Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Задачи социально-педагогической службы и Службы медиации в образовательной организации | Саитова Екатерина Александровна. Работа №257709

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Саитова Екатерина Александровна
В статье кратко и понятно описаны задачи и функуции сотрудников социально-педагогичекой службы и Службы медиации в образовательной организации

Педагог- психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к педагогу-психологу в своей работе? Конечно. Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих образовательных организациях, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так родители и педагоги. Однако, несмотря на это, многие до сих пор не понимают, кто такой — этот педагог-психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой.

Основные принципы работы педагога-психолога

В первую очередь, педагог-психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об обучающихся, воспитанниках должна храниться у психолога, доступ к информации должен быть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае педагога-психолога — обучающемуся, воспитаннику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся обучающегося, воспитанника и его семьи. Психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог может начать еще до поступления в образовательную организацию: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к учебе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к обучению в образовательной организации. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности ученика, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях обучающихся, воспитанников.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям наших обучающихся, воспитанников?

Еще одна задача психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую образовательную организацию) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить на занятия или же часто по приезду домой плачет, то это тоже повод как можно скорее обратится к психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить не только родителей, но и педагогических работников, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать обучающегося и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к психологам обращаются и педагогические работники за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у обучающегося резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В практике психологов был описан случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем к психологу обратился его классный руководитель. В итоге у ребенка выявились суицидальные наклонности и психологу пришлось долго работать с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

КАКУЮ ПОМОЩЬ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ?

 

Социальный педагог фактически есть в каждой образовательной организации. Сфера деятельности такого специалиста подразумевает под собой работу с детьми и подростками с девиантным поведением, поведением, нарушающим Устав образовательной организации, семьями, которые находятся в социально-опасном положении. Если обучающийся, воспитанник или его семья испытывают сложности адаптации в социуме, то с такими «сложными» детьми и семьями должен будет работать социальный педагог. Проявления различного рода зависимостей у обучающихся, воспитанников, совершение правонарушений также могут служить основанием для начала работы с такими детьми именно с социальным педагогом. Дети, которые плохо понимают нормы социального поведения, не выполняют их, нуждаются в помощи именно социального педагога.

Каким образом в образовательной организации организована работа социального педагога с детьми?

Образовательная организация — это место, где обучаются дети из различных семей, с разным воспитанием, уровнем развития, поведенческими особенностями. Социальный педагог совместно с педагогом-психологом призван сгладить трудности адаптации и социализации обучающихся, воспитанников.

Для этого в образовательной организации социальный педагог ведет учет несовершеннолетних, которые не посещают занятия или систематически пропускают их по неуважительным причинам. Также социальный педагог осуществляет защиту прав несовершеннолетнего в пределах своей компетенции, не нарушая или ущемляя права детей (ст.14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Социальный педагог осуществляет свою деятельность путем индивидуальной работы с детьми и подростками, с привлечением других специалистов, родителей, администрации. Возможна организация тренинговых занятий, индивидуальных бесед, тестирования, создания групп поддержки.

Можно привести пример алгоритма действий социального педагога в отношении обучающихся, воспитанников, пропускающих занятия без уважительной причины. После того как выяснилось, что обучающийся не посещает занятия, то обязательно необходимо побеседовать с родителями, затем провести диагностику и индивидуальную работу с обучающимся. Следующий шаг будет постановка на учет группы риска. После этого совместная профилактическая и просветительская работа с Советом профилактики, а в других случаях с КДН и органами опеки и попечительства.

Если семья обучающегося неблагополучная, то алгоритм работы социального педагога с его семьей будет несколько иной. Для начала необходимо изучить социально-опасную семью, затем исследовать жилищно-бытовые условия семьи. После этого познакомиться с членами семьи, изучить причины неблагополучия, составить карту семьи. В конце составить план работы с неблагополучной семьей.

Может ли социальный педагог посещать семьи и исследовать жилищно-бытовые условия обучающихся, воспитанников?

Социальный педагог и любой другой педагогический работник может лишь поинтересоваться общей обстановкой в семье. Заходить в квартиру, перемещаться по ней без разрешения родителей обучающегося не имеет права. После того, как вы получили разрешение на обследование жилищно-бытовых условий составляется акт обследования, и заверяется подписями родителей и педагогических работников, которые его проводили.

Стоит отдельно отметить работу социального педагога с обучающимися, воспитанниками с девиантным поведением.

Целью такого учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся, воспитанниках с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе.

Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся, воспитанниках с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации. Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.

На учет группы риска могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних:

а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;

б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;

в) допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться:

а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);

б) окончание обучения в образовательной организации;

в) перевод в иную образовательную организацию;

г) достижение возраста 18 лет;

д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).

Учет в нашей образовательной организации ведется социальным педагогом в форме банка данных и составления на каждого обучающегося, воспитанника группы риска или семьи группы риска индивидуальной программы реабилитации.

Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.

Для чего нужна Служба медиации в образовательной организации?

   В процессе обучения в образовательной организации каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей образовательной организации  с 1 сентября 2017 года создана Служба медиации.

Часто случается так, что люди не могут понять интересы друг друга без помощи третьей независимой стороны. Участие в решение конфликта такой независимой стороны используется в альтернативном методе – медиации. Медиация – это добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает сторонам найти взаимоприемлемый вариант решения  конфликтной ситуации 

Наша концепция Службы медиации базируется на трех положениях.

1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (нейтрального посредника) работают и подростки в том числе, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами»).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.

Подчеркнем, что Служба медиации не должна становиться психологическим клубом. Ее основная направленность — проведение примирительных встреч и изменение подхода с силового и карательного на восстановительный. Только если эти цели выполняются, она может считаться Службой медиации.

Основные ситуации — кражи мобильных телефонов, вымогательство личных вещей, драки, порча школьного имущества и т.п. Служба с этими ситуациями и работает. Мы не говорим о всепрощении и безнаказанности. Для нас ответственность - в максимальном исправлении причиненного вреда. Если стороны хотят встретиться и это для них безопасно, то встречу можно проводить. Люди приходят добровольно, и перед ведущим не стоит задача достичь примирения (тем более что это не в его силах). Ведущий помогает диалогу сторон, следит за его конструктивностью (чтобы не было угроз, оскорблений), но ответственность за участие во встрече и ее результат лежит на участниках диалога.

Кстати, мы и не говорим сторонам о «примирении», а скорее «как перестать быть врагами». 

Служба медиации – это команда взрослых  (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:

- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

- дать возможность существующим в образовательной организации сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

- снизить уровень агрессивности в сообществе обучающихся, воспитанников.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×