Статья ЗАДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОГРУЖЕНИЯ «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ. Автор: Беловолова Екатерина Олеговна

Автор: Беловолова Екатерина Олеговна
В статье представлено несколько заданий учебного погружения (данное понятие мы рассматриваем с точки зрения М. Щетинина), которые способствуют развитию одного из книверсальных учебных умений - смыслового чтения.


Автор: Беловолова Екатерина Олеговна

ЗАДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОГРУЖЕНИЯ «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Е. О. Беловолова, студентка 3 курса отделения

«Преподавание в начальных классах»

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького»

Руководитель Ю. А. Костюченко

 

В современном мире, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), отражающем социальный заказ нашего общества, актуальна проблема увеличения внимания к развитию читательской грамотности у младших школьников [1, с. 6 - 7]. Одним из компонентов читательской грамотности, от которого зависит успешность ученика в будущем, по мнению А.Г. Асмолова, является универсальное учебное действие – смысловое чтение.

Смысловое чтение – это осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98]. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить всю извлеченную информацию, а это невозможно без познавательной деятельности. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная и письменная речь.

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста:

1. Фактуальный, поверхностный уровень понимания текста - это понимание фактов, воспроизведение событий, героев, места и времени действия. На данном этапе происходит восприятие информации, которая содержится в тексте.

2. Подтекстовый уровень характеризуется пониманием (осмысление сообщения через анализ внешней формы), о чём говорится в тексте, установлением связей, отношений, причин, следствий, скрытых засловами текста, то есть - подтекста.

3. Концептуальный предполагает восприятие читателем общего настроения произведения, авторской оценки персонажей, событий, происходящих в тексте, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написанои как написано. На данном этапе требуется обширный, активный анализ текста [3].

Сама же технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

первый этап

восприятие информации, содержащейся в тексте

;

в

торой этап – понимание (осмысление сообще

ния через анализ внешней формы);

т

ретий этап – интерпретация.

На данном этапе требуется обширный, активный анализ текста [

2

, с

.99

].

Только работая по всем трём этапам, обучающийся сможет овладеть умением смыслового чтения, сможет осознать свой прирост в знаниях после прочитанного текста.

В Красноярской Университетской Гимназии №1 «Универс» работа по развитию данного умения происходит в рамках урока литературного чтения. Но под смысловым чтением подразумевается не только работа в урочное время, но и во внеурочное. При развитии данного умения важен охват текстов различных по стилю и жанру. С целью продолжения развития данного умения у обучающихся 3 классов был разработан и реализован проект "История родного города". Так как умение смыслового чтения является универсальным учебным действием, для реализации данного проекта выбрана одна из форм внеурочной деятельности – учебные погружения [4, с. 503].

Приведем несколько примеров заданий учебного погружения.

1 задание. Обучающимся необходимо прочитать статью из газеты «Городские новости». В ней корреспондент берёт интервью у Николая Дроздова (археолог, доктор исторических наук, профессор) на тему «Красноярск – древнейший город на земле» (ниже представлен фрагмент статьи – табл.).

Таблица

Наш гость

Николай ДРОЗДОВ (археолог, доктор исторических наук, профессор)

«Красноярск – древнейший город на земле»

Интервью ведет корреспондент газеты «Городские новости»

- Какие открытия были сделаны на Афонтовой горе? - Сотрудники Института археологии и этнографии Российской Академии Наук в 2014 – 2017 годах проводили раскопки на месте строительства 4–го моста через Енисей, нашли каменный инвентарь, украшения, бусинки, браслеты, костяные иглы с ушком. Возраст предметов – порядка 16 тысяч лет. Нашли мы и челюсть девочки с хорошо сохранившимися зубами. Находке от 16 до 18 тысяч лет. Антропологи говорят, что по происхождению девочка близка к индейцам Северной Америки. Есть основания полагать, что Америка была заселена с нашего материка: через Берингов пролив пришли туда первые люди. Я их в научных работах назвал «сибирскими колумбами». И сейчас мы доказываем, что эти самые колумбы присутствовали у нас, в Красноярске.

