Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Задание № 3 ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Синтаксический анализ предложений (характеристика предложений) | Рябинова Людмила Ивановна. Работа №343091

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Задание 3 ОГЭ по русскому языку направлено на синтаксический анализ предложений (простых или сложных). Это задание также выполняется на основе небольшого текста, состоящего из пяти предложений, и проверяет следующие элементы содержания школьного курса русского языка:  типы сказуемого;  виды предложений по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске), количеству грамматических основ, структуре грамматической основы, наличию второстепенных членов, полноте членов предложения;  виды второстепенных членов предложения (прямые и косвенные дополнения; согласованные и несогласованные определения и приложения; виды обстоятельств по значению – места, времени, образа действия и проч.);  группы односоставных предложений;  предложения с однородными членами;  предложения с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями);  предложения с уточняющими обособленными обстоятельствами;  предложения с обращениями, вводными словами и конструкциями, с междометиями;  типы сложного предложения;  виды придаточных в сложноподчинённых предложениях;  типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными;  синтаксические конструкции с различными видами связи между частями сложного предложения;  способы передачи чужой речи. Обратите внимание! Синтаксический анализ любого предложения нужно в любом случае начинать с понимания смысла этого предложения и, конечно, определения его грамматической основы (грамматических основ). При этом можно помочь себе, применив известные графические обозначения. Только после этих важных шагов можно переходить к разбору синтаксического явления, представленного в утверждении. 

Задание № 3 ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Синтаксический анализ предложений (характеристика предложений)

 

1.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Язык  — это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. (2)Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам  — носителям этого языка. (3)Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков  — существует множество названий снега. (4)Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. (5)Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Во второй части предложения 1 использовано составное глагольное сказуемое.

2)  Вторая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным согласованным приложением.

3)  Предложение 3 простое двусоставное.

4)  В предложении 4 содержится три грамматические основы.

5)  Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связями между частями.

2.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, океане, земной коре.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Вторая часть предложения 1 осложнена уточняющим членом.

2)  Предложение 2 простое, осложнено однородными членами.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое.

4)  Первая часть предложения 4  — безличное предложение.

5)  В предложении 5 оба сказуемых простые глагольные.

3.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)К сожалению, духовность в культуре отодвинута в нашу эпоху далеко на задний план. (2)Она стала сегодня лишь иллюзорной оболочкой, за которой скрывается ярко выраженная материальность. (3)Культура сейчас является лишь совокупностью материальных достижений народа, она выступает в союзе с его экономическими и политическими стремлениями. (4)Нации хотят, чтобы их культура овладела другими народами и тем самым их осчастливила. (5)Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 осложнено вводным словом.

2)  Предложение 2 сложное бессоюзное.

3)  Предложение 3 сложносочинённое.

4)  Вторая часть предложения 4  — придаточное изъяснительное.

5)  В предложении 5 простое глагольное сказуемое.

4.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.

Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.

1)  Предложение 1 сложносочинённое.

2)  Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.

3)  В предложении 3 четыре грамматические основы.

4)  Сказуемое в предложении  — 4 составное глагольное.

5)  Предложение 5  — простое двусоставное.

5.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте  — недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре  — бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением.

2)  Предложение 2 содержит вводное слово.

3)  Предложение 3 содержит деепричастный оборот.

4)  Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени.

5)  Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.

6.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов  — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 осложнено вводным словом.

2)  Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3)  В предложении 3 три грамматические основы.

4)  Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.

5)  Предложение 5 осложнено однородными членами.

7.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Историческая география населения  — наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. (2)Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. (3)Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. (4)Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, «привязать» к географическим ориентирам местообитание народов. (5)От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2)  Предложение 2 бессоюзное сложное.

3)  Первая часть сложного предложения 3  — односоставное неопределённо-личное предложение.

4)  Предложение 4 сложноподчинённое, с придаточным цели.

5)  Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

8.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы  — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых  — около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс  — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Вторая часть предложения 1 осложнена обособленным приложением.

2)  В предложении 2 простое глагольное сказуемое.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое, с придаточным определительным.

4)  Предложение 4 простое с однородными членами.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

9.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Весьма популярны созвездия зодиакального пояса, имеющие древнюю астрологическую историю. (2)В давние времена каждое из этих 12 созвездий обозначалось особым знаком (символом). (3)Эклиптика* была разделена на 12 равных частей, которые также назвали знаками зодиака. (4)Их отсчёт вёлся от точки весеннего равноденствия. (5)Поскольку на их фоне разыгрываются основные события в Солнечной системе, такие созвездия важны для астрономов.

