отношение к Природе и ее обитателям, повышать информационную культуру обучающихся.
Средняя общеобразовательная школа № 25 города Абакана
Урок по теме Задачи на все действия с десятичными дробями
учитель математики
Дресвянникова
Людмила
Викторовна
Тема: Задачи на все действия с десятичными дробями.
Цель: закрепить умения выполнять все действия с десятичными дробями, в процессе решения задач и примеров интегрировать знания в двух образовательных областях: математике и природе родного края, проверить уровень усвоения материала по теме Все действия с десятичными дробями.
Задачи:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по теме: Действия с десятичными дробями.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, коммуникативность, ясность математической речи, познавательный интерес, расширять кругозор обучающихся.
Воспитывающая: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, чувство патриотизма, любви к родному краю, формировать бережное отношение к Природе и ее обитателям, повышать информационную культуру обучающихся.
Оборудование урока:
1) На доске:
а)Изображение кедра, на котором крепятся 5 кедровых шишек, с написанными на них буквами: а, м, у, н, л. С обратной стороны шишек написаны уравнения. Кроме шишек, в нижней части кедра нарисованы корзины с написанными на них ответами к уравнениям. В процессе работы шишки снимаются и складываются в корзину в соответствии уравнение – ответ, в результате буквы образуют слово манул.
б)Изображение цветочной поляны, на которой растут цветы (венерин башмачок). С обратной стороны каждого цветка – пример на все действия с десятичными дробями и соответствующая ответу буква, которую нужно вписать после решения примера в таблицу, помещенную под изображением поляны. В результате во второй строке таблицы появится слово башмачок.
в)Изображение озера, в котором плавают рыбки. С обратной стороны – задача и буква, соответствующая ответу задачи. В процессе ловли рыбы заполняется таблица. В результате имеем слово бобр.
г)Плакат Давайте любить и охранять родную природу, и стараться узнавать о ней как можно больше.
2) Мультимедийная презентация к уроку (сопровождающая весь урок, приложение1). Содержит слайды с изображениями всех животных, птиц, растений, названия которых расшифровываются на уроке: бобр, манул, сапсан, дрофа, лось, бурозубка, пион, скопа, сухонос, колпица. Задания к устной работе. Видеоролик с видами родной природы, задания на облачках (примеры с ответами для физкультминутки), запись Вальс цветов П.И. Чайковского, вальса Е.Дога.
4) Чучело бурозубки.
5) Печатная основа для самостоятельной работы.
6) Компьютеры для проведения теста (приложение2)на все действия с десятичными дробями.
Структура урока:
постановка целей урока (2 мин)
актуализация опорных знаний и умений учащихся (3 мин)
инструктирование по выполнению заданий у доски на I этапе урока (2 мин)
выполнений устных заданий на I этапе, параллельно с учащихся, работающими у доски (5 мин)
проверка, обсуждение и подведение итогов работы выполненной на I этапе (3мин)
инструктаж по выполнению компьютерного теста и самостоятельной работы (2 мин).
самостоятельная работа, с последующей предварительной проверкой и подведением итогов (10 мин)
музыкальная видеопауза (с элементами физкультминутки) (3 мин)
итоговое закрепление навыка работы с десятичными дробями ( 13 - 14 мин)
постановка домашнего задания (1 - 2 мин)
подведение итогов урока, рефлексия (2 мин)
Ход урока:
Организационный момент:
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда- внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова известного русского поэта Александра Яковлевича Яшина
И конечно тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем
Слова эти взяты не случайно… Сегодняшний урок будет немного необычным: решая задачи и примеры на все действия с десятичными дробями, мы попытаемся не только обобщить и систематизировать ваши знания по теме Действия с десятичными дробями, но и окунуться в прекраснейший мир окружающей нас природы, познакомиться с редкими, практически исчезающими видами растений, птиц, животных, имеющимися на территории нашего родного края и нуждающимися в нашей с вами защите.
I этап: Разминка (на этом этапе шесть учащихся работают у доски, остальные под руководством учителя выполняют устную работу, предварительно вспоминаются все правила действия с десятичными дробями).
Закройте на миг глаза и представьте, что вальс цветов П.И. Чайковского, как в сказке переносит вас на цветочную поляну Хакасского заповедника, а совсем рядом в красивейшем озере Иткуль плещутся рыбки и на горизонте шумит тайга.
Работа у доски
1) Начнем мы наш урок с того, что две девочки будут собирать цветы на поляне. Сорвав цветок, нужно выполнить задание, записанное на нем, и в таблице, под соответствующим ответом записать букву, которую вы найдете на этом цветке (в результате весь класс узнает название этих удивительных цветов).