После прочтения текста перед обучающимися возникают вопросы, которые якобы задал корреспондент: «Можно ли считать, что «сибирские колумбы» - это красноярцы? Можно ли считать людей, живших 32 тысяч лет назад, красноярцами?». В ходе обсуждения, а также повторного прочтения текста, обучающиеся делают вывод, что было бы ошибкой считать «сибирских колумбов» красноярцами. Суждение возникает на основе размышлений, что «колумбы» жили до основания Андреем Дубенским города Красноярска. Такая работа позволяет обучающимся всецело погрузиться в текст, для того чтобы найти ответ на интересующий их вопрос.

В данное задание были включены следующие приёмы работы над смысловым чтением: чтение с пометками - обучающимся, для того чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно было выделить ту информацию, которая им поможет, а для этого им необходимо читать с пометками; читаем и спрашиваем – обучающиеся при чтении данной статьи могли столкнуться с неизвестными им словами, поэтому, используя данный метод, а так же тот, о котором говорили ранее, обучающиеся придут к верному ответу.

2 задание. Составление полной и исторически достоверной биографии Андрея Дубенского. Обучающимся было предложено два текста, в одном из которых были даны ошибочные данные. Во время выполнения данной задачи обучающиеся возвращались к ранее изученной информации, для того, чтобы выделить из других текстов ту информацию, содержащей сведения о жизни Дубенского.

Для того чтобы обучающиеся полностью погрузились в работу по изучению биографии Дубенского, в задания включались приёмы: найди ошибку; восстанови текст. Данные приёмы способствовали развитию внимательности юных читателей, что является одной из составляющих частей умения смыслового чтения.

3 задание. Обучающимся предлагалось на выбор 15 имён известных людей, живших в Красноярске в XVIIXX веках. Ученикам необходимо дома найти легенду о любой выбранной личности, составить 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса по тексту, придумать одно интересное задание для своих одноклассников. Большинство обучающихся справились с работой. Им удалось не просто составить вопросы, но и оформить стенгазету (рис.), для того чтобы каждый желающий мог узнать интересные факты, решить задания.

Рис.1. Фотография работ обучающихся

При разработке данного задания был сделан акцент на такие приёмы, как нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д., составление вопросов, благодаря которым обучающиеся погружались в изучение текста, выделяли из него важную и полезную информацию, необходимую для дальнейшей работы.

Для оценки результатов по первому учебному погружению нами было выбрано 3 задание (оно представлено выше), с помощью которого можно проследить уровень развития умения смыслового чтения у обучающихся. Задание оценивалось по критерию «умение представлять информацию в различных формах (кроссворды, задачи, ребусы, и т.д.)». Ответы обучающихся были разделены следующим образом:

В 2 балла оценивалась работа, в которой обучающийся верно выделил всю основную информацию, работа соответствует заданным критериям.

В 1 бал

л

оценивалась работа, в ко

торой обучающийся верно выделил

основную информацию, но выполнил работу без учета заданных критериев.

Соответственно, если обучающийся н

е

выделил основную информацию или выделил, но

упустил важную

информаци

ю

, за работу выставлялось 0 баллов.

Результаты анализа продуктов деятельности обучающихся представлены в виде диаграммы. В работе участвовали обучающиеся МАОУ КУГ №1- гимназия «Универс», 3 «Е» класс в количестве 19 человек.

 

Рис. 2. Диаграмма. Результаты анализа выполнения обучающимися задания 3

 

При анализе работ, было определено, что большинство обучающихся (14 человек), верно выделили информацию, а так же представили её в соответствии с критериями. Четверо обучающихся нашли верную информацию, но не учли критерии, и один человек не справился с работой.

Таким образом, можно прийти к выводу, что обучающиеся достаточно результативно справляются с заданиями, которые не требуют устных объяснений. Они гораздо успешнее составляют свои задания на основе прочитанной информации.

В целом, можно утверждать, что учебное погружение способствует развитию умения смыслового чтения. При решении заданий, обучающимся необходимо не просто поверхностно прочесть текст, а вчитаться в самую суть, определить конкретные цели, которые ставит перед ними текст, выполнить задания, которые напрямую связаны с ним.

Формируя у обучающихся данное умение, мы способствуем его становлению в роли грамотного, опытного читателя, человека, способного выполнять различные учебные действия, связанные с работой над текстом.

 

Список используемой литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru

Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М.: Учпедгиз,1953.СС.30-31; 32-35

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Красноярская университетская гимназия №1– Универс» от 1 сентября 2016 г. №240 п. –535 с.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x