__________

*Эклиптика  — круг на небе, по которому происходит воображаемое годовое движение солнца; круг, который описывает земля в своем годовом движении.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 осложнено обособленным определением.

2)  Предложение 2 односоставное безличное.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое, с придаточным определительным.

4)  В предложении 4 составное именное сказуемое.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

10.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Компьютеры, телевизоры, видеоплееры стали привычными вещами в обыденной жизни каждого современного человека. (2)Редкий дом обходится без этих достижений техники, призванной нести нам всевозможную полезную информацию, развлекать нас, скрашивать часы досуга, однако по-прежнему, как в те времена, когда не изобрели ещё ни кино, ни телевизора, люди приходят в театр, чтобы посмотреть спектакль. (3)Театр  — это особый, ни с чем не сравнимый вид искусства. (4)Нет, наверное, на свете человека, который хотя бы раз не побывал в театре и не смотрел бы завороженно действие, происходящее на сцене. (5)Но зритель видит только одну сторону театра  — парадную  — и не задумывается над тем, сколько труда вложили люди разных профессий в создание спектакля.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 осложнено однородными определениями.

2)  Предложение 2 с сочинительной и подчинительной связью между частями.

3)  Предложение 3 осложнено обособленным определением.

4)  Первая часть предложения 4  — безличное предложение.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

11.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Хорошо, когда у человека есть любимая работа, когда он стремится овладеть ею, постичь её в совершенстве. (2)Каждый человек по-своему переживает золотые минуты, когда он учится нужному и интересному делу. (3)Сначала чувствуешь себя беспомощным, потому что голова знает, как работать, а руки пока не слушаются. (4) Но вот наконец наступает чудесный день, о котором ты так долго мечтаешь,  — и ты становишься мастером. (5)Много незабываемых радостей может быть у человека, но с радостью творчества не сравнится ни одно чувство.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 c однородным подчинением придаточных предложений.

2)  Предложение 2 осложнено однородными дополнениями.

3)  Предложение 3 имеет три грамматические основы.

4)  Предложение 4 с сочинительной и подчинительной связью между частями.

5)  Первая часть предложение 5  — односоставное безличное предложение.

12.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. (2)Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались, они передавались от одного человека к другому, от старших к младшим.

(3)Те, кто рассказывал предания, назывались сказителями; у древних греков, например, сказителя именовали аэдом. (4)Он был всегда желанным гостем на пиру. (5) Когда пир заканчивался, его участники требовали песен, легенд, сказаний, аэд брал лиру и, перебирая струны, начинал петь о мудром царе Одиссее и храбром воине Ахилле.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 с сочинительной и подчинительной связью между частями.

2)  Предложение 2 сложносочинённое.

3)  Первая часть предложения 3 осложнена вводной конструкцией.

4)  В предложении 4 составное именное сказуемое.

5)  В предложении 5 три грамматических основы.

13.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) У пословиц и поговорок нет автора, и мы никогда не узнаем, когда именно они появились и где находится место их создания. (2)Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. (3)Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах. (4)Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений, им свойственна афористичная сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни. (5)Недаром они стали бесценным материалом для исследований не только филологов, но и историков, этнографов, писателей, философов.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  В предложении 1 однородные придаточные предложения.

2)  Предложение 2 простое, осложнено однородными членами.

3)  Предложение 3  — определённо-личное односоставное.

4)  Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

14.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Прошли годы и годы, десятилетия и века, прежде чем она воплотилась в свой главный «продукт»  — книгу. (3)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Книга  — верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг, она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль; словом, нет ничего дороже книги для мыслящего человека!

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 осложнено обособленным определением.

2)  Предложение 2 сложносочинённое.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое.

4)  Предложение 4 простое осложнённое.

5)  В предложении 5 четыре грамматических основы.

15.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)А. К. Саврасов стал зачинателем лирического отношения к природе и в своих картинах сумел показать скромную красоту русских сельских мотивов. (2)Он нашёл очарование там, где раньше его никто не видел: в пыльных просёлочных дорогах, чахлых деревцах, топких болотах и залитых половодьем полях. (3)В его самой знаменитой картине «Грачи прилетели» пейзаж чрезвычайно прост и даже неказист. (4)Художник изображает скромную церквушку деревни Молвитиново, расположенной недалеко от Ярославля, талый потемневший снег, голые кривые берёзки и стаю грачей. (5)Однако Саврасову удалось так свежо и эмоционально поведать о весеннем пробуждении природы от зимней спячки, что толпы зрителей надолго в восторге застывали перед небольшим полотном.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  В предложении 1 однородные сказуемые являются составными глагольными.