Ответ
5,25
5,21
5,38
5,36
5,13
5,27
5,73
5,12
Буква
Б
А
Ш
М
А
Ч
О
К
1 цв: 7,5 – 2,25 = 5,25 (б)5 цв: 8,28 – 3,15 = 5,13 (а)
2 цв: 1,042 * 5 = 5,21 (а)6 цв: 26,35 * 0,2 = 5,27 (ч)
3 цв: 10,76 : 2 = 5,38 (ш)7 цв: 17,19 : 3 = 5, 73 (о)
4 цв: 2,28 + 3,08 = 5,36 (м)8 цв: 2,1 + 3,02 = 5,12 (к)
2) Совершенно аналогично два мальчика будут ловить рыбу, в нашем озере, выполняя задания, они расшифруют название самого искусного строителя среди млекопитающих (не считая человека), он строит плотины и хатки, углубляет пруды и тоннели – и все это, чтобы создать максимально благоприятные для жизни условия.
Ответ
14,4
14,5
14,6
1414,3
Буква
Б
О
Б
Р
1 рыба: Собственная скорость лодки 16,3 км/ч, а скорость реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения реки. (14,5 км/ч – О).
2 рыба: Собственная скорость лодки 12,7 км/ч, а скорость реки 1,9 км/ч. Найдите скорость лодки по течению реки. (14,6 км/ч – Б).
3 рыба: Бревно длиной 71,5 метра разрезали на 5 равных частей. Чему равна длина одной части? (14,3 м – Р).
4 рыба: Найдите площадь земельного участка, если его длина равна 7,2 км, а ширина 2 км. (14,4 км2 – Б).
3) И двое учащихся попытаются собрать в тайге кедровые шишки. Для этого нужно решить уравнения, записанные на шишках и каждую положить в ту корзину, на которой записан ответ данного уравнения, так чтобы можно было прочесть название дикой кошки, распространенной в горах, степях и пустынях средней и центральной Азии.
Ответ
4,3
4,4
4,5
4,8
4,2
Буква
М
А
Н
У
Л
1 шишка: х + 3,7 = 8х = 4,3 (м)
2 шишка: х – 1,2 = 3,2 х = 4,4 (а)
3 шишка: х * 22 = 99х = 4,5 (н)
4 шишка: х : 24 = 0,2 х = 4,8 (у)
5 шишка: 8,6 – х = 4,4х = 4,2 (л)
Работа устно:
Посмотрите на этого красавчика. Телосложение спортивное: мускулистая грудь, плотное оперение, будто он в рыцарских доспехах. Очень редкая, находящаяся под угрозой исчезновения птица, гнездящаяся на территории нашей республики. Узнать название этой птицы поможет нам следующее задание: нужно из числа 8 вычесть по очереди числа, приведенные ниже в таблице, а под ответами записывать буквы, соответствующие числам (буквы найдем в числовом восьмиугольнике).
рис 1 рис 2
Ответ
7,7
6,8
4,25
2,2
5,55
0,4
Буква
с
а
п
с
а
н
2) А эту красавицу – птицу, издавна преследовали люди охотились на нее ради вкусного и питательного мяса, охотились без учета птичьих возможностей к продолжению своего рода, что привело к трагическим последствиям. Мы узнаем название этой птицы, если выполним действия по схеме и в таблицу под ответами запишем соответствующие буквы.
В настоящее время численность этих птиц катастрофически мала.
рис3
Ответ
0,8
0,9
2,4
7,2
3
Буква
Д
Р
О
Ф
А
3) Загадочный пример. * 4, * *
Все домой! Звонок раздался! +* 7, 4 5
На доске пример остался6 *, 9 8
Залетели в класс синицы 9 4, 6 6
И склевали единицы
Залетели сойки
И склевали двойки
Залетели воробьи
И не стало цифры три
Сообщить прошу вас дети
Где стояли цифры эти?
Ну, что ж а теперь, давайте, посмотрим, как справились со своими заданиями цветоводы, рыболовы и таежники?
У девочек получилось слово башмачок, действительно цветы, которые они собирали на поляне имеют название Венерин башмачок (один из его видов настоящий башмачок). В Хакасии они встречаются в Хакасском заповеднике.
Цветок этот развивается очень медленно и зацветает только на 10 – 15 год. Вот почему они очень нуждаются в нашей с вами охране.
А искусным строителем, как видите, является бобр (полное название Азиатский речной бобр) обитает по берегам реки Азас впадающей в озеро Азас (Тоджа), что красуется на Северо – Востоке Тувы - соседняя с Хакасией республика.
И дикая кошка – Манул. Она поражает даже бывалых натуралистов, охотников и ученых своими способностями затаиться прямо на глазах.
Итог I этапа урока:
Итак, мы с вами прекрасно поработали, и я надеюсь, вы узнали нечто нового для себя об окружающей нас природе. Все птицы, животные и растения, о которых говорилось выше являются редкими, занесены в Красную книгу и подлежат охране.
II этап: Самостоятельная работа (по уровням).
Класс делиться на две группы: 1 группа (10 – 12 человек в зависимости от количества компьютеров в кабинете) проходят компьютерный тест (см. приложение к уроку), вторая группа (все остальные) выполняют действия по схеме в заготовленных печатных основах (при наличии времени ( в идеале) возможна смена ролей).
Выполни действия по схеме, в таблицу под ответами запиши соответствующую букву и получишь название редкой птицы, встречающейся на территории Республики Хакасия.