2)  В предложении 2 придаточное определительное.

3)  В предложении 3 есть несогласованное приложение.

4)  Предложение 4 осложнено обособленным определением и однородными членами.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

16.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Выразительное чтение невозможно без внутренних представлений чтеца, без ярких образов, в противном случае оно будет безжизненным и скучным. (2)Когда мы в жизни произносим слова, мы всегда представляем себе то действие или тот предмет, которые они обозначают. (3)И прежде чем произнести эти слова, мы видим перед собой их содержание. (4)Когда мы рассказываем что-нибудь своим собеседникам, мы постоянно видим «внутренним глазом» всё то, о чём говорим. (5)Когда же слушаем чей-то рассказ, то чем талантливее рассказчик, тем ярче и мы представляем словесные образы.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 простое.

2)  Предложение 2 с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое.

4)  Последняя часть предложения 4  — неопределённо-личное предложение.

5)  В предложении 5 три грамматических основы.

17.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Искусств на свете множество, и их традиционно разделяют на разные виды в зависимости от того, каким способом, с помощью каких средств создаётся произведение. (2)Так, например, музыкант воплощает художественные образы в своём виде искусства  — музыке, для литератора «строительный материал»  — это слова. (3)Музыку и литературу называют временны́ми искусствами. (4)В них сюжет развивается и воспринимается последовательно во времени, от начала к концу. (5)Однако они не дают конкретного, зримого изображения, его создают другие виды искусства  — изобразительные.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 с сочинительной и подчинительной связью между частями.

2)  В первой части предложения 2 осложнена обособленным приложением.

3)  В предложении 3 составное глагольное сказуемое.

4)  Предложение 4 осложнено уточняющим обстоятельством.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.

18.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) В конце ХХ столетия одним из наиболее активных языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов. (2)Русский язык всегда был открыт для заимствований, в его лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. (3)Многие из них настолько прижились в языке, подчинились русской грамматике, что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги). (4)В разные эпохи приходили к нам разные «чужие» слова, заимствования были требованием жизни. (5)Так, развитие кораблестроения, инженерного дела, различных ремёсел привело в русский язык голландские и английские морские термины, технические и канцелярские немецкие слова.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  В предложение 1 составное глагольное сказуемое.

2)  Предложение 2 сложное бессоюзное.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое.

4)  Предложения 4 простое с однородными членами.

5)  Предложение 5 осложнено вводным словом.

19.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Один французский исследователь установил, что красный и жёлтый цвета стимулируют мозг. (2)Он ввёл понятие цветовой модели, которая получила название «цветового круга Ньютона». (3)Однако не все согласны с тем, что существует семь цветов спектра. (4)Например, Леонардо да Винчи полагал, что их пять, а некоторые современные исследователи пришли к выводу, что их четыре. (5)Классическим считается семицветие Ньютона; художники, однако, считают голубой цвет не самостоятельным, а разбавленным синим, поэтому традиционно в живописи основными признаются шесть цветов.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Вторая часть предложение 1 осложнена однородными членами.

2)  Предложение 2 сложноподчинённое.

3)  В первой части предложения 3 простое глагольное сказуемое.

4)  В предложении 4 четыре грамматических основы.

5)  Предложение 5 с бессоюзной и подчинительной связью.

20.  Тип 3 

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Существует два основных вида реставрации, условно назовём их «антикварной» и «музейной», которые отличаются самим принципом подхода к восстановлению произведения. (2)«Антикварной» реставрацией произведению возвращается «товарный» вид, дорабатываются недостающие детали. (3)При «музейной» реставрации произведение бережно «вылечивается», а не заново делается. (4)Но подходить к этому надо очень осторожно: «сотворчество» с автором может привести к тому, что живое произведение превратится в бездушный макет. (5)Так что правильная реставрация  — это не «доделывание», а лечение.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

2)  Предложение 2 сложное.

3)  В предложении 3 простые глагольные сказуемые.

4)  Первая часть предложения 4 содержит прямую речь.

5)  В предложении 5 составные именные сказуемые.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×