Iый уровень (на “3”)
рис 4
Ответ
0,306
0,12
27,3
0,006
30,6
Буква
IIой уровень (на “4”)
рис 5
Ответ
11
0,875
273
2
27,3
8,75
9,1
Буква
IIIийуровень (на “5”)
рис 6
Ответ
1,88
18,8
4,2
47
188
470
0,47
Буква
III этап: Проверка самостоятельной работы.
1 уровень:
Скопа: занесена в Красную книгу, является (специализированным) рыбоядным хищником, и поэтому живет в непосредственной близости от водоемов. Один из очевидцев охоты скопы так об этом рассказывает:
Кругом белым – бело. Лишь кое – где, среди искрящихся нагромождений льда темнеют на реке полыньи. Над ними в вышине, распластав метровые крылья, парит кругами белогрудая птица, а на ледяном поле плавает ее синяя тень. Скопа рыбачит. Она внимательно смотрит вниз (концы ее крыльев трепещут, как бы вибрируют). Этот трясущийся полет хищника продолжается недолго. Заметив жертву, скопа на миг замирает, и тут же стремительно, камнем, бросается вниз. У самой воды птица вытягивает лапы. Всплеск! Заслонив себя каскадом ледяных брызг, она мгновенно взлетает. В когтях, извиваясь, блестит серебристая рыба.
Скопа мух не ловит - шутят рыболовы.
2 уровень:
Сухонос: Крайне редкая птица, находящаяся под угрозой исчезновения, занесена в Красную книгу. В настоящее время имеются сведения лишь о нескольких встречах с сухоносами в пределах Хакасии.
3 уровень:
Колпица: В народе говорят: Бела, как Колпица. И действительно, оперение птицы белоснежное. Только длинный хохол на голове с желтинкой. Величиной эта птица с гуся, но ноги у нее длинные и тонкие, цвет клюва и ног темно-бурый. Клюв особенный редко среди пернатых найдешь хотя бы некоторое подобие.
IV этап: Физкультминутка.
На фоне легкой инструментальной музыки, прокручивается видео ролик с живописными местами родного края, детям предлагается сделать легкие круговые движения головой руками, легкие покачивания из стороны в сторону (в целях снятия напряжения в мышцах и общей релаксации).
Далее предлагается поверить правильность решенных примеров: если пример решен верно, то нужно аплодировать (хлопать в ладоши), а если пример решен неверно, то нужно топать ногами (возмущаться).
(демонстрируются примеры с ответами на облачках см. приложение презентация)
Примеры:
2,3 * 0,2 = 23
4,8 : 2 = 2,4
25 + 8,5 = 11,
20 * 0,5 = 1
2,7 + 3,3 = 5
8,7 – 3,4 = 5,3
V этап: Решение задач
1) При сборе урожая с первого участка собрали 37,5 т пшеницы. Со второго в 1,5 раза меньше, с третьего на 2,5 т меньше, а с четвертого в 0,8 больше, чем с первого. Сколько тонн пшеницы собрано со всех участков?
Решая эту задачу, мы узнаем название цветка занесенного в Красную книгу и встречающегося на территории нашей Республики.
30 – О; 25 – П; 35 – И; 127,5 – Н (пион).
2) Выполнив задание по этой схеме, мы узнаем название одного из самых крупнейших животных живущих на территории Хакасии.
да
нет
а
х
буква
0,1
0,2
0,3
0,4
рис 7
рис 8
3) Масса лося 600 кг, а масса самого маленького зверька живущего на территории Республики Хакасия, крошечной бурозубки, в 200000 раз меньше!!! Длина тела лося 3 м, а бурозубки в 60 раз меньше. Какова длина тела и масса крошечной бурозубки?
После того, как решена задача, демонстрируется чучело бурозубки.
VI этап: Подведение итогов (рефлексия) и домашнее задание.
Мои соавторы и судьи,
Я об одном лишь вас прощу:
Урок наш оценить сумейте,
А дальше прозой я скажу:
Из данных слов:
Люблю
Обожаю
Боготворю
Охраняю
Защищаю
Оберегаю
Ограждаю
Вступаюсь
Берегу
Дорожу
Ценю
Узнаю
Постигаю
Интересно
Увлекательно
Занимательно
Здорово
Любопытно
Выберите те, которые наиболее точно выражают ваши чувства, эмоции, связанные с нашим уроком, попытайтесь одним словом ответить на вопрос:
Оказался ли он полезным для вас? Узнали ли вы что-то новое, интересное?
Какими словами можно закончить наш урок?
В свою очередь, я хочу поблагодарить вас за работу, пожелать вам дальнейших творческих успехов.
В связи с этим, в качестве домашнего задания, я предлагаю вам творческую работу: с помощью энциклопедий, красной книги (которые в том числе можно найти в поисковых службах сети Интернет) найти название растения или животного, занесенного в Красную книгу Хакасии и зашифровать его в блок-схему, содержащую все действия с десятичными дробями.
И в заключение обращаюсь к вам с просьбой - Давайте любить и охранять Родную природу и узнавать о ней как можно больше!
8
0,3
1,2
3,75
5,8
2,45
7,6